Покраска отопительных труб: выбираем эмаль и приступаем к работе

Рано или поздно наступает момент, когда краску на трубах отопления необходимо обновить. Старое покрытие начинает желтеть, отслаиваться, покрывается сетью трещин, делая внешний вид неэстетичным. Не стоит забывать о коррозии, которая является врагом любых металлических изделий. Даже если у вас пластиковые или новые трубы – качественное покрытие повысит их теплоотдачу и защитит от внешних воздействий.

Качественная покраска батарей улучшает теплоотдачу и продлевает срок эксплуатации
Качественная покраска батарей улучшает теплоотдачу и продлевает срок эксплуатации

Выбираем краску

Раньше для этих нужд использовались масляные краски. Однако недолгий срок службы и склонность к изменениям цвета (в случае с самой популярной, белой – пожелтение), сделали их неконкурентоспособными. Поэтому мы не рекомендуем пользоваться ими для окраски труб отопления.

На сегодняшний день, наиболее популярными составами являются:

  • Алкидная эмаль;
  • Акриловые органические эмали;
  • Водно-дисперсионные краски.

Сразу оговоримся – речь идет об эмалях и красках, которые выдерживают высокие температурные нагрузки. Поэтому, выбирая состав, внимательно изучите аннотацию на упаковке, или обратитесь за разъяснениями к консультантам в магазине.

Алкидная эмаль

Алкидные краски для труб отопления пользуются большой популярностью. Широкий выбор цветов и устойчивость к внешним воздействиям – вот причины, по которым люди выбирают их все чаще.

Что входит в состав такой эмали? Основой является так называемый пентафталевый алкидный лак, который состоит из смол, смешанных с растительными маслами, глицерином и канифолью. Такая смесь отличается своей густотой, поэтому для создания краски в нее добавляют растворители. На выходе и получается алкидная эмаль.

Как выбрать алкидную эмаль?

Абсолютно любая краска имеет маркировку, которая указывает на ее предназначение. В нашем случае, маркировка будет выглядеть так:

  • ПФ – 223, где буквы «ПФ» обозначают, что в ее основе пентафталевый алкидный лак, первая цифра «2» – эмаль предназначена для применения внутри помещений (в том числе, покрытия металлических поверхностей), а последние две цифры «23» указывают на номер по каталогу.
  • ПФ – 837. Зачастую, покупатели интересуются данными эмалями, так как цифра «8» обозначает повышенную термостойкость. Однако, в связи с тем, что данная краска токсична, ее применение в быту не представляется возможным.

Поэтому, свой выбор алкидной эмали вы можете остановить на ПФ – 223, которая активно используется для обработки труб отопления.

Приобретая алкидную эмаль, стоит позаботиться о том, чтобы помещение, в котором будут производиться работы, хорошо проветривалось. Поскольку в состав краски входят растворители, в процессе высыхания и в первое время эксплуатации будет чувствоваться неприятный и резкий запах.

Алкидная эмаль Хейцкоперлак отличается высокой термостойкостью

Акриловые органические эмали

В основу любых акриловых эмалей входят полиакрилаты – термопластичные полимеры. Благодаря им, окрашенная поверхность приобретает глянцевый блеск. Не зря именно акриловыми эмалями чаще всего красят кузова автомобилей.

Также как и в случае с алкидными эмалями, в состав акриловых красок входят растворители. Поэтому некоторое время после обработки помещение будет необходимо проветривать, чтобы убрать резкий запах.

Что касается эксплуатационных характеристик, акриловые эмали, при грамотном нанесении, отличаются долговечностью и устойчивостью к стиранию.

Акриловая эмаль российского производства выдерживает до +120 градусов

Водно-дисперсионные краски

Эти эмали кардинально отличаются от упомянутых выше тем, что в их составе вместо растворителя применяется вода. Во время покраски вода испаряется и состав твердеет. Как вы уже, возможно, догадались, водно-дисперсионные краски лишены существенного недостатка – они не издают неприятных запахов. Популярность эти эмали снискали еще и благодаря быстрому высыханию, устойчивости к высокой влажности и длительному сроку службы, который при соблюдении всех условий может составить 10-15 лет.

