Что такое нравственные страдания? Хождение по мукам: почему полезны душевные страдания.

Бывший брокер по недвижимости и мать троих детей, Байрон Кейти разработала метод «Работы» 28 лет назад (в 1986 году). Находясь в состоянии жуткой депрессии, гнева и в плену вредных привычек, она проснулась однажды утром и осознала: все страдания происходят от веры в наши собственные мысли.

Экхарт Толле однажды сказал: «Работа Байрон Кейти - это великая благодать для нашей планеты», а журнал Time назвал Кейти «Духовным инноватором нового тысячелетия».

Цитаты из ее книг:

Исследование открывает нам мир, который добрее, чем мы могли себе представить.

Я - источник своей боли, абсолютно всей.

Самореализация не обладает никакой силой, если она не проживается.

Разум влюбляется в самого себя, и этот чудесный роман с собой не только конец войны – это начало полностью нового творения.

Когда вы осознаете, что вы получаете все, что вам нужно, жизнь становится раем.

Вы страдаете только от убеждения, что в вашей жизни чего-то не хватает. В реальности вы всегда имеете все, в чем нуждаетесь.

Иногда быть счастливым - означает быть неправым.

Что они думают обо мне? Никто обо мне не думает! Люди могут видеть только самих себя - меня они видеть не могут.

Мысли… они мои дети… и я хорошая мать. Будьте матерью ваших мыслей! Будьте матерью детей в вашей голове!

Нет такого понятия, как плохая судьба. Проверьте это через исследование!

Ад: «Помощь прибудет в любую минуту». Свобода: «Никто не придет»

Когда ты веришь, что твоя проблема вызвана кем-то или чем-то другим, ты становишься собственной жертвой.

Когда мы боимся чего-либо в будущем, мы уже проживаем то, чего не хотим в нем видеть.

Тела людей так же невинны, как деревья или цветы.

Дети говорят нам правду. От нас зависит, достаточно ли у нас мужества услышать ее.

Чем больше есть мрака сознания, тем боли больше.

Нет вопросов в пустоте.

Жизнь - это любовь, мои дорогие. Все остальное - воображаемая путаница.

Если бы вы действительно знали, как вы красивы, то упали бы к своим собственным ногам.

Каждое мгновение – это Божий дар: и вы раскрываете ваш дар прямо сейчас, сейчас, сейчас…?

Нет ничего, что нельзя простить. Ваша истинная природа - это любовь. Вы ничего не сможете сделать с этим.

Все, что вы думаете о других людях - это вы сами.

Единственная защита, которая когда-либо могла существовать - это здравомыслие, разум, который полностью находится в связи с реальностью.

Если вы не воспримете критику как дар, ей не будет конца.

То, во что вы верите в настоящий момент, создает ваше страдание или ваше счастье.

Разум не останавливается. Вы только больше не верите мыслям. Вы можете действительно приветствовать их. Мысли не серьезны, они - невинные дети, и вы смеетесь с ними и улыбайтесь им. Разум сможет успокоиться, познавая себя. Разум вернулся домой.

Это невозможно, чтобы ясный разум мог жить несчастливой жизнью.

Если я не нахожусь в вашем сознании, как я могу существовать в вашем восприятии? Нет, «я » в вас не я. Тогда - кто «я»? Что «я»?

Когда я ищу вашего одобрения, я неодобрительно отношусь к себе той, которая ищет одобрения.

Стресс - это сигнал будильника, который сообщает, что вы привязаны к чему - то, что не является истинным для вас.

Мы боимся только того, чего мы не понимаем.

В прежнем мире мы заводили разговоры, и эго жило!

Любая история, которую вы рассказываете о себе, - пища для эго. Не существует подлинной истории.

Нет возможности убедить всех. Нет никого, кого нужно было бы убеждать.

Деньги - чудесная метафора. Деньги текут из одного места в другое, через разные страны, через телефонные системы и провода. Деньги показывают нам, каким наше мышление должно быть: как оно может течь, как оно может быть без преград и как может иметь много форм. Деньги показывают, как это легко - все время появляться и исчезать. Это большой учитель. Если вы бы двигались так же, как и деньги, вы были бы влюблены в то, что есть.

Наши любимые и близкие люди будут нажимать на все наши кнопки, пока мы не осознаем, чего именно мы не желаем о себе знать.

Разочарование, гнев, печаль - эти чувства извещают вас, что пора проснуться. Именно для этого чувства существуют - это дар! Они - не враги. Подобно мыслям они являются даром - они не враги.

Самое главное заключается в том, что если кто-то говорит мне что-то и это расстраивает меня, значит то, что он говорит мне, - это правда.

В тот момент, когда вы начинаете защищаться и оправдываться, вы разжигаете войну внутри себя, в вашем доме и в вашей семье.

Мы никогда не встречались лицом к лицу с нашими мужьями, женами, матерями, отцами, детьми. Пока мы не исследуем наши истории о них, мы понятия не имеем, кто они. Мы узнаем их последними.

Только эго рождается, только эго может умереть.

Кроме своих мыслей, мы ничего не встречаем. Внешний мир - это проекция внутренней жизни.

Жизнь проста. В ней все случается для вас - не с вами. Все случается как раз в нужный момент - не раньше, и не позже.

Вы знаете, что мне нравится в самосознании? - Что мы всегда полностью защищены.

Хочешь встретить любовь всей твоей жизни? Посмотри в зеркало.

Вы не можете демонстрировать любовь - вы можете только раствориться в любви.

Истина ужасает эго, и истина состоит в том, что эго не существует.

В реальности мне нравится то, то она обходится без моей помощи.

Это не ваше дело любить меня, это - мое дело.

Чтобы войти в состояние благодати, усомнитесь в мысли, которую защищаете именно сейчас, СЕЙЧАС…

Обратите внимание: вы думаете или вами думают?

Думать, будто вы знаете, что лучше для другого человека, означает заниматься не своим делом.

Мы говорим другим только то, что нам необходимо услышать.

Тюрьма существует только в разуме - никакой другой тюрьмы нет.

Разыгрывайте из себя Бога - почувствуйте боль.

Моя религия - оставаться присутствующей в настоящем. Только и всего.

Единственные отношения, которые когда-либо бывают значимыми, - это ваши отношения с собой. Когда вы любите себя, вы любите того, с кем вы всегда находитесь. Но пока вы не любите себя, вы не будете чувствовать себя комфортно, потому люди угрожают вашей системе убеждений, и до тех пор, пока вы не исследуете это, вы будете находиться в состоянии войны, чтобы защищать вашу систему убеждений. Таковы отношения.

У меня нет цели. Зачем мне обманывать себя? Зачем мне мыслить так узко?

Мы не взрослеем. Наши тела взрослеют, но не мы. Мы только становимся более неуловимыми в том, как мы реагируем, когда верим в эти мысли.

