Женщины в истории олимпиады. Как женщины устроили февральскую революцию Когда женщины приняли участие в олимпийских играх

ЖЕНСКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Н.Ю.Мельникова,
кафедра истории цивилизации,
физической культуры и спорта

Женский спорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах Земного шара его развитие происходит равномерно, и не во всех странах женщины могут в одинаковой мере им заниматься. Это обусловлено разным уровнем развития экономических, социальных, технических и других факторов, оказывающих решающее влияние на положение женщины в обществе и спорте.

В ряде исследований по проблемам женского спорта отмечается, что до недавнего времени женщина не выбирала свою роль в спорте, а принимала то, что ей было в определенной мере "дозволено" господствующими социально-культурными предпосылками.

В то время как современное понимание спорта, основанное на идее состязания и рекордов, постепенно внедрялось в общественное сознание, женщины не учитывались в спортивной идеологии, Общество исходило из того, что женщины физически столь же неполноценны, как дети и старики и ограждало их от риска, связанного с занятием спорта. Женщине не давали выйти в спорте за рамки строго регламентированных "свободных упражнений".

Теперь, когда доказано, что многие ограничения якобы медицинского характера, наложенные на женский спорт, на самом деле обусловлены традиционными предрассудками, женщины предпочитают заниматься теми видами спорта, к которым у них есть интерес и способности, независимо от того, считается он для них подходящим или нет.

Проблема женской олимпийской программы и уровень развития женского спорта в мире взаимосвязаны со значительно отличающимся статусом женщин в государствах с различными социальными системами. Между долей участия, спортивными достижениями женщин на Олимпийских играх и их социальным статусом в различных государствах существует определенная диспропорция. В государствах, не принимающих участия в Олимпийских играх или не выставляющих на них свои женские команды, как правило, отмечается высокая детская смертность, неудовлетворительное состояние здравоохранения и низкая продолжительность жизни. С другой стороны, активное участие в Играх и высокие спортивные достижения представительниц США, Японии и Европы отражают отмечаемый в этих странах социальный прогресс, по крайней мере, в тех слоях населения, из которых рекрутируются спортсменки.

Попытки стимулировать развитие женского спорта предпринимались в различных странах. Например, в подготовку предстоящим Олимпийским играм США включено повышение уровня квалификации преподавателей физической культуры и тренеров. В различных районах страны были созданы несколько национальных центров женского спорта.

Благодаря этим центрам тысячи преподавателей и тренеров получили возможность повысить свою квалификацию в гимнастике, легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, фехтовании прыжках в воду, лыжном спорте, фигурном катании, волейболе, баскетболе. Деятельность этих центров принесла США немалую пользу, поскольку гораздо большее число девушек интересуется сегодня олимпийскими видами спорта принимает участие в соревнованиях регионального и национального масштаба. Таким образом, в США расширена база олимпийских видов спорта для женщин и девушек.

Кроме этого, развернутая в США программа массового плавания, разработанная для различных возрастных групп, привела к выявлению новых юных чемпионов. При подготовительном олимпийском комитете США создан женский консультативный совет, представители которого входят в состав национальных спортивных комитетов и осуществляют руководство спортивными учебными заведениями совместно с органами физического воспитания населения. Женский консультативный совет помогает подготовительному олимпийском комитету в поиске молодых одаренных спортсменок.

В развивающихся странах семья является главным фактором, определяющим экономическое, социальное, правовое положение женщин, поэтому заботой о женщинах в этих странах является улучшение здравоохранения и питания, обучение методам регулирования рождаемости, борьба с неграмотностью и т.п.

Нельзя утверждать, что в этих странах женский спорт не развит. Тысячи девочек занимаются различными видами физической активности. Занятия спортом поощряются родителями, но в данном случае не любовь к спорту руководит ими, а возможности, которые он дает: спорт делает девочек стройными и подтянутыми, это повышает шансы удачно выйти замуж. Для большинства девушек занятия спортом прекращаются с окончание школы или после замужества.

Характерной особенностью для ряда стран является неослабевающее влияние религиозных и национальных традиций, что, в свою очередь, отражается на развитии женского спорта.

Так, после второй мировой войны ряд африканских стран, освободившихся от колониальной зависимости, получил доступ к занятиям спортом, но женщины еще до недавнего времени не могли привлекаться к тренировкам в тех видах спорта, в которых участвовали мужчины. Их уделом оставались танцы, музыка и игры.

