Паяем полипропиленовые трубы в труднодоступных местах

Пайка полипропиленовых труб своими руками - процесс технически несложный, но требует точности и соблюдения повышенных мер безопасности. В обратном случае можно снизить срок службы полимерной системы в несколько раз.

Последовательность пайки полипропиленовых труб
Последовательность пайки полипропиленовых труб

Как паять трубы в труднодоступных местах

При сварке узлов и соединительных элементов в труднодоступных местах всегда начинайте с более сложного участка. Для пайки в наиболее сложных участках – используйте американку.

Для этого вам понадобятся основные инструменты для пайки труб из ППР (полипропилена):

  • аппарат для сварки (утюг или паяльник) с насадками различного диаметра (электромуфта или стержневой аппарат);
  • специальные ножницы (труборез). Обрезать трубы можно и болгаркой/ножовкой, но после обязательно зачистить края;
  • торцеватель или зачистка/шейвер (можно не использовать с армированной трубой из стекловолокна).

В процессе монтажа также понадобятся ключи для завинчивания, перфоратор, болгарка и другие инструменты.

Обратите внимание, что, независимо от используемого «паяльника», технология подразумевает соединение труб через элементы:

  • муфты;
  • фитинги;
  • шаровые краны;
  • резьбовые переходы;
  • 900 или 450 уголки;
  • тройники и т. п.

Технология пайки электромуфтой

Электромуфта - самый распространённый аппарат для пайки. «Утюг» прост в эксплуатации, но имеет свою технологию:

Электромуфта - самый простой и распространённый аппарат для пайки труб
  1. Подключая сварочный аппарат к электросети, убедитесь, что у вас достаточно места для «манёвров» - ничего не должно мешать. Плюс среда, в которой вы проводите работы, не должна быть ниже +10 ℃, иначе вы не успеете качественно зафиксировать элементы.
  2. «Паяльник» необходимо расположить на твердой поверхности, вдали от легко воспламеняющихся предметов.
  3. Сначала рекомендуется сварить большие цепи/узлы труб, которые реально вмонтировать в стены, а остальные соединения уже паять на весу. Чтобы распределить план действий – составьте чертёж.
  4. Проверьте, стыкуются ли муфта с трубой перед нагревом. Если да, то должного соединения не будет, и данное место будет протекать. Поэтому элементы следует заменить. Чтобы исключить несостыковку, необходимо выбирать трубы и соединители одного и того же производителя.
  5. Разрезать трубу до нужной длины можно с помощью специальных ножниц, а армированную трубу удобнее – болгаркой. Разрезать необходимо точно под углом 90 градусов.
  6. Зачистите поверхность трубы для устранения неровностей.
  7. Оденьте нужную насадку на прибор. Насадки определяются согласно диаметру полипропиленовых труб.
  8. Установите температуру «утюга» на 260 ℃. Этот параметр на дорогостоящих аппаратах для пайки определяется автоматически самим прибором, но только после указания диаметра трубы из ППР. Когда «паяльник» полностью нагреется - загорится сигнальная лампочка. Более дешёвые приборы нагреваются примерно за 15 минут.
  9. Надеваем на насадку фитинг и трубу. Согласно книжному руководству, это делается поочерёдно, но на практике провернуть сложно. Поэтому надевать лучше одновременно. Для удобства необходимо встать на колени и зажать между ногами «утюг».
  10. Греть фитинг и трубу необходимо в зависимости от диаметра материала:
    • 16 и 20 – 5 сек;
    • 25 и 32 – 8 сек;
    • 40 – 12 сек.
  11. Вставлять трубу ППР в насадку нужно до конца. Если вы не уверены, то можно наметить карандашом на сколько она должна войти на трубу.
  12. Не крутите и не проворачивайте элементы при разогреве – пайка будет некачественной. Но небольшие (совсем незначительные) повороты допустимы.
  13. После нагрева снимается труба, а затем фитинг. Элементы соединяются и фиксируются в течение 20 сек (неподвижно!). После снятия с прибора у вас есть не более 5 сек на состыковку, по истечении этого времени пайка может быть некачественной.
  14. Если вам предстоит сварка трёх или более элементов, закреплённых в трубопроводной системе (например, нужно разрезать уже вмонтированную трубу и вставить фитинг-кран):
    • необходимо разрезать трубу, предварительно отметив места среза;
    • зачистить элементы и вытереть обезжиривателем/сухой тряпкой;
    • проверить, чтобы кран не мешал при закрытии/открытии;
    • сначала спаиваем фитинг и трубу с одной стороны (с правой);
    • переходя к спайке цепи с другой стороны, нужно сначала разогреть кран (причём на 5 сек дольше), а потом нагреть трубу (на 3-4 сек меньше);
    • состыковываем элементы;
    • так как цепь на весу, для удобства разогрева фитинга, надавливаем на «утюг» подручными материалами (например, ножницами).
  15. Фиксировать ППР трубы горизонтально можно с помощью клипс, а вертикально посредством трубного хомута.

