Трехсложные слова примеры 2. Правило о трехсложных словах

Продолжаем работу над слоговой структурой слова. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что работу следует вести планомерно, соблюдая принцип от простого к сложному. Не спешите переходить к следующему упражнению, не отработав предыдущее. Ну и, конечно же, если у Вашего ребенка системные нарушения речи, то Вам необходима помощь специалиста, а данный материал можно использовать лишь как дополнение к основным занятиям.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

(2 тип слоговой структуры).

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять словарный запас.

Оборудование : мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

Логопед:

Ребенок:

Побе

победа

Пома ПО

помада

Пого

погода

Логопед:

Ребенок:

Бина

кабина

Лина

калина

Нава

КА канава

Као

какао

Юта

каюта

Ленно

полено

Лина

Полина

Ляна

поляна

Беда

ПО победа

Года

погода

Мада

помада

Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.

2.

Оборудование : мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

- С окончанием « - Ы».

Логопед:

Ребенок:

Логопед:

Ребенок:

Панама

панамы

Филин

филины

Минута

минуты

Кабан

кабаны

Ягода

ягоды

Пион

пионы

Поляна

поляны

Буфет

буфеты

Канава

канавы

Батон

батоны

Бутон

бутоны

Банан

бананы

Диван

диваны

Букет

букеты

Бидон

бидоны

Билет

билеты

- С окончанием « -И».

Логопед:

Ребенок:

Логопед:

Ребенок:

Кубик

кубики

Веник

веники

Пудель

пудели

Паук

пауки

Петух

петухи

Тюлень

тюлени

Педаль

педали

Олень

олени

Медаль

медали

Лебедь

лебеди

Домик

домики

Бутыль

бутыли

- с окончанием «-Я».

Тополь тополя

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

Упражнение «КТО У КОГО?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».

Логопед:

Ребенок:

У кошки -

котята.

У утки -

утята.

У коровы -

телята.

У гусыни -

гусята. ( СНОСКА: При отсутствии нарушений звукопроизношения )

УПРАЖНЕНИЕ « ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.

Ход игрового упражнения.

1. Образование глаголов по демонстрации действия.

Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.

2. Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.

Логопед:

Ребенок:

Дети воду в лейку (что сделали? )

налили.

Мальчики водой цветы (что сделали? )

полили.

Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?)

вылили.

Зимой ребята водой каток (что сделали?)

залили.

(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).

Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование : парные сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

Логопед:

Ребенок:

Бегала -

бегали.

Лепила -

лепили.

Ходила -

ходили.

Копала -

копали

Болела -

болели

Катала -

катали

Давала -

давали

Гуляла -

гуляли

Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование : предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видишь?»

Логопед:

Ребенок:

Это олень. Кого ты видел?

Оленя.

Это тюлень.

Тюленя.

Это филин.

Филина.

Это енот

Енота.

Это кабан.

Кабана

Это лебедь.

Лебедя.

Это паук

Паука.

Это хомяк

Хомяка.

Это удод.

Удода.

Это удав.

Удав.

Это макака.

Макаку.

Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при закреплении обобщающих понятий.

2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

«начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;

«последний», «первый».

Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения.

Мою руки.
Веду Галю.
Машу Коле.
Несу мыло.
Даю маме.
Вижу рыбу.
Беру вещи.
Несу вату.
Хочу дыню.
Еду к морю.
Бегу к маме.
Лиса в лесу.
Ежи в норе.
Часы в доме.
Жарю рыбу.
Лиса в яме.
Нога в луже.
Рыба в воде.
Щука в реке.
Сомы в тазу.
Маки в вазе.

Составить предложения:

Пью кофе, воду, соки.
Ем кашу, мясо.
Несу рыбу, вещи, ноты.
Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
Ношу шубу, боты, бусы.
Чищу зубы, полы, шубу, сани.
Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
Даю маме вазу.
Несу Кате вещи.
Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са -са на носу оса.
Ло-ло-ло еду я в село
Ка-ка-ка у меня рука
Га-га-га у меня нога
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси.гуси Га-Га-Га
У Бобы были бобы

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

ОНИ летали, читали, бегали, носили,

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Хорошо, весело.

Предложения.

