Тест 6 становление российского парламентаризма вариант 2. «Российская многопартийность и парламентаризм начала ХХ века

Погодина Людмила Ростиславовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ»

Мариинско-Посадский район ЧР

Развитие парламентаризма в России

В соответствии с письмом Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики от 01.04.2011 г. №02/25-1753 с целью более глубокого ознакомления учащихся с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, где предполагалось подготовить учащихся к разговору о деятельности Государственной Думы , законодательной власти не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений.

Данная тема посвящена 105-летию учреждения I Государственной Думы в России и изучается согласно рабочей программы по обществознанию в разделе «Парламентаризм» и «Правовое государство».

На открытом уроке “Развитие парламентаризма в России” предполагает получение учениками знаний по истории развития парламентаризма в России, о функциях и устройстве законодательной власти. Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.

Цели: подвести учащихся к пониманию о центральном законодательном органе России – Федеральном Собрании и деятельности Государственной Думы.

Содействовать развитию исторического мышления путем достижения адекватного раскрытия плюсов и минусов российского представительства, формирование навыков ведения дискуссий, продолжить формирование работы с документами. Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны

Ожидаемые учебные результаты:

1.Знания – история законодательной власти; что такое парламентаризм; описать устройство законодательной власти в России; рассказать о главной задаче законодательной власти и о порядке внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрении.

2.Умения и навыки – выступать публично; работать с нормативно-правовыми актами; анализировать и оценивать свою деятельность по изучению данной темы.

3.Отношения, ценности, внутренние установки – задуматься о роли законодательной власти.

Основные понятия: парламентаризм, парламент, законодательная власть, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума.

Оборудование: электронная презентация к уроку (созданная в Microsoft Office PowerPoint) ; компьютер с мультимедийным проектором, дидактический материал, учебник, документы.

Форма проведения: урок с применением элементов дискуссии.

Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия

План

1. История развития парламентаризма в России

    Российский парламентаризм

    Практическая работа

    Как принимаются законы.

Ход урока

I .Изучение новой темы

1. История развития парламентаризма в России.

Наша сегодняшняя тема посвящена знаменательной дате. 27 апреля исполнится 105 лет со дня начала работы 1-й Государственной Думы России. За прошедшие 105 лет многое изменилось, общество и государство живут по новым демократическим правилам и нормам, действует полноценное избирательное законодательство. Но традиции, заложенные первыми думами, получили продолжение в деятельности современных парламентариев. Анализ событий 105-летней давности полезны и актуальны.

Классической формой современной представительной демократии является парламентаризм.

Словарная работа. (слайд 3)

Парламентаризм – это система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, для которых характерно чёткое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента.

Парламент – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции.

Работа с кластером .(ученики у доски пишут слова –ассоциации)

Депутат Закон

Государственная Дума Совет Федерации

Нижняя палата Верхняя палата

Едина Россия Дебаты

Выборы Сессия

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является парламент.

Как же проходили выборы в Государственную Думу первого и второго созыва? Для этого рассмотрим схему.

Работа со схемой.

Выборщики губернского избирательного собрания


Избирательные курии

Земледельческая Городская Крестьянская Рабочая


Земледельцы- Горожане Уполномочен- Уполномочен-

помещики ные волостей ные рабочих

1 выборщик 1 выборщик Волостные Выборы

от от 7 тыс. сходы уполномоченных

горожан

1 выборщик от 1 выборщик от

2 тыс. 230 30 тыс. 60 тыс. 90 тыс. 125 тыс.

помещиков помещиков крестьян крестьян рабочих рабочих

(закон от (закон от (1905 г.) (1907 г.) (1905 г.) (1907 г.)

11.12.1905г.) 3.06.1907г.)

Каковы этапы развития парламентаризма в России?

Сообщение учащихся (опережающее задание)

Ученик 1.(Слайд 4). Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением.

Начало представительного правления в России ознаменовалось работой I Государственной Думы 27 апреля 1906 г., которая была учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Российское представительство возникло с третьей попытки – после конституционных планов Александра I и проектов, выдвинутых в ходе реформ 60-70 –х гг. XIX в.

Выборы в Думу были не всеобщими. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин-рабочих, кочевные народы, военнослужащие, молодёжь до 25 лет. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. Избирательные права были представлены только рабочим, занятым в предприятиях фабрично-заводской и горной промышленности. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Выборы были не прямыми, а многостепенные. Выборы фактически были не тайные.

