Перечень заболеваний дающих право на внеочередное получение жилья. Заболевания дающие право на внеочередное получение жилья

В XX веке государство активно стало принимать меры по устранению проблемы обеспеченности граждан жильем. Органы власти принимали не только организационные и экономические меры, такие как разработка типовых проектов многоквартирных домов в период с 1957 по 1968 год (хрущевки), но и правовые меры. Так Жилищный кодексе РСФСР 1983 года (далее - ЖК РСФР) предусматривал механизм обеспечения граждан жилыми помещениями. Некоторые категории граждан имели преимущества при получении жилых помещений, в том числе инвалиды.

Согласно п. 3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

По мнению суда, жилое помещение может быть предоставлено истцу в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет. Однако суд не исследовал обстоятельства того, почему очередь за 19 лет не добралась до истца, сократилась ли данная очередь и какой объем средств ежегодно выделялся для предоставления жилых помещений очередникам.

К сожалению, в связи с отсутствием правового механизма первоочередного предоставления жилых помещений в ЖК РФ реализовать данное право, возникшее до 1 марта 2005 г., не представляется возможным. В рассмотренном деле инвалид стоит в очереди на получение жилого помещения с 1998 г., то есть более 19 лет.

Проблема возникла в момент, когда вступил в действие ЖК РФ. Законом о введении было предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Однако инвалиды, которые состояли в списке на первоочередное получение жилого помещения, оказались в очереди, которая не продвигалась после 1 марта 2005 года.

Ведь на основании ЖК РСФСР уполномоченными органами параллельно велись несколько списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во-первых, был список лиц, претендующих на жилые помещения на общих основаниях. Во-вторых, был список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Закон о введении не предусмотрел создание с 1 марта 2005 года на основе списка общей очереди и списка первоочередников создание одной общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На законодательном уровне остался не разрешённым вопрос того, каким образом с 1 марта 2005 года будут объединены разные списки очередников, существовавшие на основании ЖК РСФСР.

Допустим, что инвалид труда 1 группы попал в очередь на первоочередное получение жилого помещения в 2003 году. С 1 марта 2005 года эта очередь сохранилась, но предоставлять жилые помещения в рамках этой очереди невозможно, так как ЖК РФ не предусматривает первоочередное предоставление жилых помещений.

Вероятно, что после 1 марта 2005 года стала продвигаться общая очередь, в которой лица не имеют первоочередного права на предоставление жилого помещения. Однако лица с первоочередным правом на получение жилого помещения не были включены в общую очередь ни Законом о введении, ни отдельным Постановлением Правительства РФ. Должны ли были уполномоченные органы на местах самостоятельно принимать решения об объединении разных очередей после 1 марта 2005 года? Однозначного ответа на данный вопрос у меня нет.

Исправить данный недостаток правового механизма можно путем изменения статьи 6 Закона о введении, для этого необходимо дополнить её следующим абзацем «Лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений и вставшие на учет до 1 марта 2005 г., с момента вступления в силу ЖК РФ, подлежат включению в очередь граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом времени их принятия на учет до 1 марта 2005 г.». В таком случае лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, были бы включены в общую очередь на дату их первоначальной постановки на учет.

Список использованной литературы:

5. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

На вопросы читателей журнала отвечает юрист Алексей Абрамов.

Стою вместе с матерью и братом с 1998 г. в очереди на улучшение жилищных условий. Нам на троих положено (за вычетом имеющейся жилплощади) 32 кв. м. Недавно в районном жилищном департаменте рассчитали метры по-новому: с учетом квартиры, собственником которой является моя жена. В итоге получилось всего 24 кв. м. Разве это правильно? Почему учитывается недвижимость, которая принадлежала жене и до нашего брака?

В соответствии с Законом г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жилья уполномоченными органами исполнительной власти города осуществляется проверка сведений о наличии у заявителей и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности (п. 5 ст. 21 Закона).

Так как квартира вашей жены является ее единоличной собственностью (приобретена до брака), то никто из вас троих не имеет в отношении данного жилого помещения права пользования и тем более права собственности.

Таким образом, я считаю, что в департаменте брали в расчет жилое помещение вашей супруги, не имея на то законных оснований.

Пятиэтажка под снос, в двухкомнатной квартире прописаны пять человек по договору соцнайма. Расселять дом начали в 2008 г. Знакомые дали совет срочно сниматься с очереди. Дескать, если вы не очередники, то расселение будет по социальной норме - 18 кв. м на человека. Звучит как-то сомнительно, может, вы что-то знаете об этом?

В соответствии со ст. 13 Закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» гражданам, освобождающим помещения, занимаемые по договорам социального найма, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При этом учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

При отказе граждан от улучшения жилищных условий им предоставляется жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому. Такие граждане продолжают состоять на жилищном учете до подхода очереди.

Мой муж и его дочь от первого брака зарегистрированы в Подмосковье в неприватизированной квартире. Я жду ребенка, которого планируем прописать туда же. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы встать в очередь на расширение площади или это только для Москвы? Сейчас квартира 45 кв. м, будут прописаны трое.

Для того чтобы встать на жилищный учет, необходимо быть признанным малоимущим, а также иметь площадь жилья менее учетной нормы.

Размеры учетной нормы в каждом районе Московской области устанавливаются органом местного самоуправления. Например, в Пущино или Юбилейном норма - не более 10 кв. м. Поэтому если в одном из таких городов в квартире площадью 45 кв. м проживают три человека, они не могут рассчитывать на улучшение жилищных условий.