После проведения сварки рекомендуется протирать поверхности насадок обезжиривателем или спиртом для удаления остатков материала.

Учтите, что при перегреве проходные отверстия полипропиленовых труб и фитингов заплавляются, а при недогреве – элементы не соединятся как следует и будут протекать.

Стержневой аппарат для сварки полипропиленовых труб

Стержневой аппарат для сварки используется преимущественно для труднодоступных мест, а также при повреждении (просверливании) труб. Прибор имеет более удобную конструкцию для непосредственной работы под любым углом и на весу.

Стержневой аппарат для пайки труб в труднодоступных местах

Производителями разработан специальный ремонтный набор при просверливании отверстий в ППР трубах. В него входят ремонтные полипропиленовые стержни и специальные насадки. При повреждениях данного типа необходимо:

  1. Надеть на «паяльник» специальную насадку (стандартна для ремонта труб всех диаметров).
  2. Включить прибор и разогреть до 260 ℃.
  3. Просверленное отверстие в трубе необходимо расширить сверлом диаметром в 10 мм.
  4. Зачистить поверхность от заусенцев и наплавленных частей.
  5. На ремонтном стрежне наметьте глубину, на которую он будет вставляться в ремонтируемую трубу. Элементы не должны состыковываться.
  6. Очистите поверхность ремонтируемой трубы обезжиривателем или спиртом, дайте просохнуть несколько минут.
  7. Насадкой разогревайте поверхности ремонтируемой трубы и вставляемого стержня одновременно в течение 5 сек.
  8. Не проворачивая, соедините элементы между собой и удалите остаток стержня.

Метод пайки стержневым аппаратом в стандартных условиях не отличается от сварки с помощью других аналогов.

Сварка и монтаж отдельной части системы трубопровода

При монтаже отдельной части трубопровода (узла/магистрали):

  • отмерьте и отрежьте необходимый размер труб;
  • сварите цепь на фиксированной поверхности, а потом установите в запланированный участок. То есть сначала паяем узел, а потом соединяем его на весу с другими участками;
  • в наиболее труднодоступных местах используйте американки.

Спайка узла на весу

Паяем трубы на весу:

Спайка труб на весу
  • определите, какая сторона наиболее трудная для спайки на весу и начните с неё;
  • первоначально варится труба и соединительный элемент/узел с одной стороны по стандартным меркам, соблюдая установленное время для пайки;
  • затем (с другой стороны) разогревается сперва соединительный элемент, причем дольше на пару секунд, а уже после греется труба на пару секунд меньше, чем обычно (по сути вы отдаёте время на разогрев трубы соединительному элементу).

Паять на весу детали сложно, поэтому для разогрева рекомендуется надавливать на элементы подручными средствами (специальными ножницами и т.п.). Лучше для пайки на весу пригласить помощника.

Установка спаянного узла

В первую очередь варится необходимый узел на твёрдой поверхности. Когда он готов, переходим к соединению с уже вмонтированными трубами:

  • наметьте карандашом участки среза на работающей магистрали. Не надо вырезать участок под весь фитинг или другой соединительный элемент. Необходимо учесть, что в него будут вставляться трубы (к примеру, кран размером в 10 см, отверстия для соединения с трубами занимают 4 см в общем, тогда вырезать необходимо 6 см трубы);
  • разрежьте установленные трубы с обеих сторон специальными ножницами;
  • очистите трубы обезжиривателем, высушите от воды;
  • зачистьте элементы;
  • приступайте к сварке узла. Начинайте с более трудного места.