Следует учесть, что выбор водно-дисперсионных эмалей, которые пригодны для окрашивания труб отопления, несколько ограничен. Поэтому для этих целей необходимо приобретать краски на основе акриловых дисперсий, которые хорошо выдерживают температурные нагрузки.

У водно-дисперсионных красок отсутствует неприятный запах

После того, как вы определились, какой краской нам предстоит красить трубы отопления, перейдем к следующему этапу.

Покраска труб отопления: мастер-класс

Мы определили, какие эмали пригодны для работы.

Теперь рассмотрим, как красить батарею отопления.

Прежде чем переходить непосредственно к процессу, необходимо учесть ряд нюансов:

  • Во-первых, крайне желательно приступать к окраске, когда трубы холодные, то есть вне отопительного сезона. Покраска горячих труб приводит к тому, что образуются подтеки, материал трескается и плохо сохнет. Наилучшим временем года станет лето – проветривание помещения после использования алкидных и акриловых красок не станет проблемой.
  • Во-вторых, чаще всего для обработки используют белую краску. И зря. Темная эмаль обладает на порядок лучшей теплоотдачей.
  • В-третьих, не забудьте уберечь от случайных брызг и пятен краски стены и пол! Для этого используйте бумагу, газеты, клеенки.

Итак, приступаем к работе. Для этого нам понадобятся:

  1. Шпатель.
  2. Наждачная бумага.
  3. Растворитель.
  4. Щетка.
  5. Влажная тряпка.
  6. Грунтовка. Она пригодится в том случае, если на трубе есть слой старой краски.
  7. Кисть с мягкой щетиной или поролоновый валик небольшого диаметра.
  8. Выбранная вами краска.

В идеале, для работы с эмалями лучше всего использовать покрасочный пистолет. Заменить его могут собственно термостойкие эмали, выпускаемые в баллончиках.

Используя данные инструменты, вы, во-первых, сэкономите время, а во-вторых, краска ляжет ровно даже на тех участках трубы, куда доступ по каким-либо причинам затруднен.

Покрасочный пистолет заметно упрощает работу и экономит время
  • Для начала, если на трубе есть слой старой краски, мы снимаем его шпателем. Также нам в этом поможет растворитель. Поскольку нам необходимо добиться максимально гладкой поверхности, зачищаем участок наждачной бумагой.
  • После такой подготовки, щеткой и влажной тряпкой убираем грязь и ржавчину и даем батарее просохнуть.
  • Крайне желательно нанести грунтовку, которая поможет эмали лечь ровным слоем. Кроме того, она убережет трубы от коррозии. Однако, не все грунтовки обладают такой возможностью, поэтому перед покупкой внимательно прочитайте аннотацию.
  • Наконец, можно приступать к покраске. Как было сказано выше, эту операцию лучше всего производить, применяя пневматический покрасочный пистолет или баллончик. Однако, за неимением данных приспособлений, можно использовать кисть или поролоновый валик.

Краска наносится в два слоя с интервалом в 7 часов. Второй слой позволит убрать подтеки.

Не забывайте соблюдать технику безопасности! Берегите глаза и, по возможности, проветривайте помещение (особенно это важно, если вы работаете с акриловой или алкидной эмалью). Наносите краску тонкими слоями. В данном случае действует правило – чем тоньше слой, тем выше теплоотдача. Однако, при этом, эмаль должна быть равномерно распределена по поверхности.

В среднем, эксплуатировать радиатор можно через 3-5 дней после покраски. Срок напрямую зависит от типа эмали, который вы выбрали. Как уже говорилось выше, водно-дисперсионные краски сохнут быстрее, чем акриловые и алкидные.

Да, описанный выше процесс достаточно трудоемкий, требует времени и терпения. Однако, правильно и аккуратно выполненная работа не только придаст трубам эстетичный вид, но и значительно продлит срок их службы.