Правительство Ирака запрещало женщинам принимать участие в международных соревнованиях до 1958г. В Иране женщинам было запрещено участвовать в любых видах спорта физической активности без присутствия мужа.

Перечисленные выше факты тормозят процесс подготовки физкультурных кадров из числа женщин.

В развитых странах женщины борются за расширение своих прав, за справедливое решение социальных проблем и осознание себя личностью.

Рост экономического развития дал возможность большинству обеспеченных женщин располагать и временем для занятий спортом, и деньгами для приобретения необходимого инвентаря и оборудования, платы за обучение и тренировки. Женщины в развитых странах занимаются спортом и имеют возможность принимать участие в различных международных соревнованиях.

И хотя развитие женского спорта тормозится в одних странах, но поощряется в других, все же сложившееся отношение к проблемам женского спорта говорит о том, что на сегодняшний день роль женщин в спорте остается для стран с различным социально экономическим строем неопределенной, и в свою очередь, отражается на роли женщин в международном олимпийском движении.

В конце 80-х начале 90-х гг. возрос статус женщин в различных государственных учреждениях, занимающихся вопросами спорта, а также возросло их участие в различных международных спортивных объединениях. Так, с 1981 по 1987гг. состав Международного Олимпийского Комитета были введены семь женщин.

Помимо МОК, женщины активно работают в ряде международных спортивных организаций. С 1973г. по 1985г. Генеральным директором МОК являлась представительница Франции М.Берлю, принцесса Анна (Великобритания) возглавляет Международную Федерацию конного спорта. К.Джилиани - Федерацию велоспорта Италии, В.Рован - работает на посту генерального секретаря Федерации бадминтона и тенниса Италии. Х.Велее - член Национальной футбольной Федерации Норвегии. В.Левидо - президент любительской велосипедной ассоциации Новой Зеландии. И.Бештхольд - вице-президент Легкоатлетической Федерации ФРГ. Большой вклад в развитие спорта в своих странах внесли Н. аль Хонда - генеральный секретарь НОК Сирии. М.Альва - государственный министр по делам молодежи и спорта, по делам женщин и детей Индии. Э.Авис-Первеле, занимавшая с 1981 по 1984г. пост министра по делам молодежи и спорта Франции.

Правительства ряда стран заинтересованы в более широком вовлечении женщин в олимпийское движение, поскольку Олимпийские игры оказывают существенное влияние на развитие женского спорта.

Так, например, в ХХ веке изменилось количественно и качественно отношение японских женщин к спорту. Изменения, касающиеся одежды, причесок, поведения, включают адаптацию к пришедшим из-за рубежа видам спорта, а также влияние Олимпийских игр, причем последние явились поворотным моментом в истории развития женского спорта в Японии, делящегося на следующие периоды: с 1870г. по 1910г., с 1920г. по 1944г., с 1945г. по 1950г., четвертый период начался с 1960г., после Игр ХVП олимпиады в Токио.

Помимо правительственных организаций, большую помощь в развитии женского спорта оказывает Международная ассоциация физического воспитания женщин и девушек. Начиная с 1949г. эта организация проводит международные научные конгрессы по проблемам женского спорта, выделяет финансовые средства на развитие женского спорта в отдельных странах.

Основной недостаток женской олимпийской программы состоит в максимальном числе дисциплин и упражнений в отдельных видах спорта на мировых, континентальных и региональных первенствах и минимальном их числе для видов спорта, присутствующих в женской олимпийской программе.

Отставание женских олимпийских видов спорта от общего международного уровня развития этих видов спорта в мире до недавнего времени наблюдалось в велосипедном спорте, стрельбе, гребле, парусном спорте и многих других.

Например, известно, что хоккеем на траве женщины начали заниматься еще до I мировой войны, и в 1927г. в Англии была создана самостоятельная международная спортивная организация "Международная федерация женских хоккейных клубов" (ИФБХК), которая на 1929г. объединяла 26 национальных женских Федераций (178). Хоккей на траве для мужчин появился в олимпийской программе на Играх IV Олимпиады в 1904г., женщинам пришлось дожидаться своего участия до Игр ХХП Олимпиады в 1980г.

Гребным спортом, которым женщины начали заниматься также до I мировой войны, поскольку еще до 1914г. в США, Канаде, Великобритании, Франции, Швеции и Германии были созданы национальные Федерации, в 1925г. впервые приняли участие в международных соревнованиях по гребле, однако, в женскую олимпийскую программу соревнования по гребле были включены только с Игр ХIV Олимпиады в 1948г. (гребля на байдарке одиночке, дистанция 500м).

