Почему павел петрович вызывает базарова на дуэль. Дуэль между базаровым и кирсановым

Тема урока: « Роль сцены дуэли Базарова с Павлом Петровичем

Кирсановым в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель : осознание учащимися практической значимости материала и ценности совместной деятельности, обучение групповым способам деятельности, развитие критического мышления, содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; организация деятельности учащихся по изучению и углубленному анализу текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Задачи:

Развивать умение сравнивать, находить различия и сходство в изображаемых художниками слова предметах, явлениях, героях;

Развивать умение определять тему урока по анализируемому материалу;

Способствовать у учащихся коммуникативной компетентности в общении при решении совместных задач;
- воспитывать интерес к художественной литературе, уважение к родному слову;

Воспитывать внимательное отношение и уважение к человеческой личности.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Работа в парах. Определение темы урока.

3. Беседа по вопросам к тексту.

4. Работа в группах. Анализ сцен гл.XXIV романа.

5. Ответ на основной вопрос урока. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока по отрывкам из пройденных произведений . Работа в парах.

(1) А.С.Пушкин «Капитанская дочка», гл.VI «Поединок» со слов: «Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки…» до слов: «В эту минуту я готов был растерзать его»; 2) А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл.VI , строфы XXXII «Недвижим он лежал, и странен был томный вид его чела…» и XXXIV «Что ж, если вашим пистолетом сражен приятель молодой…»; 3) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», гл. «Княжна Мери» со слов «Пробегаю в памяти все мое прошедшее…» до слов «И может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно».)

После выполнения задания формулируется тема урока.

3. С момента возвращения Базарова с Аркадием в Марьино начинается второй композиционный круг в романе «Отцы и дети». Аркадий вскоре уезжает из отцовского имения, а на оставшегося в доме Кирсановых Базарова «нашла лихорадка работы», он словно заставляет себя забыть о том, что произошло в Никольском, о романтический чувствах, которые вызвала в нем А.С.Одинцова.
Зачем же автору понадобилось испытывать своего героя на прочность, еще раз сталкивая его с Павлом Петровичем Кирсановым?

Поединок, описанный в романе Тургенева, кажется странным, «необычаен до смешного», в первую очередь, потому, что происходит между людьми, относящимися к разным поколениям («отцам» и «детям»), к различным социальным группам (дворянин-аристократ и разночинец, «плебей»), имеющим резко отличающиеся взгляды на жизнь.

Что говорит о причинах дуэли Павел Петрович Кирсанов? («Я вас терпеть не могу, я вас презираю…»)

Но взаимное презрение, даже ненависть, не дают возможности определить оскорбленное лицо, честь которого должна быть восстановлена в результате дуэли.

Повод (сцена в беседке, подсмотренная П.П.Кирсановым, – гл.XXII , когда Базаров поздравил себя с «формальным поступлением в селадоны») тоже не выдерживает критики, так как П.П. вместо того, чтобы испытывать свой «рыцарский дух», по словам Базарова, просто мог предложить последнему покинуть имение Кирсановых.

4. Работа по группам.

I группа – сцена «вызова» на дуэль (с начала глава XXIV до слов внутреннего монолога Базарова: «Скверно, скверно».)

II группа – ночь Базарова перед дуэлью и сама сцена поединка до слов: «Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику».
III группа – после дуэли (с вопроса Базарова: «Вы ранены? » - до слов: «Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись».)

Задание выводится на доску:

- В чем вы видите несоответствие происходящего дуэльным правилам?

- Каково отношение героев к происходящему?

- Соотнесите сцены с соответствующими отрывками из произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, сделайте вывод.

Подведем итоги.

Комичная сцена подчеркивает драматизм ситуации: «недруги», понимая бессмысленность, нелепость того, что произошло, чувствуют опустошенность. («Молчание длилось, тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо».) В этой дуэли нет победителя, есть только побежденные.

5. Ответ на основной вопрос урока.

Какова роль сцены дуэли в романе «Отцы и дети»?

Именно в этой главе И.С.Тургенев говорит о «погибшей жизни» Павла Петровича Кирсанова. Почему, рисуя раненого П.П., автор в конце главы пишет: «…его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца…Да он и был мертвец»?

Базаров же, покидая Марьино, с досадой и горечью бормочет: «Барчуки проклятые».

Для него это окончательный разрыв с «отцами», определяющий и разрыв с Аркадием. Прощаясь с ним в Никольском, Базаров скажет: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…

Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» (Местоимение «наша» еще больше подчеркивает совершенное одиночество героя.)

С другой стороны, возможна ли была дуэль в первое посещение Базаровым имения Кирсановых, до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой? Почему?