На выборах победили кадеты и заняли руководящее положение в Дусе. Они получили 179 мандатов, т.е 1/3 голосов. Крестьянские депутаты объединились во фракцию трудовиков, насчитывавшую 94 человека. Всего в I Государственной Думе было 478 депутатов. Председателем I Государственной Думы был избран кадет С.А.Муромцев.

По закону Государственная Дума созывалась на 5 лет; её депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царём. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Государственного Совета и царя. В Государственной Думе были выдвинуты две основные аграрные программы: законопроект кадетов, известный под названием «Проект 42-х», и законопроект трудовиков – «Проект 104-х». Кадетская фракция в своём проекте стояла за сохранение помещичьих хозяйств. Трудовики предлагали произвести уравнительное наделение крестьян землёй по «трудовой норме».

За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

9 июля 1906 г. царским манифестом Первая Дума была распущена, проработала 72 дня.

Ученик 2. (Слайд 5). Выборы во II Государственную Думу (20 февраля – 2 июня 1907 г.) происходили в обстановке спада революции. Председателем Думы был избран кадет Ф.А.Головин. В этих условиях большевики решили принять участие в выборах. Выборы стали ареной ожесточенной борьбы между большевиками и кадетами. Меньшевики и эсеры, ссылаясь на черносотенную опасность, вели политику поддержки кадетов. Всего было избрано 518 депутатов.

Центральным во II Государственной Думе был аграрный вопрос. II Государственная Дума не оправдала надежд царизма. Кадетам не удалось повести за собой крестьянских депутатов, которые сплачивались вокруг социал-демократов. Тон во II Думе задавали левые партии. Они потребовал полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всей земли в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. В качестве предлога для разгона Государственной Думы царским правительством было использовано сфабрикованное охранкой провокационное обвинение в военном заговоре социал-демократов. Царское правительство нарушило обещание, данное им в Манифесте 17 октября 1905 г. о том, что ни один закон не может получить силу без одобрения его Государственной Думы.

В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Ученик 3.(Слайд 6). 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. Он сохранил деление избирателей на 4 курии – земледельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего было избрано 422 депутатов.

Первое заседание III Государственной Думы состоялось 1 ноября 1907 г. Председателями были октябристы – Н.А.Хомяков (1907-1910 гг.), а затем А.И.Гучков (1910-1911 гг.) и М.В.Родзянко (1911-1912 гг.).

Полное одобрение встречала со стороны III Государственной Думы политика Столыпина по отношению к национальным меньшинствам. В 1910 г. Дума одобрила законопроект, который ввёл в Финляндии общеимперское законодательство. В центре внимания Думы стояли вопросы столыпинской аграрной политики. Дума одобрила указ 9 ноября 1906 о выходе из общины, но и внёс в него ряд дополнений, которые должны были ещё более усилить насильственную ломку общины в пользу кулаков (закон от 14 июня 1910 г.). Этот закон признал личными собственниками в принудительном порядке всех крестьян в тех общинах, где не было общих переделов в течение 24 лет. В 1912 г.завершила свою деятельность III Государственная Дума.

Ученик 4. (Слайд 7). IV Государственная Дума открылась 15 ноября 1912 г. Всего было избрано 442 депутатов. Председателем стал октябрист М.В.Родзянко. В IV Государственной Думе чаще наблюдались оппозиционные голосования. С вступлением России в 1914 г. в первую мировую войну Дума поддержала Россию. В мае 1915 г. было образовано «Особое совещание» по снабжению армии, в которое, наряду с представителями министерств, вошли члены Государственной Думы и Государственного совета и промышленности.

19 июля 1915 г. собралась 4-я сессия Думы. В поисках средств, которые могли бы укрепить власть создали «Прогре ссивный блок» - либерально-октябристский блок для соглашения с царём на программе реформ и мобилизации промышленности для победы над Германией. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года.

Учитель . В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.

После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.

2. Российский парламентаризм . Законодательная власть (Слайд 8).



В 90 -е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой полити­ческой системы. Выборы в Государственную Думу проходи­ли в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 гг. С 1995 г. Государственная Дума избирается на 4 года. По Конституции Государственная Ду­ма утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Централь­ного банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разра­ботка законодательства, внесение и рассмотрение законо­проектов.

В Государственной Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депу­татов избирались по территориальным округам, 225 - по партийным спискам. Большую роль в деятельности Государственной Думы в 90-е гг. играли политические партии.