Наше страдание продолжается лишь до тех пор, пока мы не придем к осознанию, что на самом деле мы ничего не знаем.

Хотите ли вы знать секрет счастья? – Добро и Благодарность. Больше ничего не требуется.

Когда они нападут на вас, и вы заметите, что любите их всем сердцем, ваша Работа сделана.

Мир, который находится внутри меня, так прекрасен. Ничто не сможет соперничать с ним.

Нет, конечно, я не обменяю этот момент ни на что. Я не могу.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Все страдания порождаются желаниями

Вопрос: Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.

Махарадж: Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?

В: Я знаю, что я не тело и не ум.

М: Откуда вы это знаете?

В: Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.

М: Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?

В: И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним-единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.

М: Очень хорошо. А какие-нибудь желания у вас остались?

В: Да, они приходят, короткие и неглубокие.

М: И что вы с ними делаете?

В: А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.

М: Чьи желания исполняются?

В: Они - часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.

М: Разве они не являются признаком несовершенства?

В: Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.

М: Очень хорошо. Кем вы работаете?

В: Я осуществляю надзор за условно осуждёнными.

М: Что это значит?

В: Несовершеннолетних преступников отпускают на испытательный срок, и существуют специальные служащие, чтобы следить за их поведением и помогать им пройти обучение и найти работу.

М: Вы обязаны работать?

В: Кто работает? Работа просто происходит.

М: Вам нужно работать?

В: Мне нужна работа, чтобы зарабатывать деньги. Она мне нравится, потому что благодаря ей я могу общаться с людьми.

М: Зачем вам нужны люди?

В: Они могут нуждаться во мне, это их судьбы направили меня на эту работу. В конце концов, это всего лишь одна жизнь.

М: Как вы пришли к этому состоянию?

В: Учение Шри Раманы Махарши указало мне путь. Затем я встретил некоего Дугласа Хардинга, который помог мне, показав, как нужно работать с «Кто я?».

М: Это произошло внезапно или постепенно?

В: Это случилось довольно внезапно. Будто вернувшееся воспоминание о чём-то давно забытом. Или как внезапная вспышка понимания. «Как просто, - сказал я себе. - Как просто. Я не то, чем себя считал! Я не воспринимаемое и не воспринимающий, я только восприятие».

М: Даже не восприятие, а то, что делает всё это возможным.

В: Что такое любовь?

М: Когда нет чувства разделения и различия, это можно называть любовью.

В: Почему так много напряжения в любви между мужчинами и женщинами?

М: Потому что счастье в такой любви занимает очень важное место.

В: Разве это так не во всякой любви?

М: Необязательно. Любовь может приносить боль. Тогда вы называете её состраданием.

В: Что такое счастье?

М: Счастье - это гармония между внутренним и внешним. С другой стороны, самоотождествление с внешними причинами - это страдание.

В: Как происходит самоотождествление?

М: Я, по своей природе, знает только себя. Из-за отсутствия опыта, всё, что оно воспринимает, оно принимает за себя. Получив достаточно ударов, оно учится бдительности (вивека ) и одиночеству (вайрагья ). Когда правильное поведение (упарати ) становится нормой, сильное внутреннее побуждение (мукмукшутва ) заставляет его искать свой источник. Свеча тела зажжена, и всё становится ясным и ярким (атмапракаш ).

В: Какова истинная причина страдания?

М: Самоотождествление с ограниченным (вьяктитва ). Чувства как таковые, какими бы сильными они ни были, не являются причиной страдания. Это ум, сбитый с толку ложными представлениями, цепляющийся за мысль «я есть это, я есть то», боится потери, стремится к приобретению и страдает, когда не оправдываются его ожидания.

В: Одному моему другу ночь за ночью снились ужасные кошмары. Мысль о том, что пора спать, была мукой. Ничто не могло ему помочь.

М: Общество подлинных (сатсанг ) могло бы ему помочь.

В: Сама жизнь - это кошмар.

М: Истинная дружба (сатсанг ) - это наилучшее лекарство от всех бед, физических и ментальных.

В: Обычно человек не может найти такую дружбу.

М: Ищите внутри. Ваше Я - ваш лучший друг.

В: Почему жизнь так полна противоречий?

М: Это нужно, чтобы сломить гордость ума. Мы должны понять, насколько мы бедны и бессильны. Пока мы обманываем себя, воображая, чем мы являемся, что знаем, имеем или делаем, наше положение незавидно. Только в полном самоотречении есть шанс найти наше истинное бытие.

В: Почему такое значение придаётся самоотречению?

М: Такое же, как самореализации. Ложное «я» следует отбросить, тогда может быть найдено истинное Я.

В: То «я», которое вы называете ложным, для меня мучительно реально. Это единственное «я», которое я знаю. То, что вы называете истинным Я, - просто концепция, манера говорить, создание разума, привлекательный призрак. Я признаю, что моё обычное «я» не отличается красотой, но это моё собственное и единственное «я». Вы говорите, что я есть, или имею, другое «Я». Вы видите его? Оно для вас реально, или вы хотите, чтобы я поверил в то, что вы сами не видите?

М: Не спешите выносить суждения. Конкретное - не значит реальное, задуманное - не значит ложное. Восприятие, основанное на чувствах и упорядоченное памятью, требует воспринимающего, чью природу вы никогда не пытались исследовать. Уделите ей всё своё внимание, исследуйте её с любовной заботой, и вы обнаружите такие высоты и глубины бытия, которые вам, погруженному в свой ничтожный образ себя, и не снились.

В: Я должен быть в правильном настроении, чтобы моё самоисследование принесло результаты.

М: Вы должны быть серьёзным, полным решимости, по-настоящему заинтересованным. Вы должны быть доброжелательны к себе.

В: Я достаточно эгоистичен.

М: Недостаточно. Вы всё время разрушаете себя и своё, служа чужим богам, вредным и ложным. Будьте эгоистичным любыми средствами, но в правильном смысле. Желайте себе добра, работайте над тем, что для вас хорошо. Уничтожьте всё, что стоит между вами и счастьем. Будьте всем - любите всё - будьте счастливы - приносите счастье. Нет счастья более великого.

В: Почему любовь приносит столько страданий?

М: Все страдания порождаются желаниями. Настоящая любовь никогда не разочаровывает. Как чувство единства может приносить разочарование? Что может принести разочарование, так это желание выражения. Такое желание исходит из ума. Как и со всеми ментальными вещами, разочарование здесь неизбежно.

В: Какое место занимает секс в любви?

М: Любовь - это состояние бытия. Секс - это энергия. Любовь мудра, секс слеп. Если понять истинную природу любви и секса, то не будет ни конфликтов, ни недоразумений.

В: Но вокруг столько секса без любви.

М: Без любви всё является злом. Сама жизнь без любви - это зло.

В: Что может помочь мне полюбить?

М: Вы - сама любовь, когда вы не боитесь.