Затем программа стала постепенно расширяться, но не такими быстрыми темпами, как программа для мужчин.

Анализ женской олимпийской программы показал, что все меньше остается в олимпийской программе в целом чисто "мужских" видов спорта. В программе Игр ХХVI Олимпиады 1996г. их только 5 - бокс, борьба, водное поло, современное пятиборье и тяжелая атлетика, дзюдо и футбол.

Таблица 1

Количественный состав участников соревнований на Играх ХХVI Олимпиады в Атланте (по видам спорта).

Вид спорта Количество стран-участниц Состав участников Всего
мужчины женщины
Бадминтон 37 96 96 192
Баскетбол 12 у мужчин
12 у женщин
143 143 286
Бейсбол 8 160 - 160
Бокс 99 364 - 364
Борьба вольная и греко-римская 75 406 - 406
Велосипедный спорт 67 379 112 491
Водное поло 12 156 - 156
Волейбол 12 у мужчин
12 у женщин
141 141 282
Гандбол 12 у мужчин
8 у женщин
191 128 319
Гимнастика 36 118 114 232
Гребля академическая 45 392 205 597
Гребля на байдарках и каноэ 45 240 100 340
Гребной слалом на байдарках и каноэ 30 104 29 133
Дзюдо 92 241 151 392
Конный спорт 31 156 68 224
Легкая атлетика 193 1407 852 2259
Настольный теннис 51 87 83 170
Парусный спорт 78 359 100 459
Плавание 119 436 349 785
Пляжный волейбол 19 у мужчин
13 у женщин
48 36 84
Прыжки в воду 39 66 56 122
Синхронное плавание 8 - 70 70
Современное пятиборье 23 34 - 34
Софтбол 8 - 119 119
Стрельба из лука 41 77 75 152
Стрельба пулевая и стендовая 100 295 128 423
Теннис 56 96 89 185
Тяжелая атлетика 79 253 - 253
Фехтование 46
8 у женщин
140 93 233
Хоккей на траве 12 у мужчин 8 у женщин 190 126 318
Художественная гимнастика (ритмическая гимнастика) 23 - 92 92
И т о г о 197 7060 3684 10744

В женскую олимпийскую программу Игр ХХVП Олимпиады 2000г. включена тяжелая атлетика, а по другим видам спорта давно проводятся мировые, региональные и континентальные первенства среди женщин, что, возможно, является предвестником их олимпийского признания. Положительно на развитие женской олимпийской программы влияет также то, что ряд международных спортивных Федераций идет на допуск к соревнованиям без учета пола. Так мужчины и женщины принимают участие в стрелковом спорте (Игры ХIХ Олимпиады 1968г.), парусном спорте (Игры ХV Олимпиады 1952г.), и конном спорте (Игры ХVI Олимпиады 1956г.), в состязаниях по которому женщины часто выигрывают соревнования по отдельным дисциплинам - Л.Линзенхоф (Германия), олимпийская чемпионка Игр ХХ Олимпиады 1972г., К.Штюкельбергер (Швейцария) - олимпийская чемпионка Игр ХХI Олимпиады в 1976г., Э.Тейлор (Австрия) - олимпийская чемпионка Игр ХХП Олимпиады 1980г., А.Грезе (Швейцария) - серебряный призер Игр ХХШ Олимпиады в 1984г., Н.Упхофф (Германия) - двукратная чемпионка Игр ХХIV Олимпиады в 1988г.

Отдельные субъективные обстоятельства сыграли немалую роль в том, что значительно увеличилось число дисциплин в некоторых видах спорта женской олимпийской программы. С другой стороны, одним из признаков нерегулируемого характера развития олимпийской программы является тот факт, что участие женщин в олимпийских играх отставало вплоть до 1972г. от общего уровня развития женского спорта.

Женская олимпийская программа должна не только отражать уровень развития женского спорта в мире, но и даже несколько превышать его. Олимпийские игры являются значительным стимулом для развития спорта среди женщин и это весьма важно для человечества, поскольку исключительно велико влияние женщин на подрастающее поколение.

Устойчивую тенденцию развития женского спорта подтвердили игры ХХVI олимпиады 1996г. Это выразилось как в увеличении олимпийской программы (97 видов), так и в увеличении общего количеств участниц (3684 чел.). Начиная с 1952г. эти показатели увеличились соответственно в 4,2 раза и 6,1 раза.