Машина гудела.
Ворона летала.
Бараны бодали.
Собаку ругали.
Полено рубили.
Корову доили.
Канаву вырыли.
Марина бегала.
Наташа купила бананы.
Я сажаю розы,
Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
Я купаю собаку.
Я читаю газету.
Я катаю колесо.
Я кидаю монету

Упражнение «Что из чего?»

Дом из соломы.
Газета из бумаги.
Лопата из железа.
Ракета из металла.
Ворота из дерева.
Сыр из молока.
Мяч из резины.

Мету, мету, не вымету.
Несу. Несу, не вынесу.

Чей предмет?

Мамина монета.
Папина машина.
Катина панама.
Мишина газета.
Васина бумага.
Тетина бусина.
Валины сапоги.

Добавить слог:

КА
мака..
ата..
соба..
соро..
ДА
пома..
побе..
пого..
шара..
ДЫ
похо..
наря..
пара..
ТА
пала..
ребя..
каю..
защи..
рабо..
забо..
газе..
высо..
боло..
лопа..
воро..
охо..
копы..
раке..
галле..
ГА
бума..
вата..
теле..
доро..
раду..
кура..
белу..
НА
коро..
воро..
ВА
заба..
ана..
оро..
МА
пижа..
пана..
ША
копу..
кало..
поро..
афи..

Чистоговорки:

Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
Ко, ко, ко, не ходите далеко.
Наша река широка, как Ока
Му, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.
Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.
Около кола колокола.
Дарики-дарики,
Летели комарики

Один – много

Лошадь – лошади
Лебедь –
Завод –
Лопата –
Халат –
Салат –
Дорога –
Жираф –
Чудо –
Котёнок –
лисёнок –
утёнок –
ежонок –
ужонок –

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения:

Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
У кота зубы? – Да, у кота зубы.
У кита ноги? – Нет у кита ног.
У деда сани? – Есть у деда сани.
У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

Вадим, Тимур, Данил, Семен…

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Добавляем слог:

Был – за…был
Бил – за…был
Пел – за…пел
Дул – по…дул
Мёл – вы…мел
Пил – вы…пил
Нес – вы…нес
Шел – у…шел
Дал – по…дал

Назови ласково:

Пень – пенек
День – денек
Тень – тенек
Дом – домик
Кот – котик
Сад – садик
Нос – носик
Шар – шарик

Лес – лесок
Мёд – медок
Лёд – ледок
Дым – дымок
Час – часок
Воз – возок

Чистоговорки:

Гу – гу – гу
Гудит гудок
Ды-ды-ды
Идет дымок
Зу-зу-зу
Едет возок

Тук, тук, тук
Тук, тук, тук.
Это кто был тут?
Это бык — бычок.
Это кот - коток.
Это рак – рачок.

Мяу, мяу кот пищит
У него живот болит

Лю – ли, лю – ли, лю – ли
Полетели гули.

За-за-за Вот идет коза
Зу-зу-зу Вижу я козу.
Са-са-са Вот летит оса
Сы-сы-сы Нет осы
Жи-жи-жи Вот бегут ежи
Щу-щу-щу Я тебя ищу.
Да-да-да Вот у нас вода

Би, би, би – Гудит машина.
Не поеду без бен-зина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ!
Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз,
Он вагоны повез
Чох, чох – чох!
Чу – чу – чу!
Далеко я качу!

Жу – жу — жу. На лужок хожу.
Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси
Га – га – га
Пить хотите?
Да – да – да.
Гуси гуси, вот вода!
Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха
И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Чей предмет?

Мамина сумка.
Папина полка.
Надина булка.
Петина майка.
Васин замок.
Танин мячик.
Любин чулок.
Катин бидон.
Дашин талон.
Дядин топор.
Васин забор.

Предложения:

Жираф ходит.
Камень лежит.
Козел бежит.
Ветер дует.
Сахар лежит.
Захар рубит щепки.
Толик машет рукой.
Иван хочет воды.
Заяц бежит.
У Пети болит бок.
У Коли болит нос.
У Симы болит рука.
Дима несет воду.
Петя лечит Люду.
Катя лепит пенек.

Что буду делать?