Грех первого человека стал причиной возникновения страдания в мире. Из-за первой ошибки человек начал умирать с самого начала своего существования и, взяв пример от диавола, стал сам уже изобретателем порока, то есть сам стал виноват во всем том зле, которое начало, как цепная реакция, распространяться во всем мире из-за его склонности ко греху.

Часто человек ищет комфорта везде и во всем, так что мысли о страдании, о болезнях, о смерти - своей или близких - он отгоняет куда-то прочь, «на потом». Погрязает в каких-то бытовых ежедневных мелочах, не замечает, что вокруг него есть много людей, которые сталкиваются со страданием лицом к лицу. Человек часто предается греху, мелкой злобе, раздражению, а когда сам встречается со страданием - даже не задумывается, что ведь это Бог захотел его «встряхнуть» и обратить хотя бы немного к Себе, предложить ему перевести свое внимание от мелких бытовых вещей - к вечности.

В таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?».

Так или иначе, в современном мире человеку все чаще приходится сталкиваться со страданием, как бы он ни пытался этого избежать. Это связано с ухудшением экологии, уменьшением продолжительности жизни, новыми болезнями, учащающимися случаями заболевания раком («чумой XXI века»), наконец, с внезапными катастрофами, терактами и т. д. Дети разбиваются на мотоциклах, близкие заболевают неизлечимыми недугами, что-то еще случается - в таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?». И задача священника найти индивидуальный ответ для каждого страдальца, потому что каждое страдание уникально.

Первозданное состояние человека и его грехопадение

Страдание как явление , ненормальное по отношению к замыслу Бога о творении, напрямую связано с понятием зла, а значит, с состоянием противления Богу.

Как уже было сказано, Священное Писание четко говорит, что Бог зла не создавал, и всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 4:4). Равно как и зло, не создавал Бог и страдание. Оно чуждо замыслу в отношении всего Его творения.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что «трансформацию природы в… тление и смерть человек изначально не получал от Бога», потому что Господь по образу Божию сотворил его [человека] (Быт. 1:27). Как говорит об этом святитель Григорий Нисский, невозможно было бы сказать о человеке, «что он создан по образу Божию, если бы отображенная красота была противоположна красоте первообразной». И потому человек не знал страдания в первозданном состоянии , будучи бесстрастным.

В связи с этим преподобный Максим говорит, что «Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки». Потому состояние человека в Раю было целостным; однако, по мысли святителя Феофила Антиохийского, он был создан способным как к состоянию смерти, так и к бессмертию: не совершенно смертным, но и не совершенно бессмертным. И если бы человек решил не поддаваться искушению и исполнить заповедь Творца без принуждения, свободно, то он получил бы в награду бессмертие тела; но так как он преступил заповедь, то сам стал виновником своей смерти. Об этом же говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Теперь необходимо ответить, по какой причине нарушается первозданная целостность и приходит страдание и смерть в жизнь человека.

Согласно святителю Григорию Нисскому, Бог сотворил человека от преизбытка любви и потому хотел, чтобы человек также испытывал любовь. Однако, чтобы дать возможность любить по-настоящему, Бог дал свободу воли: с ее помощью человек мог решить - любить или не любить, «потому что любовь всегда включает в себя выбор» .

История грехопадения человека (Быт. 3) делает очевидным тот факт, что человек соприкасается со злом через диавола , который стал первым уклонившимся от Бога: …сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8), а уже с завистью диавола вошла в мир человеческий смерть (Прем. 2:24).

Через искушение диаволом, явившимся в виде змея, пала Ева. И фактом самого разговора со змеем Ева подтвердила свое грехопадение еще до вкушения запретного плода, потому что, не будучи расположенной изменить воле Творца, она не сказала бы: «плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). В словах Евы («не прикасайтесь к ним» ), которые не были сказаны Богом, но которые Ева Ему приписала, многие толкователи видят упрек Евы Творцу «за лишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим».

В словах змея «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5) блаженный Августин Иппонский видит, что здесь указано на гордость как начало всех грехов. И святой продолжает, говоря, что диавол использует эту фразу лишь потому, что на тот момент «люди уже проявляли склонность к поиску удовлетворения в самих себе», к поиску обособления от Бога, а значит, состояние зла уже началось в первых людях до встречи со змеем-обольстителем, а змей лишь провоцирует человека, «но ни в какой мере не определяет выбор человека в пользу зла».

Будучи сам павшим от гордости, диавол усматривает в том же слабое место Евы, которая уже была на пути гордости (блаженный Августин Иппонский). Преподобный Ефрем Сирин говорит то же: «Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание». И преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение».

Здесь видно подтверждение слов Писания: «Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его » (Сир. 10:14). И потому дьявол не смог бы обольстить человека…, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «будете, как боги». Профессор А. П. Лопухин обращает здесь внимание, что в оригинале используется слово אֱלהִים («элохим»), которое является одним из имен Божиих. И следует понимать, что человеку было ложно и соблазнительно предложено быть богом, так как «первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога».

Преподобный Ефрем Сирин даже допускает, что «Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотой своей привело бы к борьбе из-за их тяги к обладанию». Таким образом, больше, чем совет змея, прародителям навредило их собственное пожелание.

Блаженный Диадох Фотийский говорит, что, посмотрев на древо с вожделением и вкусив от него с неудержимым желанием, Ева в тот же момент испытала «склонность к самоуслаждению плоти», хотя до воззрения на древо помнила заповедь Божию и была покрываема как бы крыльями любви Божией.

Еву научил Божией заповеди Адам, а он получил заповедь напрямую от Бога, на самом себе испытав безмерную Божественную любовь, и потому «не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех… тяжелее греха Евы». Как пишет святитель Григорий Нисский, «и муж, и жена участвовали в своем падении своей полной свободой, ибо вне свободной воли нет греха, нет зла».

Размышляя о событии грехопадения, блаженный Августин Иппонский говорит, что Бог позволил диаволу приступить к человеку, поскольку в противном случае человек не продвинулся бы к бо́льшему совершенству, «не пройдя испытания злом». Кроме того, нужно сказать словами святителя Иоанна Златоуста, что Господь дал заповедь не из ненависти к человеку, «но любя нас и заботясь о нас».

На вопрос, почему же Бог попустил человеку быть искушенным, блаженный Августин Иппонский дает ответ, что это неведомо ему, однако, насколько об этом можно рассуждать, то представляется вероятным, что «человек не заслуживал бы бо́льшей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению», причем при помощи Бога. Однако далее святой Августин приводит цитату из Первого Соборного Послания апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Таким образом, блаженный Августин наводит на мысль, что человек, находясь в состоянии превозношения и начиная искать возможности обособиться от Бога и быть, как Он, не может получать от Бога далее силы к существованию в том состоянии, в котором был создан первоначально.