На Играх ХХVI Олимпиады в 1996г. женщины составляли более трети всех участников Игр. Высоким был процент женщин в командах, занявших первые 6 мест в неофициальных командных зачетах: США - 43,2%, Российская Федерация - 39,4%, Германия - 41,5%, Китайская Народная Республика - 64,0%, Франция - 34,7%, Италия - 32,1%.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: во-первых, в различных государствах отношение к женскому спорту складывалось неоднозначно. В развитых странах женщинам открыт широкий доступ к занятиям спортом. В развивающихся странах, в особенности в среде средних и низших классов, еще сильны религиозные и сословные предрассудки, тормозящие развитие женского спорта и участие женщин этих стран в Олимпийских играх.

Во-вторых, женщинам приходится вести постоянную борьбу за свое равноправие во всех сферах общественной жизни, и тот факт, что в настоящее время еще мало женщин входят в состав МОК, руководят в МСФ и НОК, объясняется не слабой социальной активностью женщин, а тем, что еще продолжает сохраняться юридическое неравенство полов.

В-третьих, существует определенная взаимосвязь между уровнем развития женских видов спорта, их популярностью и распространением в мире и присутствием данных видов спорта в женской олимпийской программе. Часто виды спорта, не получившие широкого распространения в мире, присутствуют в женской олимпийской программе, а более популярные и распространенные остаются за ее пределами. При обсуждении вопросов, касающихся включения вида спорта в женскую олимпийскую программу, надо учитывать как популярность данного вида спорта в мире, так и его распространение, руководствуясь при этом правилами Олимпийской Хартии.

Сегодня в Рио-де-Жанейро состоится церемония открытия летних Олимпийских игр. Олимпиада - это не только спортивное, но и культурное, и политическое событие: по тому, как проходят соревнования, можно судить и об отношениях между отдельными странами, и о ситуации в мире в целом. В этом году в играх впервые примет участие команда беженцев - и это тоже важная примета времени. Мы решили вспомнить ещё десять событий, изменивших современные Олимпийские игры.

1900

Женщины впервые приняли участие в Играх

Олимпийские игры в относительно современном виде возродились в конце XIX века. Женщины впервые приняли в них участие в 1900 году и имели право соревноваться только в пяти видах спорта: теннисе, крокете, верховой езде, гольфе и парусном спорте. Среди 997 олимпийских спортсменов было 22 женщины. Со временем спортсменок на Олимпиаде становилось больше: если в играх 1928 года женщины составляли 10 % от общего числа атлетов, то к 1960 году эта цифра увеличилась до 20 %.

Первая женщина вошла в состав исполнительного комитета МОК только в 1990 году. После этого, в 1991 году, МОК принял историческое решение: теперь по всем видам спорта, которые включаются в программу Олимпийских игр, должны проводиться и женские соревнования. Но говорить о полном гендерном равенстве пока рано: на Олимпиаде в Сочи женщины составляли 40 % от общего числа участников. В отдельных странах женщинам по-прежнему трудно участвовать в Олимпийских играх: например, в Саудовской Аравии женщинам разрешили участвовать в соревнованиях только в 2012 году.

1936

Афроамериканец Джесси Оуэнс выиграл четыре золотых медали

Афроамериканский спортсмен впервые выиграл золотую медаль в 1908 году: Джон Тейлор занял первое место в составе команды в смешанной эстафете. Но гораздо больше известна история Джесси Оуэнса - афроамериканского легкоатлета, завоевавшего четыре золотых медали и поставившего мировой рекорд в прыжках в длину на Олимпиаде 1936 года. Олимпийские игры проходили в нацистской Германии, и за золото в прыжках в длину Оуэнсу пришлось бороться с немцем Луцем Лонгом - Лонг первым поздравил его после победы, а затем они вместе сделали круг почёта по стадиону.

«Когда я вернулся на родину, после всех этих историй о Гитлере, я по-прежнему не имел права ехать в передней части автобуса, - вспоминал позднее легкоатлет. - Мне нужно было идти к задней двери. Я не мог жить там, где хотел. Меня не пригласили пожать руку Гитлеру, но меня не пригласили и в Белый дом пожать руку президенту».