Пилю – буду пилить.
Варю –
Дарю –
Жарю –
Хожу –
Ношу –
Чиню –
Бужу –
Ношу –
Верю –
Думаю –
Пишу –
Делаю –
Читаю –
Нюхаю –
Копаю –

Я веду – и мы ведем
Я пою – и мы поем
Я несу — и мы несем
Я беру – и мы берем
Я иду – и мы идем
я сижу – и мы сидим

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Чистоговорки:

Ву-ву-ву, я вам букву назову.
Су-су-су, я вам тыкву несу.
Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.

В гости к Вове,
В гости к Вале,
В гости к Васе,
В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

Чистоговорки:

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,
в корзине – грозди,
в кузове – грузы,
в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.
Уп, уп, уп, мама варит суп.
Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.
Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
Прохор и Пахом ехали верхом.

У Кати колпак.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

Я бегу, бегу, бегу
Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим,
Мы на месте не стоим

Я по улице иду
И флажок в руке несу.

Мы по улице идем
И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
Чистоговорки:

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану:
Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Назови ласково:

Оля – Олечка
Коля – Коленька,
Таня – Танечка
Миша – Мишенька
Вася – Васенька
Петя – Петенька
Света – Светочка
Нина – Ниночка
Ветка – веточка
Сетка – сеточка
Лента – ленточка
Лодка – лодочка

Кот – котенок
Утка – утенок
Лиса – лисенок
Лось – лосенок
Волк – волчонок
Еж – ежонок
Уж – ужонок
Белка – бельчонок

Чистоговорки:

Где мед, там и мухи.
Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка у Феди туфли.

У Вани свекла,
у Вали брюква,
у Васи тыква,
у Вовы клюква.

Свёкла у Фёклы
Сохла и мокла,
Мокла и сохла,
Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,
Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка»

У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
Внизу бежит речушка по желтому песку,
Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

«Считалка»

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Чистоговорки:

Бегемот разинул рот,
булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,
А Света – автобус.
Стас рисует квас,
А Света – ананас.
Стас рисует маску,
А Света – колбаску.
Стас рисует сыр,
А Света – сувенир.
Стас рисует нос,
А Света – пылесос.
Стас рисует сок,
А Света – поясок.
(Смирнова Л.Н.)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

Предложения и чистоговорки:
Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
Кораблем управляет капитан.
На клумбе цветут красные маки.
В конюшне стоят кони.
Катя и Коля слепили снежный ком.
У Кондрата куртка коротковата.
Няня нянчит Надю с Ниной.
У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто –фту – фты
и т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Чистоговорки:

Тетя Катя ткет ткань.
Та, та, та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед,
Лед да лед.
А пингвин по льду идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед.
А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.
А около – соколята этого сокола.
Соколята, смирно сидите,
Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи:

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Водовоз вез воду из водопровода.
Белые бараны били в барабаны.
Надо на ножки надевать босоножки.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит:

Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки
Нет подготовки,
Не вижу морковки. (В. Берестов)

Марфина Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Астрахань

Ниже мы расскажем о том, что такое односложные слова, о правилах их отличия и употребления, а также о том, на что следует обратить внимание при употреблении подобных слов в письменной речи. Для более четкого понимания сути вопроса приведем примеры односложных, двусложных и некоторых других групп слов.

Что такое односложные слова

Односложными называются слова, состоящие из одного гласного звука и одного фонетического слога. Количество согласных при этом может быть любым.

Фонетическим слогом называют только один гласный в составе слова либо гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые при произнесении сопровождаются одним толчком выдыхаемого воздуха.

Ребенку, что такое односложные слова, проще всего объяснить так. Предложите ему подставить под подбородок ладонь и произнести, например, следующие слова: мир, сыр, мышь, спишь, март, корт, спорт, взгляд, еж, хлеб. При произнесении каждого из этих слов подбородок коснется ладони один раз. Это и есть определяющий признак односложного слова.

Иначе говоря, в таком слове только один ударный слог — ударению там падать больше просто некуда.

Употребление односложных слов в письменной речи подчиняется правилу. Такие слова нельзя переносить с одной строки на другую, ведь их невозможно разделить на слоги.

Понять, что такое односложные слова, можно на основе приводимых ниже примеров. Они могут состоять из одной буквы. Это так называемые «однофонемные слова». Их немного, и самое популярное среди них, конечно, личное местоимение «я». В качестве других примеров можно вспомнить предлог «у», соединительный союз «и», противительный союз «а» и междометия (а, о, э).