Попытавшись обособиться в искушении диаволом и обманувшись, далее человек сталкивается с новым состоянием - страха : «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9-10).

Говоря о возникновении страдания в жизни человека, важно отметить, что Адам и Ева, после преступления заповеди, еще и усугубили свою вину нежеланием покаяться, самооправданием, перекладыванием вины (Быт. 3:9-13) и таким образом навлекли на себя смерть. Однако важно отметить, что смерть - это общее понятие состояния человека вне общения с Богом.

Раскрывая подробнее указанный выше тезис, следует обратиться к размышлениям святителя Григория Паламы. Он пишет о том, что смерть в Священном Писании является главным следствием прародительского греха , но она, однако, должна пониматься в широком смысле слова, а именно: это, прежде всего, смерть духовная, то есть удаленность от Бога, Источника жизни. А если человек удаляется от Источника жизни, то попадает в мир тления, где постепенно и смерть физическая его побеждает как естественное следствие смерти духовной. И, таким образом, тление приводит к различным формам страдания: духовная «смерть, привнесенная в душу через нарушение заповеди, не только испортила саму душу, но также отяготила тело болью и страстями и в конечном счете подвергла его смерти» физической .

Кроме того, смерть духовная сделала тело человека болезненным и страстным, предала его, наконец, смерти физической. Это обуславливается и изречением Господа по итогам грехопадения: Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). И Адаму сказал: терния и волчцы произрастит… тебе (земля); и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:18). Так Господь определил меру страдания человека по факту грехопадения.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что, как только было совершено нарушение Божией заповеди, Адам был изгнан из рая и, лишившись своего первозданного состояния, «обнаружил себя в состоянии, противном природе, то есть в страстях, которые властвовали над ним, потому что он через преступление сделал себя их рабом» . Кроме того, по мысли святителя Василия Великого, человек заболел, познал страдание, удалившись «от здоровья по причине плохого образа жизни или по какой-то другой причине», которая вызывает болезнь .

Нужно сказать также, что, исходя из размышлений святых отцов, причина изменения воли к действию против Бога , как и в падших ангелах, так и в согрешившем человеке, - это обращение внимания на себя и забвение Бога. И тем самым человек перечеркнул свое вечное предназначение, которое - с Богом (преподобный Макарий Великий), и оказался в мире страданий, потому что «именно грех есть причина человеческого страдания, начиная с Адама, и величайшая угроза его вечному счастью» .

Человечество было обмануто отпавшим от Бога диаволом, представившим Еве зло сильным и соблазнительным: Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом.

Подытоживая первопричину появления человеческого страдания, нужно сказать, что началом падения было ложное удовольствие, полученное обманом. Здесь нужно добавить, что преподобный Максим Исповедник говорит об особенной связи удовольствия и страдания, которая поддерживается страстной любовью к себе «и которая у первого человека заменила собою любовь к Богу», так что, по мнению преподобного Максима, любовь к себе стала матерью всех страстей . Кроме того, необходимо отметить, что, по словам святителя Григория Нисского, зло стало распространяться в мире, потому что в жизнь человека вошла «растлевающая привычка ко греху».

В связи с тем, что мир от грехопадения изменился, то и удовлетворение многих желаний (например, в связи с необходимостью поддержания жизненных сил пищей, что ранее осуществлялось в Раю безболезненно) стало сильно затрудненным, потому что сказано Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

Таким образом, Бог, будучи любовью и бездной милости, «не позволяет нам впасть в совершенную погибель» и делает все возможное, чтобы человек не погиб до конца в гордости, и потому Он дает человеку страдание как воспитательное средство .

Страдания как следствие прародительского греха

Говоря о страдании, нужно отметить, что в греческом языке слово «скорбеть» близко по смыслу к слову «сжимать, давить», то есть, сдавливается мое «я» чем-то другим… Если я скорблю, то, значит, внутри меня действует что-то лукавое и оказывает на душу давление, предотвращает полную погибель человека от гордости и делает его смиренным разнообразными смиряющими факторами. Не случайно сказано: «смиренным дает благодать» (Иак. 4:5). И потому страдание и приобретаемое с его помощью смирение становятся для выбывшего из Рая человека инструментом, который рушит эгоизм и возвращает к Богу.

Итак, первозданные отношения с Богом разорвались, и грех естественным образом привнес в мир людей смерть и тление. Человек начал страдать от того, что теперь в новых исторических обстоятельствах он не имеет всего того, что имел, когда был с Богом. Теперь труд и болезнь - ключевые факторы, сопровождающие всю его жизнь.

Однако Бог по Своему свойству всеведения еще до сотворения человека знал, что тот уклонится от добра, однако все равно хотел привести «его в бытие и (затем) заболевшее естество снова воззвать в первоначальную благодать» . Таким образом, можно сказать, что Бог знал, что человек восстанет против Него. Но Он так же знал, что многие решат последовать за Ним и достигнуть Его Царствия. Это можно сравнить с тем, как родители, предвидя болезни своих детей, все равно становятся родителями, потому что знают, что и у чад, и у них самих будет, помимо боли, и потенциал для великой радости.

Из повествования о грехопадении ясно, что Господь объявил человеку падшему, какой будет его жизнь без Него: это боль и страдания. И никто не в силах этого приговора избежать, потому что каждый человек рождается в эту жизнь страстным путем, расположенным к страстям по вине всеобщей тленности, тленного тела: тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9:15).

Последствие греха первых людей - это измененная природа человека, подвластного страстям с момента грехопадения, которая биологически передается из поколения к поколению. По слову святителя Григория Нисского, зло смешивается с естеством тех, кто допустил непослушанием вселить в себя болезнь, и потому как вследствие естественного закона природы «рожденное есть то же с родившим, так и от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешник».

Важно, что каждый человек ответственен за свой грех : «Сеющий неправду пожнет беду…» (Притч. 22:8); или: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18). Не нужно все списывать на грехопадение Адама и Евы, но все же смерть царствовала… над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14). И каждый человек, рожденный от Адама и Евы, согрешая впоследствии, становится подобными Адаму и Еве, и потому - частично ответственным вместе с ними за последствия их греха как в отношении себя, так и в отношении окружающих и рождающихся далее.

Таким образом, страданию становятся причастны все люди , в большей или меньшей степени. С одной стороны, страдание действительно берет свои истоки от греха и зла, в которое ввергнул человечество Адам; но, с другой стороны, оно становится следствием личных грехов людей, рожденных от Адама страстным путем. Кроме того, в Священном Писании еще будет много примеров страданий, которые напрямую не связаны с грехом страдающего, но стали следствием чужих грехов или действий диавола. Это, например, страдания Авеля, Иова, и в конечном итоге - Мессии, Который перенес самые великие страдания, не совершив ни малейшего греха и не будучи ни в малейшей степени виновным.