1936

Первая трансляция Олимпийских игр

Берлинская Олимпиада 1936 года впервые транслировалась по телевидению: в Берлине было открыто 25 специальных помещений, в которых можно было бесплатно посмотреть Олимпийские игры. Олимпийские игры 1960 года транслировались в Европе и США: каждый вечер, после окончания соревнований запись игр отправлялась в Нью-Йорк, а затем её показывал канал CBS.

Телевизионные трансляции изменили Олимпийские игры: сейчас это не просто спортивные соревнования, но и дорогостоящее шоу - церемонии открытия и закрытия игр интересуют зрителей едва ли не больше самих соревнований, а форму сборным предоставляют знаменитые марки и дизайнеры.

1948

Зарождение паралимпийского движения


Паралимпийские игры 1964 года в Токио

29 июля 1948 года, в день открытия Олимпийских игр в Лондоне, нейрохирург Людвиг Гуттман по просьбе британского правительства организовал на территории больницы Сток-Мандевиля спортивные соревнования для ветеранов Второй мировой войны с повреждениями спинного мозга. С тех пор Сток-Мандевильские игры начали проводить ежегодно, а в 1952 году они стали международными: в них приняли участие бывшие военные из Голландии. Спустя восемь лет, в 1960 году, Сток-Мандевильские игры впервые провели в том же городе, где проходила Олимпиада, - в Риме; соревнования получили название «Первые Паралимпийские игры».

Сейчас Паралимпийские игры проводятся в тот же год и на тех же спортивных площадках, что и Олимпиада. В Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году приняло участие 4237 спортсмена из 164 стран.

1968

Протест против расизма

Хотя Олимпийские игры и считаются мероприятием, свободным от политики, политические заявления на соревнованиях не редкость. На Олимпийских играх в Мехико в 1968 году легкоатлеты Томми Смит и Джон Карлос, установивший мировой рекорд в беге на 200 метров, устроили акцию протеста. На церемонию награждения легкоатлеты вышли в значках Олимпийского проекта за права человека. На пьедестал они взошли, разувшись, в чёрных носках, чтобы показать, как бедно афроамериканское население. Когда заиграл гимн, спортсмены опустили головы и подняли вверх кулаки в чёрных перчатках, протестуя против расизма в США. Кому именно принадлежала эта идея, неизвестно: оба спортсмена позднее утверждали , что предложили поднять кулаки вверх.

МОК раскритиковал действия Смита и Карлоса, назвав их действия «намеренным и грубым нарушением фундаментальных принципов олимпийского духа». Пресса тоже была возмущена, и спортсменов изгнали из команды. Дома Смит и Карлос также столкнулись с жестоким осуждением. Но, несмотря на все предупреждения и запреты, акции протеста на Олимпиаде продолжались: победители забега на 400 метров вышли на церемонию награждения в чёрных беретах, а победительницы женской эстафеты 4 x 100 посвятили свои медали Карлосу и Смиту.

Признание поступка спортсменов пришло намного позже, в восьмидесятых. В 2005 году в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе, в котором учились Томми Смит и Джон Карлос, была установлена их статуя с поднятыми вверх кулаками.

1972

Мюнхенский теракт


Президент ФРГ Хайнеман выступает на траурном митинге, посвящённом памяти израильских спортсменов

Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене были омрачены террористическим актом. 5 сентября восемь палестинских террористов пробрались на территорию Олимпийской деревни, убили двух членов израильской команды, а ещё девятерых членов сборной захватили в заложники. Операция по освобождению заложников оказалась неудачной - впоследствии все девять были убиты; кроме того, погибли пять террористов и полицейский. Соревнования были приостановлены, но через 34 часа МОК решил возобновить их - в знак протеста против терроризма.

1976

Страны Африки бойкотируют Олимпиаду

За несколько дней до открытия летних Олимпийских игр 1976 года в Монреале более двадцати африканских стран объявили, что бойкотируют соревнования. Последней о намерении бойкотировать игры объявила Кения. Джеймс Осого, министр иностранных дел страны, за несколько часов до церемонии открытия игр выпустил официальное заявление: «Правительство и народ Кении считают, что принципы важнее медалей».

Африканские страны отказались участвовать в играх из-за сборной Новой Зеландии: новозеландская команда регбистов, не входящая в олимпийскую сборную, летом сыграла матч со сборной ЮАР, где действовал режим апартеида. Сборная ЮАР ещё в 1964 году была отстранена от Игр, но протестующие считали эти меры недостаточными: они считали, что страны или спортивные сборные не должны никак взаимодействовать с правительством ЮАР.