Относительное небольшое количество односложных слов в русском языке представлено двумя буквами. Это предлоги — на, за, во, до, из, по; существительные — ас, ил, еж, ум, ус; глагол — ест, ел, ем; междометия — ух, ох, ой, ай, уф, фу, фи.

Довольно часто можно встретить слова, в которых гласная буква разделяет два согласных или стоит в иной позиции. Вот примеры односложных слов из трех букв: без, мне, вам, два, сто, сыр, сор, пир, пар, мыл, мил, кол, рис, тур, бум, зга и др.

Впрочем, лингвисты утверждают, что наибольшее количество односложных слов приходится на слова, состоящие из более чем трех букв.

Приведем примеры односложных слов, состоящих из четырех букв: рост, бодр, бокс, скор, спор, друг, мерз, стал, слег, смог, глаз, рейд, край, моль, гать, тьма, рань и др.

Не надо путать количество букв в слове с количеством звуков: в четырех последних примерах количество согласных — два (мягкий знак обозначает мягкость предыдущей буквы и звуком считаться не может). Подобные примеры вы встретите и ниже.

Напоминаем также, что буква «й» считается согласным звуком, поскольку не может образовывать слог.

А вот односложные слова с пятью и более буквами: прочь, гость, степь, спишь, вдруг, вспять, впрямь, взгляд, фильтр, кремль, страсть, красть и др.

Что значит односложное слово? Сложность слова находится вне зависимости от грамматических, морфологических признаков слов, а также от их лексического значения

В числе односложных слов можно встретить:

  • Существительные в именительном и косвенных падежах (сыр — имен. пад.; сил — множ. число, род. пад., тьма — тьмой, тьму и др.).
  • Полные и краткие формы прилагательных (злой — зол, груб, бел, лыс, лих и др.).
  • Глаголы (мыл, мел, спел, взвыл, встал, был, спрячь, и др.).
  • Наречия (вдрызг, всласть, встарь, вдаль, зло, жаль, зря и др.).
  • Различные местоимения (вы, ты, он, мы, я — мне; все, сам; что, как, чем; два, три, нет, сей).
  • Частицы (же, хоть, ну, уж, чай (просторечное), пусть, ведь), а также уже упоминаемые выше междометия и предлоги.
  • Двухсложные и прочие многосложные слова

    По количеству слогов слова могут быть, как это можно понять из названия, двухсложными, трехсложными, четырехсложными и т. д.

    Для наглядного пояснения этого момента, и чтобы четче понимать, какие слова называют односложными, можно использовать тот же прием, который был описан выше: при произнесении двухсложных слов подбородок толкнет ладонь дважды — столько раз, сколько слогов в данном слове. Иначе говоря, произойдет два толчка выдыхаемого воздуха.

    Двухсложные слова содержат два слога: те-бя, ме-ня, сту-па, зме-я, ла-донь, друж-ба, те-атр, про-сто, при-шел, стряс-лось, спла-вить, лес-ной и пр.

    Приведем примеры трех- и четырехсложных слов: тро-пин-ка, ме-лоч-ный, кра-си-вый, про-сту-да, при-ба-вить, у-ка-зать, взбры-ки-вать, дожд-ли-вый, зве-руш-ка, не-по-го-да, меж-се-зонь-е, пля-со-ва-я, ку-ка-ре-кать, за-по-ми-нать и др.

    Слова, образованные с помощью суффикса или префикса, в том числе те, что пишутся через дефис, рассматриваются в целом: как-то (двухсложное слово), пойдем-ка (трехсложное), точь-в-точь (двусложное), ну-ка (двухсложное).

    Собственно сложные слова

    Обратите внимание, что в русском языке существуют так называемые «сложные слова» — это группа слов, имеющая в своем составе два или более корней. Чаще всего эти корни соединены в одно слово при помощи соединительных гласных (так называемых «интерфиксов») либо же они пишутся через дефис.

    И в том, и в другом случае они должны рассматриваться как цельные образования, вне зависимости от количества корней, с помощью которых они были образованы.