Понятие «страдание» в Священном Писании

Говоря о понятии «страдания», необходимо обратить внимание на употребление этого слова в Священном Писании, преимущественно - в текстах Ветхого Завета, и обзорно обозначить рамки понимания страдания.

В еврейском (масоретском) тексте в тех местах, где в русском Синодальном переводе стоит слово с корнем «страд-», еврейским языком, согласно переводу на русский, передаются следующие смыслы. Во-первых, например, по Быт. 35:17 и Исх. 3:7 под «страданием» понимается нечто трудное, тяжелое, суровое, и даже жестокое . Также это может быть притеснение или бедствие. Во-вторых, со страданием ассоциируется часто зло или беззаконие, в общем, то, что причиняет бедствие, что несет разрушительную силу (например, в Руф. 1:21 или Иов. 6:2).

Самая распространенная ассоциация со страданием - это боль или перенесение боли (например, Иов. 2:13). Особенно часто страдание ассоциируется с родовыми муками, то есть это такое состояние, при котором хочется кричать (от боли), корчиться от страха, быть объятым ужасом (например, в Мих. 4:10).

Кроме того, страдание - это тяжелый труд, который приводит к изнеможению, мучению (Иов. 5:7). Еще страдание связывается с горем, несчастьем, бедой (Пс. 24:18); или с угнетением, притеснением, нуждой, теснотой (Пс. 106:17 или Ис. 48:10).

Иов и его друзья. Худ. Илья Репин.

В Новом Завете (в греческом тексте) маркерами «страдания» часто являются слова, производные от πάσχω, что значит «претерпевать, терпеть, переносить, испытывать» (например, Мф. 16:21; Лк. 9:22; Иак. 5:10; 1 Пет. 2:19 и др.). Кроме того, «страдание» - это терпение мучения от боли (Мф. 8:6). Или, например, когда есть какой-то стесняющий фактор, используется производное слово от συνέχω, что значит «сдерживать, охватывать, зажимать, объять» (например, Деян. 28:8).

Таким образом, обобщая употребление слова «страдание» в Священном Писании, можно сказать, что оно по большей мере связано с перенесением чего-либо стесняющего, где этот самый стесняющий фактор - в большей степени какая-либо боль (физическая, или боль утраты, или какая-либо другая душевная боль, например, состояние Агари в Быт. 16:11). Или стесняющим фактором может быть состояние угнетения от сложившейся ситуации (исторической или личной, будь то стихийное бедствие, война, плен, какое-либо иное угнетение, например, страдания народа еврейского в Египте в Исх. 3:7 и т.д.). Кроме того, страдание может быть перенесением влияния страстного состояния или какого-либо совершенного греха (состояние богача из притчи Лк. 16:25 или метафора страдающего члена единого тела, от которого страдает все тело в 1 Кор. 12:26).

Понятие «страдание» в русской лингвокультуре

В продолжение рассмотрения библейского понимания понятия «страдание», следует обзорно осветить понимание «страдания» в русской языковой картине мира, потому что невозможно рассматривать духовное понятие в отрыве от языка человека.

Нужно сказать, что в русском языке этимологически слово «страдание» связано с такими действиями, как «стараться, добиваться». Со «страданием» связывается процесс преодоления какой-то трудности, боли, на пути к положительному результату. То есть, страдать - значит испытывать боль.

В истории русского народа на пересечении языка и культуры сформировалась ассоциация со «страданием» как с тяжелой физической работой (преимущественно, крестьянский труд). Часто «страдание» связывалось с трудоемким процессом сенокоса, сбором урожая, жатвой (например, по-древнерусски страдомая земля - значит, «пахотная земля»).

Кроме того, страдание ассоциируется с процессом прохождения или переживания чего-либо (тяжелого), или «можно было бы сказать “идти по какой-то дороге с болью”, иметь боль своей попутчицей на каком-то отрезке своего жизненного пути».

Итак, как это было видно из обзорного анализа употребления понятия «страдание» в Священном Писании и в связи с этимологией русского слова «страдание», оно неразрывно связано с болью. О страдании как о терпении, перенесении нравственной или физической боли пишет также и В. И. Даль. В Словаре русского языка С. И. Ожегова боль также характеризуется, как «ощущение страдания». Ф. М. Достоевский писал, что «страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Как маркер организованной и сформировавшейся личности, страдания, переживания, «боль сердца», сострадание, побуждают человека действовать в соответствии с идеалами поведения. Кроме того, сожалением о каких-то поступках можно назвать моральную боль. И преодоление такой боли предполагает стремление к изменению себя или окружающего мира к лучшему.

Таким образом, рассмотрев понятие «страдания» как «боли» в системе русской культуры и русского языка, следует отметить, что как бы значение перенесения страданий и боли ни оценивалось, однако естественным желанием человека остается прекращение любой боли, любого страдания .

Не хочешь быть мудрым - страдай.

Пословица

Почему человек страдает? Должен ли он страдать? Можно ли избежать страданий? Если можно, то что необходимо для этого делать? Давайте сделаем шаг к истине и поищем ответы на эти вопросы. Это важно сделать именно сейчас, при переходе в новую эпоху.

Чтобы ответить на первый вопрос: почему человек страдает, - необходимо уточнить: а всегда ли человек страдал? Существуют разные мнения, но многие источники говорят о том, что в начале человеческой истории не было страданий. Помните библейские сказания об Адаме и Еве, живших в Раю? Даниил Андреев в книге «Роза Мира» писал: «Были времена, когда человек не страдал, когда его не наказывали, а светлые силы устраняли ошибки за людей и учили их».

Что же произошло? Почему изменилось положение человека? Библия говорит, что человек нарушил запрет и совершил некое противоправное действие. Чей запрет? Кто взялся ограничивать свободу человека, данную ему изначально? Религия говорит: Создатель, Творец, Бог, то есть, родитель. Родители также ставят детям те или иные запреты: не делай этого, не бери то... Но все знают, что ребёнку лучше не запрещать, а так обустроить его жизнь, чтобы она была безопасна для него и для окружающих. Это одна из задач родителей: убрать с глаз ребёнка ножи, спички, лекарства, а позже научить его правильно ими пользоваться.

Почему же всеблагий и всевидящий Бог оставил в Эдемском саду древо добра и зла, вкусив плоды которого человек мог обрести страдания и даже умереть? «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь».

Зная такие последствия, Бог всё-таки оставил рядом с человеком это дерево. Значит, оно было необходимо! Поэтому и появился змей и сказал: «Нет, не умрёте; но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И далее, когда Адам и Ева съели запретный плод, Бог подтвердил слова змея: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло ...»

Получается, что всё это было предназначено человеку сделать, и Бог знал это. Почему же Творец так разгневался, одел людей в «кожаные одежды» и выгнал из Рая? И зачем Бог поставил печать греха на поступке человека? «Адаму же сказал: проклята земля за тебя ...» А жене сказал, что в болезни будет рожать, и муж будет господствовать над ней. И много ещё других проклятий было сказано.