Работа с документом . ( Класс делится на пять групп )

На основании анализа статистических данных состава Государственной думы ( Приложение 1-5 ) сделать самостоятельные выводы: какие политические партии попали в Думу? (Слайды 9 – 13)

Физкультминутка.

3.Практическая работа

Работа учащихся с основным источником Конституция РФ: статьи 94-106 глава V . Цель: выявить особенности парламентаризма в нашей стране. Ответы на вопросы.

Как вы понимаете фразу: «Парламент – это представительный орган»?

Ответ учащихся. Федеральное собрание - это представительный орган. Это оз­начает, что он должен выражать интересы и волю всего народа, а не только лиц, участвовавших в из­брании депутатов. Справедливо говорят, что парламент - это срез общества (население выбирает тех, кому доверяет представлять свои интересы).(Статья 94)

Почему парламент называют законодательным органом?

Ответ учащихся. Парламент - это законода­тельный орган. Принятие законов и бюджета - его основная задача. (Статья 94)

Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

Ответ учащихся . Федеральное собрание со­стоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Совет Федерации утвержда­ет или отклоняет законы, приня­тые Государственной думой, и по­этому его еще часто называют верхней палатой парламента, хотя в Конституции термины «верхняя палата» и «нижняя палата» не употребляются. (Статья 95 п.1)

Кто входит в Совет Федерации, и чьи интересы представляют его члены.

Ответ учащихся . Совет Федерации РФ - одна из палат Федерального собрания РФ. Совет Федерация представляет интересы субъектов Российской Федерации. Так как в Совет Федерации входят по два представится от каждого субъекта Федерации. (Статья 95 п.2)

Чем занимается Совет Федерации?

Ответ учащихся. Главной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в за конодательной деятельности.

Кроме того, Совет Федерации:

Утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

Решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

Назначает выборы Президента РФ;

Решает вопрос об отрешении Президента от должности;

Назначает судей Конституционного, Верховного и Высшей Арбитражного судов РФ, Генерального прокурора

Назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов. (Статья 102)

Назовите состав Государственной Думы?

Ответ учащихся. По Конституции РФ Государственная дума состоит из 450 депутатов. (Статья 95 п.3) Депутатом Государственной думы может быть человек, достиг­ший 21 года. Депутат представляет не народ округа, который его избрал, а народ всего государства. Д епутат -это посланник народа, его представитель в законодательном органе государства. (Статья 97 п.1)

Назовите основные функции Государственной Думы?

Ответ учащихся. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов. (Статья 105 п.1)

К ведению Государственной Думы относятся:

Дает согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

Решает вопрос о доверии Правительству Российской Федера­ции;

Назначает и освобождает от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

Назначает и освобождение от должности Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначает и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с фе­деральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Феде­рации для отрешения его от должности. ( Статья 103)

4. Как принимаются законы.

Учитель. Главной функцией Государственной думы является принятие законов. Право вносить на рассмотрение Государственной думы предварительные тексты законов предоставлено не каждому. Право вносить на рассмотрение Государственной Думы проекты законов называют правом законодательной инициативы .

Кому предоставлено право законодательной инициативы? (слайд 14)

Ответ учащихся . Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ. (Статья 104)

Учитель . Принятие закона – длительная и сложная работа. С текстом законопроекта знакомятся депутаты. Его предварительно рассматривают в комитетах. Затем проект закона передается на рассмотрение Государственной Думы. Законопроект рассматривается в три этапа.

Закон считается принятым, если за его принятие проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федерации.

Согласно со статьёй 105 Конституции РФ Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый закон. Одобрить его или отклонить.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту страны. Если закон подписан президентом РФ, он должен, опубликован в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете». После этого закон приобретает общеобязательную силу. (слайд 15, 16)

Что происходит, если Президент РФ отклонил закон?

Ответ учащихся. Президент имеет право отлагательное вето. Повторное рассмотрение закона начинается с выступления представителя Президента РФ, который должен довести до парламента точку зрения Президента РФ. После этого голосование депутатов ставится редакция закона, предложенная Президентом РФ. Закон в редакции Президента считается принятым, если за него проголосуют более половины общего числа депутатов.

Если же депутаты не поддержали предложение Президента РФ, то они голосуют за принятие закона в прежней редакции. Но в этом случае закон будет принят, если за него проголосует более 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы и более 2/3 членов Совета Федерации.

II . Закрепление.

1. Парламент как государственный орган зародился в XIII в. в Англии.