(У Базарова «ум с сердцем не в ладу». Дуэль – отражение смятения героя, неразрешимых противоречий в душе его и, как следствие, предопределяет трагическую гибель Базарова от, казалось бы, случайного пореза.)

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Сцена дуэли в романе И.С.Тургенева как отражение противостояния «отцов» и «детей».

Столкновение поколений в романе «Отцы и дети» происходит между молодым нигилистом Евгением Базаровым и представителем старого устоя – Кирсановым Павлом Петровичем. Эти герои не заладили с первого взгляда, с первой встречи знакомства.

После сцены знакомства начинается лента их постоянных ссор, столкновений интересов, конфликтов. Они не могли терпеть друг друга, всегда в открытую высказывали свое недовольство. И вот, однажды, их конфликт достиг наивысшей точки. Павел Петрович застал Фенечку, целующуюся с Базаровым, приревновал ее и вызвал Евгения на дуэль. Кирсанов особо не объяснялся по поводу причины дуэли. Он подметил лишь то, что взаимная неприязнь привела их к такому шагу.

И вот, после разговора, на следующий день, герои встречаются на дуэли. С ними не были никого, кроме Петра. отсчитывает шаги, Кирсанов заряжает пистолет. Момент истины … и Евгений простреливает Павлу Петровичу ногу, после чего подбегает к старику, перевязывает рану и зовет на помощь.

Дуэлянты решили не говорить об истинной причине дуэли и скосили все на разногласия в политике.

Можно ли после такой сцены говорить о том, что Базаров победил в дуэли. Думаю, что нет. Она показала лишь везучесть героя, которая так же спокойно могла достаться и Кирсанову. Скорее, их правота и победа раскрывалась в основных разговорах, словесных конфликтах, но никак не в дуэли.

После дуэли, и Базаров и Кирсанов немного приутихли. Они или хорошо относились друг к другу, или вовсе никак не реагировали на присутствие друг друга. Вот такого результата добились представители разных поколений. К большому сожалению, к общему и обоюдному мнению они так и не пришли.

Базаровым неотступно владеет мысль о нелепости, абсурдности того, что скоро произойдет: "Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют". Он саркастически роняет "соблаговоляю" в ответ на велеречивую реплику соперника: "Соблаговолите выбрать". Но Кирсанов серьёзен, о чём он и говорит: "Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьёзно".

У Тургенева - странная, в самом деле, нелепая дуэль: один из соперников, вопреки дуэльному кодексу, не равен другому. Базаров хоть и дворянин (его отец должен был выслужить потомственное дворянство, о чём обычно забывают комментаторы тургеневского романа), но самосознание у него отнюдь не дворянское. А ведь отстаивание чести на дуэли свойственно именно дворянину.

Кирсанов презирает "плебея" Базарова, но вызывает его на поединок, словно равного себе.

Нигилист Базаров видит в дуэли нелепость, а участвует в этом ритуале. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный» , но перетрусил до крайности. А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, в «белые панталоны» . Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил» , как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее. Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта» . Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».

Павел Петрович, как мы помним из неожиданного тургеневского вмешательства в собственный текст, «был мертвец» при жизни; решение драться с Базаровым, с одной стороны, попытка гальванизировать собственное существование и хоть как-то утвердить свою правоту под натиском пугающей и отвратительной новизны, с другой, неловкая попытка вступиться за честь любимой женщины, своего рода сублимированное рыцарство (ведь добиться сердца Фенечки Павел Петрович не может: оно уже отдано его брату). Два этих мотива накладываются один на другой и заставляют Павла Петровича принять решение о дуэли. Это решение в любом случае довольно спорное: Базаров - гость в доме его брата.

Часто думают, что дуэль между Базаровым и Кирсановым была невозможна, поскольку Базаров не дворянин, но это не так, Базаров - дворянин во втором поколении, дворянство было пожаловано за заслуги его отцу. Это не мешает Кирсанову его презирать - парадоксально, что вызов на дуэль как раз и означает, что Павел Петрович согласился признать в Базарове равного соперника. Сам Базаров, которому эта дуэль даром не нужна, ведет себя почти безукоризненно: принимает вызов, отказывается продолжать дуэль после ранения Павла Петровича и ухаживает за ним как врач (впрочем, Владимир Набоков замечает, что еще благороднее со стороны Базарова было бы вовсе не стрелять в Павла Петровича). В любом случае, с Базарова тут взятки гладки, и дуэль только укрепляет его репутацию человека, в своем роде, честного. Для Павла Петровича же этот поединок - точка, на которой прежняя жизнь заканчивается, дальше будет доживание. Это событие, которое устраняет старшего Кирсанова со сцены.