Ответ на такой сильный гнев Бога можно найти ещё в одной фразе Библии: «...И теперь как бы не простёр он (Адам) руки своей, и не взял также от дерева жизни , и не вкусил, и не стал жить вечно » (Выделено мной - Н.А.) Вот чего испугались боги: что человек узнает секрет вечной жизни и станет, как они. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Все эти выдержки приведены из Библии, книга Бытие, глава 3.)

Из всего этого видна, может быть, самая главная причина возникновения страданий. Человек безропотно принял наказание и последующие страдания, как результат своего греха! И позволил в дальнейшем убеждать себя в этом на протяжении всех поколений! Мало того, что человек принял эти страдания, он постоянно ищет оправдания им, создавая теории, религии, философии. Многие идут ещё дальше, объявляя страдания благом и ведут по этому пути сотни миллионов людей! Например, Н.Бердяев писал: «Страдания и мука жизни - есть великая религиозная школа, которую проходит человечество».

Практически все религии придерживаются утверждения, что страдания человека - это не что иное, как наказание за грех, плата за совершение зла, и принятие страданий есть искупление греха. Таким образом, были уравнены страдания с греховностью, что позволяло человека эксплуатировать, превращать в раба, уничтожать, убеждая, что он этого заслужил.

Иногда человека называют «сосудом зла»! Ни одна религия не способна избавить человека от страданий, поэтому она их объявляет обязательными и неизбежными элементами бытия . А для утешения в страданиях отыскивается нечто позитивное.

Давайте исходить из того, что человек изначально свободен ! Обладание свободой позволяет человеку делать любой шаг, он имеет на это право. Шаги человека могут быть и ошибочными. Наличие свободы, человека делает человеком , а не биороботом, запрограммированным на безошибочные действия.

Свобода предусматривает право совершать ошибки. Этот вывод исключительно важен! Человек имеет право на ошибку ! Благодаря этому, человек может быть творцом ! И никто не имеет право на ошибках человека ставить клеймо «грех»! Право на ошибку - необходимое условие творчества, а сама ошибка - элемент творчества !

Другое дело, что большинство людей не осознают ответственности за свои мысли, чувства и поступки и напрягают Мир. Многие живут по пословице: «Мы люди тёмные: не знаем, в чём грех, в чём спасение». Чем сознание уже и чем меньше у человека любви в поступках, мыслях и чувствах, тем больше он создаёт напряжений, которые, в свою очередь, могут к нему вернуться проблемами и страданиями.

Например, человек строит дом, испытывая к соседям равнодушие или конфликтуя с ними. Это, как правило, аукнется сложными отношениями с ними, мелкими и крупными неприятностями. Есть народная мудрость: «ласковый телёнок двух маток сосёт». Она говорит о том, что добрый человек создаёт вокруг себя пространство любви , в котором его поступки не создают напряжений и становятся созидательными, притягивая к нему всё положительное из Мира.

Таким образом, возникшие напряжения, и тем более страдания, после того или иного шага человека - это сигнал о том, что в этом шаге, в действиях недостаточно любви . Следовательно, ошибку необходимо как можно скорее исправить. То есть, страдания необходимо рассматривать как сигнал к действию , к поиску ошибок, к их исправлению, к переходу в новое состояние любви !

Да, страдания как сигнал к действию, к любви можно назвать благом, но, как средство очищения, «отработки кармы» - это уже явно не благо, по крайней мере, это не лучшее средство! Безоговорочное принятие страданий приводит к тому, что человек не учится на ошибках, не извлекает из них пользу и, поэтому, всё более погружается в страдания. В конце концов, он приходит к такому состоянию, когда без посторонней помощи ему выбраться довольно сложно, и он начинает просить .

Клеймо изначальной греховности давит и помогает ещё быстрее погружаться в страдания. И вот человек уже просит помощи у врача, у государства, у каких-то потусторонних сил, у Бога. Страдания могут нравственно возвышать и личность, и нацию, но только до определённого предела. Это может быть только какой-то этап, причём очень индивидуальный и короткий. Далее страдания разрушают и личность, и нацию.

Ричард Бах в повести «Единственная» пишет: «Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора. Мы можем таскать эту глыбу за собой (как крест свой), так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты».

Человек приходит на Землю для преобразования себя и Мира, для приобретения опыта души. Это можно претворять в жизнь, как через страдания, через самопожертвование, так и через радость, через счастье! Кто какой путь выбирает. На мой взгляд, человеку нужно отвергнуть жизнь со страданиями и взять за основу тождество: жизнь - это счастье!

Страдания чаще всего озлобляют сильного человека и душевно опустошают слабого. «Боль или другое страдание, если они продолжаются долго, вызывают подавленность и понижают способность к деятельности» (Ч. Дарвин). Правда, бывают случаи, когда люди запрограммированы какой-либо идеей, и тогда они могут принимать страдания радостно, идут сознательно на смерть. Таких примеров известно много в истории.

Религиозное мировоззрение также может отвергнуть «греховную плоть» и сознательно отправить человека на страдания. Недаром большая часть святых - великомученики. Религии говорят, что страдания возвышают душу, помогают «разорвать путы бренного мира и достичь Бога».

Во всех культурах страдания играют важную роль в воспитании (через наказания). Во всех государствах на воспитание человека тратится значительно меньше средств, чем на содержание аппарата наказания (суды, тюрьмы, силовые структуры...).

Государству и религии просто необходим страдающий человек, иначе о ком они будут заботиться? Но за эту заботу они через труд, налоги, десятины и пожертвования создают роскошь и блага всей религиозной и государственной иерархии. Счастливому человеку все эти надстройки в большей степени не нужны.

Страдания могут нести различные функции. Они могут быть пассивными или активными, вызывать чувство подавленности или желание преодолеть страдания. Переживание вины может вести к извлечению уроков, к самосовершенствованию или к самоистязанию, увеличивающему духовный кризис и круг страданий. Исходя из этого, весь объём страданий можно поделить на несколько составляющих.

Во-первых, тяжёлые формы страданий души и тела, связанные с болезнями, со смертью. Эта форма страданий несёт в большей степени вред человеку, порождая в нём сильный всплеск негативных чувств и мыслей. Это о таких страданиях говорил Д. Андреев, что они являются пищей демонических сил. Согласитесь, преждевременная смерть близких, аварии и катастрофы, природные катаклизмы и войны, тяжёлые формы болезней, уносящие жизни людей, не способствуют росту духовности, радости и счастья. Таким страданиям нет оправданий. Их не должно быть на Земле! Учитесь говорить «Нет!» таким страданиям!

Во-вторых, существуют более лёгкие формы страданий, которые, чаще всего, возникают при совершении ошибок и неправильной реакции на сигналы Мира. Часто человек увеличивает страдания свои и близких, имея те или иные заблуждения, в том числе, религиозные. Эти страдания можно использовать для научения, для приобретения опыта, но кто не сделает этого, тот может перейти к тяжёлым формам страданий.