Паять узел с другими цепями трубопровода сложно, поэтому без помощи вам не обойтись.

Как спаять и установить узел из полипропиленовых труб в штробу - видео-инструкция

Перед непосредственным монтажом, необходимо подготовить штробы. Это выполняется при помощи круга по бетону, установленного на болгарку или других инструментов. Разметьте поверхность, где будут штробы. Надрезы осуществляются на глубину около 2-3 см (учитывайте диаметр трубы) и выбиваются молотком, стамеской, перфоратором и т. п.

Технология:

  1. Сварите необходимый узел вне штробы, а потом вмонтируйте в отверстия.
  2. Для исключения повреждений, ППР трубы можно замотать в строительный скотч, но для полной защиты рекомендуется оболочка/изоляция из вспененного полиэтилена.
  3. При переходе от металлических узлов, для соединения, используйте переходную муфту или американку.
  4. Чтобы магистраль не двигалась при расширении труб – закрепите специальными коленными конструкциями (металлическая поверхность с хомутами). Деталь сначала крепится к поверхности стены и прикручивается гайками, а потом фиксируется с трубопроводом.
  5. Зафиксируйте трубы с помощью клипс или трубного хомута, особенно в наиболее ненадёжных местах.
  6. Заделайте отверстия.

Монтаж полипропиленовых труб в труднодоступных местах своими руками

Переходная муфта-американка

Для соединения узлов из полипропилена, особенно в сложных местах, используется преимущественно «американка» (особенно углового исполнения). Эта муфта легко состыковывает необходимые отрезки труб, когда цепи уже вмонтированы в общий трубопровод. Плюс участок с данной деталью можно часто разбирать и собирать.

Муфта-американка полезна особенно в сложных местах

Профиль «американки» - это состыковка двух участков трубопровода или переход на трубу иного размера в диаметре. С одной стороны, деталь прикручивается/припаивается/приваривается, а с другой – разборное соединение американка (по-другому, быстроразъемная резьбовая гайка).

Деталь предназначена для состыковки труб из ППР и применяется для подачи холодной или горячей воды. Муфта выдерживает давление в 25 атмосфер и температуру в 95 ℃(в зависимости от модели, бывает меньше и больше), а также производится различного диаметра (чем больше, тем выше вес и цена детали).

Юлия Петриченко, эксперт

Для соединения выбирают «американки» следующих видов:

  • с внутренней резьбой;
  • с наружной резьбой;
  • муфта с наружной и внутренней резьбой.

По типу конструкции муфта-американка бывает:

  • прямая;
  • угловая.

По виду резьбовых стыков:

  • плоская (цилиндрическая);
  • конусная (создаёт наиболее качественное соединение).

Наиболее популярны для монтажа в труднодоступных метах угловые «американки».

Угловая муфта-американка упрощает монтаж в труднодоступных метах

Монтаж ППР труб с помощью муфты-американки

При установке «американки» с металлическим узлом необходимы прокладки/уплотнители:

  • полиуретановые;
  • паронитовые;
  • резиновые;
  • тефлоновая нить или паста и т. п.

Плюс для закручивания муфты в процессе монтажа необходим шестигранник, натяжной ключ (обычный или с лентой) или цилиндр с выборками под зацепы.

Методы монтажа муфты:

  1. «Американка» для ППР сваривается/паяется. Метод соединения стандартный – «паяльником».
  2. Затягивается инструментом на металлической части. При затягивании используются уплотнители.

Видео-урок монтажа труб с помощью переходной муфты

Монтаж или ремонт полипропиленовых труб не имеет больших сложностей в работе. Главное - придерживаться температурного режима при нагреве и времени состыковки элементов. Плюс при ремонте необходимо начинать с более труднодоступных мест. Не забывайте также фиксировать магистраль клипсами или другими деталями, чтобы трубопровод не сорвало при увеличении давления.

Если у вас есть комментарии или советы по улучшению монтажа ППР труб поделитесь с нами!