2. Российский парламент называется Федеральным собранием. Он состоит их двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации: республик, краев, областей. В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

4. Депутатом Государственной Думы может быть человек, достигший 21 года.

5. Выборы депутатов Государственной Думы являются всеобщими, равными, прямыми, тайными.

6. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов.

Тестирование

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности вы испытывали?

Домашняя работа. Подготовить информацию об устройстве законодательной власти в Чувашской Республике.

Сообщение оценок.

Использованная литература

Боголюбов А.Н., Лазебникова А.Ю. Учебник «Человек и общество». Просвещение. М. 2004

БСЭ т.12 с.283

Валуев О.В., Клоков В.А. Всемирная история. Россия и мир. 11 класс. Дрофа, М., 2005

Володина С.И. и др.Учебник «Основы правовых знаний». М.2006.

Данилов А.А. Методическое пособие. История России 1945-2008. М.2008 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «История России XX – начало XXI века». М. 2008

Ищенко В.М. Учебно-методическое пособие «Изучаем Конституцию РФ». Клио. Ч. 1997г.

Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Учебник «Право». М. 2010

Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. М. 2011г.

Конституция Российской Федерации .

Приложение 1

1 группа. Результаты политических партий, победивших в 1993 г.

Партии и избирательные блоки

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

ЛДПР

22,92

«Выбор Россия»

15,51

12,40

«Женщины России»

8,13

«Аграрная партия России»

7,99

«Яблоко»

7,86

«Партия Российского единства и согласия»

6,73

Демократическая партия России

5,52

Председатель Государственной Думы РФ - И.П. Рыбкин

Приложение 2

2 группа . Результаты политических партий, победивших в 1995 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

22,30

99

58

157

Либерально-демократическая партия

России

11,18

50

51

«Наш Дом Россия»

10,13

45

10

55

«Яблоко»

6,89

31

14

45

(январь 1996 г. - декабрь 2000 г.)

Приложение 3

3 группа . Результаты политических партий, победивших в 1999 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

24,29

67

43

110

«Единство»

23,32

64

9

73

«Отечество-вся Россия»

13,33

37

32

69

«Союз Правых Сил»

8,52

24

5

29

5,98

17

0

17

«Яблоко»

5,93

16

4

20

Другие

16

16

Председатель Государственной Думы РФ - ГЖ Селезнев

(январь 2000 г.- декабрь 2003 г.)

Приложение 4

4 группа . Результаты политических партий, победивших в 2003 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

225

«Единая Россия»

37,57

120

105

Коммунистическая партия Российской Федерации

12,61

40

12

52

Либерально-демократическая партия России

11,45

36

0

36

«Родина»

9,02

29

8

38

Другие

33

33

(с декабря 2003)

Приложение 5

5 группа . Результаты политических партий, победивших в 2007 г.

Политические

партии

Процент голосов

Количество депутатских мандатов по партийным спискам

«Единая Россия»

64,30

315

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

57

Либерально-демократическая партия России

8,14

40

Справедливая Россия:

Родина/Пенсионеры/ Жизнь

7,74

38

Председатель Государственной Думы РФ - Б.В. Грызлов

декабря 2007г .)

а. Булыгин А.Г. б. Столыпин П. А. в. Дурново П.Н.

2. Закон о выборах в 1-ю Государственную думу был принят :

3. В России избирательных прав были лишены:

а. женщины; б. молодежь до 25 лет; в. рабочие крупных промышленных предприятий; г. военнослужащие; д. чиновники. е. рабочие мелких предприятий

4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

а. прямое участие в выборах всего населения;

б. равное участие в выборах всего населения;

в. куриальная система выборов;

г. многостепенная система выборов.

5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

а. издавать срочные законы в перерывах между сессиями;

б. распускать Думу по своему усмотрению;

в. изменять избирательный закон.

а. являлся верхней законодательной палатой;

б. осуществлял контроль за деятельностью Гос. думы;

в. контролировал исполнение решений Гос. думы.

7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Гос. совета изменился, а именно:

а. в его избрании участвовало все население страны;

б. к его выборам были допущены представители только дворянского сословия;

в.половина членов Гос. совета избиралась элитарными организациями, половина – назначалась императором.

8. 16 апреля 1905 г.С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Сов. министров по той причине, что он:

а. всячески затягивал открытии Гос. думы;

б. собирался стать председателем Гос. думы;

в. уверял Николая 2, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

9. Вместо Витте на пост на пост председателя Совета министров был назначен:

а. А.Г. Булыгин; б. И. Л. Горемыкин; в. П. А. Столыпин.