К сожалению, большинство людей широко используют в своей жизни такую форму страданий. Пропустив знаки и сигналы об ошибочных шагах, напрягающих Мир, человек продолжает идти в этом же направлении и получает проблемы. Нужна определённая духовная грамотность, чуткость восприятия Мира и желание уйти от страданий. Постепенно каждому человеку необходимо набирать опыт души не через страдания и решать свои задачи, не принося в жертву своё здоровье и счастье.

В-третьих, имеется ещё форма страданий, вызванных чужой болью, страданиями людей, природы. Это так называемое сострадание. Сострадание - это необходимое качество человека, опирающееся на его доброту и любовь к людям. Очень часто, видя чужие страдания, человек сам их испытывает. Он мучается, расстраивается, переживает, рассказывает другим об этих страданиях. Но таким образом не поможешь, а если и будет помощь, то она незначительна. Происходит перераспределение страданий между страдающим и сострадающим.

Истинное сострадание не только в ощущении боли другого, но, главное, в стремлении облегчить или убрать её! Создавать вокруг себя всё большее пространство любви - вот задача сострадающей души. И в этом пространстве любви все страдания будут уменьшаться или исчезать вовсе.

В-четвёртых - страдания любви и муки творчества. Это высокие страдания, но и они иногда приводят к более серьёзным страданиям и даже к гибели людей. Если в любви есть страдания, например, ревность, обида, агрессия, то, следовательно, любовь не раскрыта полностью, и в ней присутствуют «примеси». По мере роста любви, будут уходить страдания. Это относится и к творчеству.

Не нужно валить в кучу все виды страданий и, на основе полученного ассорти, делать выводы о необходимости или ненужности страданий. Каждый вид страданий необходимо рассматривать отдельно, причём, для каждого человека границы между видами страданий свои. И тогда будет понятно, какие страдания являются пищей демонических сил, являются препятствием на пути к Истине, а какие рождают «свет несказанный», становятся ступенью к её постижению.

Следует рассмотреть ещё одну сторону страданий, которая открывается, когда задаётся вопрос: кому это выгодно? Оказывается, есть структуры, отдельные сущности и люди, для которых страдания других, а нередко и свои, становятся источником жизни. Если страданий много, то происходит не только привыкание к ним, они могут привести к садизму и мазохизму.

Таким образом, рождаются структуры, живущие за счёт энергии страданий, испытывающие наслаждение от страданий. Как говорится: чем хуже, тем лучше. Так поступают, например, некоторые политические деятели и партии, создавая напряжение в обществе, вызывая недовольство, негативные эмоции, энергией которых они питаются и на этой основе развивают свою деятельность.

К сожалению, существует ещё много сил, заинтересованных в увеличении страданий. К ним относятся и религии. Согласитесь, в церкви чаще всего ищут утешение, облегчение боли и страданий. Счастливый человек редко идёт в церковь. Отсюда и стремление убедить человека в его изначальной греховности, в неизбежности страданий и даже в их полезности.

Рамакришна говорил: «Некоторые христиане и брахманисты видят всю религию в понятии о грехе. Их идеалом благочестия является тот, кто молит: «О Господи, я грешник, смилуйся, отпусти грехи мои!» Они забывают, понятие о грехе отличает первый и низший этап духовности... люди не отдают себе отчёта в силе привычки. Если вы будете вечно говорить - я грешник, вы останетесь грешником навсегда».

Как же облегчить свои страдания? Как научиться жить без страданий? Рассмотрим несколько психологических приёмов, своеобразную бытовую психотехнику, позволяющую облегчить страдания. Так, преодолеть страх помогает анализ и объяснение ситуации, подбадривание, а иногда и мысли о более серьёзных ситуациях («могло быть хуже»). Эти методы позволяют добиться нужного поведения в критических ситуациях, но не устраняют причин страданий.

Существует «бытовой» способ преодоления горя - плач, разряжающий жалость к себе. Это очень распространённая форма защиты, но это - иллюзия любви к себе. Жалость к себе одновременно парализует волю и, в конечном итоге, обостряет одиночество. Наверное, единственный положительный момент жалости к себе - это то, что происходит разрядка и отрыв от ситуации. Любовь к себе исключительно важная часть духовности, но она не должна переходить в жалость, а должна формировать базу для активной помощи себе.

Самый простой способ преодоления страданий - это уход от них, отвлечение. Чаще всего, это работа, выпивка, развлечения, а также следование афоризму «время лечит» - терпеливое ожидание, когда страдания притупятся. Здесь также присутствует положительный элемент, но такие приёмы, опять же, не устраняют причину страданий.

Существует распространённый способ преодоления страданий - самооправдание. Негативный момент самооправдания - самообман, то есть, нехватка внутренней честности называть вещи своими именами. Таким образом, человек необъективно оценивает происходящее, сужает поле зрения, не находит истинную причину ситуации, что вызывает неправильные поступки и закладывает базу для будущих страданий.

Все рассмотренные варианты не избавляют от страданий, а только смягчают их остроту. Для того чтобы постепенно уйти от страданий в своей жизни, необходима активная позиция по отношению к ним. Первое, что необходимо сделать, особенно в тяжёлых ситуациях, - это выйти из состояния депрессивного паралича.

Необходимо понять, что бесполезно тратить силы на негативные переживания. Нужно подняться над ситуацией, взглянуть на неё, как бы, сверху. Оценивая ситуацию, необходимо понять: реальна она или надумана. Например, пугающая ситуация может и не наступить. Зачем же «умирать» заранее? Нужно также помнить, что страх притягивает опасность, и что в любой ситуации существует возможность облегчить её.

Второе - помните, что в человеке всегда есть силы для преодоления любой проблемы, для решения любой задачи !

Третье. Для избавления от страданий очень важно умение поставить точку. Незавершённая ситуация влечёт продолжение страданий. Например, при переживании чувства вины или сожалений об упущенных возможностях, в голове всё время крутятся мысли: «Как надо было себя вести?», «А может быть, так...?»

Чтобы прекратить это самобичевание, необходимо вспомнить, что вы имеете право на ошибку ! Но при этом, необходимо быстрее осмыслить происшедшее, найти причину и сделать выводы. Помните: человек творец своей судьбы !

Рассмотрим последовательность действий при возникновении каких-то проблем и страданий. Необходимо осознать, что Вами допущены ошибки , которые и привели к такому состоянию. Сначала попытайтесь найти ошибки в отношениях с самыми близкими (с мужем, с женой). Проанализируйте, как складывались отношения за месяц до события, за полгода, за год. Возможно, нарастали какие-то сложности, были срывы, допущены серьёзные проступки... (Этот путь приведения в порядок своих тылов необходим всегда, при любой проблеме: будь она в здоровье или в финансах...).