Я совершеннолетний. Проживаю вместе с родителями и семьей сестры (она, муж, ребенок) в коммунальной квартире. Занимаем две комнаты из трех. Стоим в очереди на улучшение жилищных условий с 1990 г. Должны ли нам предоставить квартиру в нашем районе? Какие варианты возможны? Можем мы получить три однокомнатные квартиры или двухкомнатную и однушку?

Сохранение района проживания действует только для тех граждан, которых переселяют из домов, подлежащих сносу. Всем остальным жилье предоставляют в пределах Москвы.

Вашей семье выделят жилье по норме предоставления не менее 18 кв. м на каждого члена семьи (когда подойдет очередь). В законе сказано, что требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат удовлетворению не подлежат.

Семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Недавно жилье предоставили, но на каждого человека приходится меньше установленного норматива. Снимут ли семью с очереди?

Вообще норма предоставления составляет 18 кв. м на одного члена семьи.

Основания для снятия с жилищного учета указаны в ст. 15 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»:

В случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;

- при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений (так как дали меньше положенного, я считаю, что вас не могут снять с жилищного учета);

- при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;

- при перечислении в установленном порядке субсидии;

- при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;

- при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;

- при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

В связи с расселением нашего дома дают квартиру по договору соцнайма. Собрали все справки, как и требовалось, ждем. Но дело в том, что я скоро выхожу замуж, регистрация брака запланирована на тот период, когда договор соцнайма еще не будет готов. Если я вступлю в брак и поменяю фамилию, то придется переделывать все справки и ждать опять другого договора? Как поступить лучше? Может, отложить регистрацию?

Я думаю, что откладывать регистрацию брака не стоит. Ведь даже если вы поменяете фамилию, то в свидетельстве о браке будет указана ваша девичья фамилия. Вы можете предъявить копию и оригинал данного свидетельства. Таким образом, ваше замужество никак не повлияет на получение квартиры.

Я сирота, стою в очереди на получение жилья, уже включена в сводный список. Дальняя родственница хочет прописать меня в своей квартире. Не потеряю ли я в этом случае право на социальное жилье? Я мать-одиночка, это может как-то повлиять на площадь предоставляемого помещения?

Право на жилое помещение для сирот закреплено в ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оно не зависит от наличия регистрации. Если вы все верно изложили в своем вопросе, то прописка не будет основанием для снятия вас с очереди.

Статус матери-одиночки никак не повлияет на площадь жилья.

Имеет ли право малоимущая семья (у которой в собственности квартира в аварийном доме) на предоставление жилья вне очереди? Администрация города отказала на основании наличия жилья в собственности. Стоит ли обращаться в суд?

Думаю, что подавать в суд не имеет смысла.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди квартиры предоставляются по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Вы не относитесь к нанимателям, так как являетесь собственниками жилья.

Моя дочь больна тяжелой формой хронического заболевания,при котором совместное проживание в комунальной квартире невозможно.Не давно нас поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий,так как мы живем в комунальной квартире.Но интересно получается -нас поставили в очередь для внеочередного получение жилья и ни кто не может мне ответить когда же нам выделят это так называемое внеочередное жилье.Подскажите пожалуйста,что же мне делать,ведь в законе нет понятия -очередь для внеочередников.Как я понимаю очереди не должно быть.

В жилищной сфере наличие у граждан некоторых видов хронических заболеваний может давать дополнительные права или накладывать ограничения на уже существующие. Так, согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимаются во внимание как размер занимаемого жилого помещения, так и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинникова).
Необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) в квартире проживает несколько семей;
2) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
3) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
4) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Специальный Перечень заболеваний, которым следует руководствоваться при применении названного основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378

К ним относятся следующие заболевания:
1) активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
2) злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
3) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
4) эпилепсия с частыми припадками;
5) гангрена конечностей;
6) гангрена и некроз легкого;
7) абсцесс легкого;
8) пиодермия гангренозная;
9) множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
10) кишечный свищ;
11) уретральный свищ.
Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. В случае улучшения жилищных условий граждан, состоящих на учете, путем увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи - больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, они снимаются с учета. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать то обстоятельство, что страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний они предоставляются вне очереди (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года - т.е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из данного Перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма следует также учитывать и то, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм указанных хронических заболеваний (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" .
В настоящий момент действуют два федеральных правовых акта, различающиеся списком указанных в них заболеваний и предоставляющие гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. При этом порядок одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не определен.
Наличие у гражданина заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, накладывает ограничения при обмене жилыми помещениями и поднайме. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 73 Жилищного кодекса РФ обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, предусмотренных в упомянутом Перечне. А согласно ч. 4 ст. 76 Жилищного кодекса РФ сдача жилого помещения в поднаем исключается при вселении лиц, страдающих одной из форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (причем данное требование распространяется как на квартиру, так и на комнату в коммунальной квартире).
Что касается того, сколько ждать в очереди, это зависит от наличия в муниципалитете жилья, предназначенного для социального найма. Рекомендую послать в администрацию запрос о том сколько человек имеют в данный момент право на внеочередное получение жилья и какой номер в этой очереди имеете вы. Сколько жилья в текущем году администрация планирует предоставить для внеочередников. Когда есть письменный запрос, чиновники обязаны ответить письменно и нести потом ответственность за написанное.

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.