10. 1 Государственная дума работала с:

а. 17 октября по 11 декабря 1905 г.; б. 27 апреля по 8 июля 1906 г.; в. 20 февраля 1906 г. по 3 июля 1907г.

11. В 1 Государственной думе самой многочисленной была фракция:

а. трудовиков; б. монархистов; в. кадетов.

12. Выборы в 1 Государственную думу бойкотировали:

а. эсдеки; б. эсеры; в. монархисты.

13. 1 Гос. дума была названа «Думой народных надежд», так как:

а. с ее открытием в обществе связали переход России к парламентаризму;

б. крестьяне надеялись получить из ее рук помещичью землю;

в.народ ждал от нее принятия конституции.



14. «Проект 104 –х» внесенную в 1 Гос. думу Трудовой группой 23 мая 1906 г, предусматривал:

а. немедленный переход с ее недрами и водами в общенародную собственность;

б. отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

в. создание «общенародного земельного фонда»;

г. немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

д. наделение землей всех желающих;

е. наделение землей в пределах «трудовой нормы».

15. Причина роспуска 1 Гос. думы стало:

а. думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

б. принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

в. убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Илллоса.

16. После роспуска 1 Гос. думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

а. пассивному сопротивлению – не платить налоги, на выполнять воинскую повинность;

б. вооруженному восстанию;

в. одобрению действия правительства.

17. « 2 Государственная дума работала с:

а. 20 февраля по 2 июня 1907 г.; б. 9 ноября 1906 г. по 1 сентября 1911 г. в. 3 июня 1907г. по 9 июня 1912 г..

Тест по истории Становление российского парламентаризма 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 4 задания, в части В — 1 задание).

1 вариант

А1. Введение сословно-куриальной системы выборов в I Государственную думу объяснялось стремлением царизма:

1) отменить сословный строй
2) сделать выборы прямыми и тайными
3) ликвидировать Государственный совет
4) обеспечить в Думе господство помещиков

А2. В ведении Государственной думы в Российской империи находилось:

1) утверждение государственного бюджета
2) руководство Вооруженными силами
3) введение военного положения
4) объявление войны и мира

A3. В результате I российской революции в России:

1) были отменены выкупные платежи
2) исчезло имущественное неравенство
3) возникла двухпартийная политическая система
4) было ликвидировано помещичье землевладение

А4.

Казалось бы, сам Господь Бог… приветствовал примирение царя и народа: 27 апреля, в день открытия I Государственной Думы, в Петербурге стояла на редкость хорошая погода: на небе — ни облачка. Газета «Речь» пророчествовала: «История сохранит светлое воспоминание об этом светлом часе в истории русского народа…»

1) 1894 г.
2) 1904 г.
3) 1906 г.
4) 1907 г.

В1. Какие фракции существовали в I Государственной думе? Обведите две

1) эсеры
2) кадеты
3) трудовики
4) большевики
5) черносотенцы

2 вариант

А1. Наделение Государственного совета законодательными функциями в 1906 г. было вызвано стремлением власти:

1) ограничить самодержавие
2) отменить помещичье землевладение
3) ослабить позиции Государственной думы
4) создать новый кодекс законов Российской империи

А2. Большинство мест в I Государственной думе получили:

A3. Издание манифеста 3 июня об изменении порядка выборов в Государственную думу современники назвали государственным переворотом, так как:

1) изменился порядок престолонаследия
2) был отменен имущественный ценз на выборах в Думу
3) Дума стала законосовещательным органом власти
4) новые законы могли приниматься только с одобрения Думы

А4. Когда произошло событие, о котором идет речь?

Со всех концов великой России к подножию Вашего престола летят уверения в безмерной преданности к Вашей особе и выражения великой радости по случаю издания манифеста 3-го июня. Россия рукоплещет совершенному Вами перевороту…

1) 1894 г.
2) 1904 г.
3) 1905 г.
4) 1907 г.

В1. Каковы итоги I российской революции? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) отмена сословного строя
2) провозглашение свободы слова
3) исчезновение национального гнета
4) появление двухпалатного парламента
5) ограничение помещичьего землевладения

Ответы на тест по истории Становление российского парламентаризма 11 класс
1 вариант
А1-4
А2-1
А3-1
А4-3
В1. 23
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-4
А4-4
В1. 24