    Приведем примеры таких слов: триста (двусложное слово, четыре согласных), самолет (трехсложное слово, четыре согласных), кое-как (трехсложное слово, три согласных), шкаф-купе (трехсложное слово, пять согласных) и др.

    Что такое односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова

    Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

    Односложные слова

    По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

    На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

    лё -тчи-ца, ко-ро -ва, бе-ли-зна .

    Примеры трехсложных слов

    В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

  • у-щель-е - уще-лье; а-збу-ка - аз-бу-ка;
  • Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

  • у-ро-жай-ный - уро-жайный, урожай-ный;
  • Односложные, двух­слож­ные, трех­слож­ные и четы­рех­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

    лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд.

    Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных зву­ка, напри­мер:

    Трехсложные слова

    В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два - сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • о-го-род - ого-род; у-ра-ган - ура-ган;
  • Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о- пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.
  • о-ва-ци-я - ова-ция;
  • а-лю-ми-ний - алю-миний, алюми-ний.
  • Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

    • пяти­слож­ные - у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;

    Людмила Ивановна Галий
    Урок по теме «Слоговой состав слова: трехсложные слова» во втором классе. Русский язык

    Тема : «Слоговой состав слова : трехсложные слова »

    4 занятие по теме

    Цель : Развитие слогового анализа и синтеза .

    Задачи : Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов . Закрепить понятие «слог » , «буква» , «звук» , «гласный» , «согласный» . .

    Оборудование : Цветные ручки, рабочие тетради, карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Отгадайте загадки.

    Бегу я как по лесенке,

    По камушкам звеня

    Из далека по песенке

    Узнаете меня? РУЧЕЁК

    Запылал у чудовища изумрудный глаз

    Значит можно улицу перейти сейчас СВЕТОФОР

    Определите количество слогов в словах – отгадках .

    Сегодня мы продолжаем работать с трёхсложными словами .

    II. Основная часть.

    Повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков .

    (Сколько в слове гласных , столько и слогов )

    1. «Сыщик» .

    Запишите слова под диктовку :

    ВОРОТА ВОРОНА ВОРОНЕЖ ПОВОРОТ ЖАВОРОНОК ВОРОТНИК ВОРКУТА ТВОРОГ

    Где спрятался ВОР?

    2. Составить слово из слогов .

    ПОСЫЛКА ПРОДАВЕЦ ПРОКАЗНИК ОЗОРНИК

    Запишите слова . Разделите на слоги .

    4. Запись трёхсложных слов .

    Послушайте слова . Запишите только те, в которых 3 слога .

    ГУСИ СНЕГИРИ ЖУРАВЛИ ЧИЖИ

    ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ КАБАНЫ

    МОЛОТКИ ГВОЗДИ КЛЕЩИ ШУРУПЫ

    ПАЛЬТО КУРТКИ РУБАШКИ ФУТБОЛКИ

    Разделите слова на слоги .

    5. Добавьте слова .

    – Закончите четверостишье.

    Волка все в лесу боятся,

    Очень любит он кусаться.

    Ходит в мягких тапочках

    Он за Красной…

    Красной Шапочке не страшно -

    Паренек с ней ходит важный.

    Он не пахарь и не плотник,

    Он гроза волков -…

    У охотника сестрица

    Очень знатная девица.

    Принцы все стремятся в сказку,

    Чтоб взять замуж…

    Златовласка любит песни,

    Что одна другой чудесней.

    А поёт их средь ветвей

    До рассвета…

    Соловей петь песни любит.

    Брат его прохожих губит.

    Кто с ним встретился - покойник,

    Потому что он…

    Все ли добавленные слова подходят к нашему занятию? Почему? Запишите трёхсложные слова в столбик , разделите на слоги .

    6. Подберите словечко .

    Подберите и запишите слова-признаки , подходящие по смыслу к словам из предыдущего задания.

    7. Запись под диктовку.

    Что это за девица :

    Не швея не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год?

    Подчеркнуть слова , которые нельзя переносить.

    Найдите трехсложные слова . Разделить их на слоги .

    8. Запишите слово – отгадку .

    ЁЛКА - ЁЛОЧКА

    Разделить на слоги . Изменить слово так , чтобы оно стало трехсложным . Начертить схему.

    III. Итог занятия.

    Что сегодня мы делали на занятии?

    Какое правило гласных вы знаете?