«Ася Тургенев» - В.Г.Перов. МОУ Томинская СОШ. 2009 – 2010 учебный год. Тургенев Иван Сергеевич Повесть «Ася». Повесть «Ася» (1858). Портрет И.С.Тургенева. 1872. Подготовила Чуйдук Н.А., учитель русского языка и литературы I категории. В.А.Недзвецкий. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель.

«Муму урок» - Т.Г.Бучугиной. Формы работы на уроке: фронтальная; индивидуальная. Ход урока I. Вступительное слово учителя (целеполагание) II. Технические средства: использование Mmd-презентации; использование аудиозаписи. Общий вывод. Кл.рук. – Масагутова Н.А. Учитель рус. языка и литературы–Маданова Г.Д. 1994 – 2002 гг. обучения в Старомайнской СОШ №1.

«И.С.Тургенев Ася» - Рисунки к повести: (Мичуков М., Морозова Н.). Социологи Кто виноват в разлуке героев? Рисунки к повести. Социологи (количество пейзажей в повести). «…она(повесть) прелесть как хороша. Сильные чувства у героев часто сопровождаются музыкой (главы 1,2,9,19). Значение имени. По страницам повести И.С.Тургенева «Ася».

«Ася Тургенев урок» - М.Е.Салтыков-Щедрин. Именно такова Ася. Почему Н.Н. оказался в провинциальном немецком городке? И.С.Тургенев(1818-1883). Урок 1.Господин Н.Н.Гагин, Ася- главные герои повести. Понравились ли господину Н.Н. новые знакомые? Почему? Образ Аси. Повесть «Ася». Замечаете ли вы противоречие в характере героя?

«Бирюк» - Бирюк. Пейзаж. С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Что такое пейзаж? Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Что такое интерьер? Интерьер. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

«Базаров» - Базаров оказывается выше и благороднее всех героев в романе. - Какая оценка главного героя верна? 1) Ситников 2) Прокофьич 3) Базаров 4) Аркадий Кирсанов. Ключевой эпизод! - Какое художественное средство доминирует в описании Ситникова и Кукшиной? Базаров о Павле Петровиче. Базарову. Базаров и общественная деятельность.

Всего в теме 43 презентации

Произведение “Отцы и дети” является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы, либерализма, и демократии была очень актуальна на нашей родине, что собственно и поспособствовало развитию сюжетной линии романа.

В романе нам повествуют историю двух друзей Базарова, который является демократом, и Кирсанове, который приверженец либерализма. Их дружба складывается весьма странно. Они постоянно спорят на политические темы, и иногда их споры заканчиваются чуть - ли не лёгкой потасовкой. Но в большинстве своём данные споры заканчивались на мирной ноте, пока не настал роковой день. В один из таких споров друзья решают разрешить свои извечные споры дуэлью, аргументируя это тем, что бог их рассудит.

Перед дуэлью Базаров изрядно нервничает, из-за чего ему снятся плохие сны, и он приходит на дуэль не выспавшимся. Далее по ходу дуэли он ранит своего друга Кирсанова, но к его счастью, не смертельно. После дуэли Базаров покидает дом Кирсанова и уезжает.

Из данного отрезка произведения автор показывает нам столкновение двух различных мнений. Так как Базаров является приверженцем демократии, а его друг Кирсанов либерализма, у них разгорается конфликт мнений, из-за чего позже Кирсанов и получает ранение. Хотя, несмотря на это, каждый остался в хорошем расположении духа, так как оба добились чего хотели, а именно Кирсанов добился уезда Базарова, а второй в свою очередь отстоял своё мнение и убеждения. Из данного эпизода автор старался сказать нам, что различные мнения могут заставить людей пойти на убийство, ведь каждый из них был готов к смерти своего оппонента, и каждый из них был готов умереть за свои убеждения. Из этого мы видим, что политические предпочтения и дружба почти всегда идут врознь, а если соединять два этих понятия, то ничего хорошего не выйдет.

В данном произведении я проанализировал эпизод из романа “Отцы и дети”, и из которого сделал вывод, связанный с политическими взглядами, и их влиянием на дружбу. Всё о чём я рассуждал в произведении описано выше, и имеет под собой чётко структурированные и аргументированные основания, но, несмотря на это моё мнение всё-таки субъективное, основанное на личных убеждениях, и оно, как и любое другое, может быть ошибочным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину

  • Борис Друбецкой в романе Война и мир Толстого образ и характеристика сочинение

    Борис Друбецкийявляется одним из центральных персонажей романа «Война и мир». Его образ неоднозначный, с одной стороны положительный качества Бориса заставляют читателей подражать ему

  • Сочинение Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме.

  • Анализ рассказа Еще мама Платонова

    Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности

  • Все начинается со слов. Ребенок рождается, и уже понимает человеческую речь, накапливает пассивный словарный запас. Слышит голос родителей, перенимает их привычки в общении