Найденные причины, а их может быть несколько, необходимо исправить. Каким образом? Иногда достаточно просто осознать допущенные ошибки, и проблема будет уходить. Иногда, требуется попросить прощения за содеянное, пойти на сближение, проявить в какой-то форме любовь. То есть, использовать все возможности для улучшения отношений Пары. Такие шаги обязательно окупятся сторицей!

Если в отношениях Пары Вы не нашли заметных причин, то следует рассмотреть второй круг - отношения с детьми. Здесь также надо проанализировать события и устранить найденные ошибки. Далее необходимо поискать ошибки в отношениях с родителями и родственниками. Проблемы могут быть давние, например, в последнее время возникали воспоминания о каких-то событиях, связанных с родителями (даже если участников тех событий уже нет на этом свете).

Необходимо максимально честно разобраться, осознать свои ошибки. Следующий круг - друзья, коллеги по работе. Во взаимоотношениях с ними могут быть какие-то причины Ваших проблем. Вспомните неординарные события, неожиданные встречи, предшествующие вашим проблемам, - там также могут находиться причины.

В некоторых случаях, требуется проверить ещё и влияние циклов с периодичностью 1, 3, 5, 7. На некоторых действует ещё цикл с периодичностью 2. Что это значит? Например, человек попал в аварию. Необходимо вспомнить, что происходило месяц назад, два, три, пять, семь? Затем: год назад, два, три, пять, семь? Возможно, Там Вы найдёте какие-то ошибки.

Проанализировав, таким образом, круг за кругом, свои взаимоотношения, Вы наверняка обнаружите ошибки, которые стали причиной Ваших проблем и страданий. Чем искреннее, честнее Вы осознаете причины проблем в себе, тем быстрее почувствуете облегчение. Оно может наступить сразу, в момент осознания или через какое-то время. Чем дольше были страдания, тем дольше, как правило, они уходят.

В ноябре вступило в силу и теперь обязательно к исполнению всеми российскими судами решение Верховного суда РФ по одному из исков с требованием о взыскании морального вреда.

Эксперты называют его очень любопытным. Фемида часто разбирается в историях, где кто-то из участников хочет получить те или иные суммы за нравственные страдания, однако, как известно, каких-то единых « расценок» нет.

В итоге одни судьи моральный вред, нанесенный человеку, считают на тысячи рублей, другие – на миллионы. А кому-то и вовсе в удовлетворении таких требований отказывают, причем не всегда понятна логика судебного вердикта. Конечно, не может быть и речи, чтобы появился какой-то общий прайс-лист для тех, кто считает себя обиженным. Тем не менее толкование норм закона по спорам, где речь идет о плате за обиды, может оказаться для многих граждан весьма полезным. За разъяснениями мы обратились к постоянному эксперту нашей правовой рубрики, руководителю широко известного на Ставрополье « Юридического агентства « СРВ» Роману САВИЧЕВУ.

-« Российская газета» приводит такую статистику: доля компенсаций за моральный вред составляет всего около 5,5 процента от всего объема выплат, присуждаемых гражданам по итогам судебных разбирательств. Чаще всего компенсации морального вреда получают покупатели товаров, потребители банковских, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, – поясняет

Р. Савичев. – Однако Верховный суд, если говорить о том его решении, которое привлекло внимание юристов, заинтересовал спор иного плана.

Фемида обратила внимание на иск владелицы половины частного дома к своему соседу, который, по ее мнению, незаконно провел ремонтные работы на своих квадратных метрах. Суды изначально пошли ей навстречу, признав реконструкцию половины дома незаконной: мол, в итоге недвижимость гражданки оказалась в аварийном состоянии. И сосед должен был возместить ущерб и устранить недостатки. Но этот вердикт не полностью устроил женщину: обратившись второй раз в суд, она рассказала, что из-за незаконных действий соседа появилась реальная угроза ее жизни и здоровью, все время, пока шел ремонт, она вроде как испытывала страх, волнение и « чувство

безызвестности относительно своего будущего». Нанесенный ей моральный вред гражданка оценила в 52 тысячи рублей. В итоге суды с ней согласились частично, оценив душевные терзания дешевле и присудив истице 15 тысяч рублей.

А вот отремонтировавший свое жилище сосед с такой « арифметикой» не согласился и дошел до Верховного суда, чей вердикт его намного больше порадовал. Высшая инстанция не стала возвращать дело в райсуд, а сама приняла новое решение, что бывает не так уж часто. В выплатах женщине было категорически отказано. Но принципиально важно то, что в этом решении даны детальные разъяснения, в каких случаях суды все же должны присуждать компенсацию за моральный вред.

Итак, в каких случаях можно идти в суд с требованием, чтобы обидчик заплатил за обиду? Напомню, что основным законодательным актом, на который опираются суды при назначении компенсации морального вреда, является Гражданский кодекс. Статья 151 определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Там же сказано, что « в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации». Речь идет в данном случае о таких нематериальных благах, как жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и др.

Если же теорию применить к более конкретным жизненным ситуациям, то, по разъяснениям Верховного суда, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родных, невозможностью продолжать общественную жизнь, потерей работы, раскрытием личных, врачебных или семейных тайн. К моральному ущербу также относится распространение информации, которая не соответствует действительности, фактов, порочащих честь и деловую репутацию гражданина, временное ограничение каких-то его прав. Туда же законом отнесена физическая боль, связанная с причиненным увечьем или заболеванием, которое развилось из-за моральных страданий.

Таким образом, делаем вывод, что моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, или посягает на принадлежащие ему личные нематериальные блага. В описанном выше случае основанием для компенсации морального вреда истицей были названы действия соседа по незаконной перепланировке половины дома. Из-за этого часть дома истицы пришла в непригодное для жизни состояние. В переводе на юридический язык основания иска – повреждение общего имущества. А это уже другая история: по гражданскому и жилищному законодательству в нашей стране компенсация морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилье, не предусмотрена.

Что же касается непосредственно выплат, то окончательный размер компенсации может определить только суд. Из практики хорошо знаю, что на руку истцу может сыграть только максимальное количество доказательств – чем больше их человек сможет привести в обоснование своих требований, тем на более солидную компенсацию в итоге может рассчитывать. В качестве подтверждения физических и нравственных страданий могут выступать доказательства, полученные из объяснений сторон и третьих лиц. Имеют вес рассказы свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Особо подчеркну, что рассчитывать только на показания очевидцев не стоит, они играют важную роль, но не решающую. Нелишне будет обращение к врачу-психиатру, который зафиксирует у пострадавшего расстройство психики, бессонницу или депрессию, если они имели место быть. Это также поможет увеличить размер компенсации. Вызовы скорой, если поднималось давление или было плохо, рецепты на лекарства – все это полноценные доказательства в пользу потерпевшего.