Это далеко не единственный бойкот в истории Олимпийских игр: Олимпиаду-80, проходившую в Москве, в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан бойкотировали 56 стран. СССР и другие страны социалистического лагеря в ответ решили бойкотировать Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе.

1992

Забег Дерека Редмонда

На Олимпийских играх есть место не только значимым политическим событиям, но и простым человеческим историям: они не меняют ход игр, но помогают зрителям по-новому посмотреть на себя и на свою жизнь. Один из самых драматичных моментов в истории игр - забег Дерека Редмонда на 400 метров на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. У британского легкоатлета были серьёзные шансы на медаль, но во время полуфинального забега он порвал сухожилия. Вместо того чтобы сойти с дистанции, Редмонд решил продолжать забег, надеясь, что всё-таки сможет обойти других спортсменов. К легкоатлету на помощь прибежал его отец Джим, который попросил его остановиться. Дерек отказался - и тогда его отец сказал, что они финишируют вместе: до финиша оба дошли пешком, и в видеозаписи гонки видно , как тяжело и мучительно даётся Дереку каждый шаг и как он расстроен поражением. К сожалению, спортсмену так и не удалось добиться успеха: через два года после игр в Барселоне, после одиннадцати операций на ахилловом сухожилии его спортивная карьера закончилась.

2000

Северная и Южная Корея прошли вместе на церемонии открытия

Ещё с античных времён один из главных посылов Олимпийских игр в том, что спортивные соревнования должны нести мир. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году эту идею воплотили в жизнь Северная и Южная Корея: делегации стран прошли вместе, под общим флагом, на котором был изображен Корейский полуостров. Флаг несли южнокорейская баскетболистка Юнг Сун Чун и Пак Чон Чой - дзюдоист из КНДР. Страны также прошли вместе на церемониях открытия Олимпийских игр в 2004 году в Афинах и в 2006 году в Турине - но в 2008 году приняли решение вновь разделиться.

2000

Победа Кэти Фримен

На церемонии 2000 года честь зажечь олимпийский огонь выпала легкоатлетке Кэти Фримен. Это событие имело большое символическое значение: Фримен родом из австралийских аборигенов, и тем, что именно ей доверили зажечь огонь, организаторы хотели показать желание австралийцев воссоединиться с коренным населением континента. Это особенно важно ещё и потому, что противники проведения Олимпиады в Австралии обвиняли правительство и жителей страны в расизме.

Позднее Кэти Фримен выиграла золото в забеге на 400 метров, а круг почёта спортсменка пробежала с флагом аборигенов Австралии.

2016

В Олимпиаде участвует сборная беженцев

В этом году в Олимпийских играх впервые будет участвовать сборная беженцев: таким образом организаторы надеются привлечь мировое внимание к миграционному кризису. В сборную вошли десять спортсменов - шесть мужчин и четыре женщины родом из Сирии, Южного Судана, Эфиопии и Демократической Республики Конго. Они будут выступать под белым олимпийским флагом, а на церемонии открытия пройдут перед сборной Бразилии. МОК обязуется поддерживать спортсменов и после игр.

«Это станет символом надежды для всех беженцев и покажет миру масштаб кризиса, - сказал президент МОК Томас Бах. - Это также знак всему международному сообществу, что беженцы такие же люди, как и мы, и они приносят огромную пользу нашему обществу».

Пока без комментариев

Женщины в истории Олимпиады

Афины 1896 : «Другой задачи, кроме как надеть на победителя венок, у женщины быть не может», — барон Пьер де Кубертен, основатель Международного Олимпийского Комитета. На первой Олимпиаде современности женщин не было совсем. Организаторы описали участие женщин, как непрактичное, неинтересное и некорректное.

Париж 1900 : Впервые в истории Олимпийских игр 11 спортсменок приняли участие в играх. Англичанка Шарлотта Купер выиграла теннисный турнир в одиночном разряде. Это была первая олимпийская медаль, завоеванная женщиной.

Стокгольм 1912 : Впервые были включены соревнования по плаванию среди женщин, однако, сборная США проигнорировала этот вид спорта, поскольку их спортсменки должны были носить длинные юбки в любой дисциплине.

Париж 1924 : американка Сибил Бауэр завоевала золото в заплыве на 100 метров, на спине. За 2 года до этого ею был побит мировой рекорд, установленный мужчиной.

Берлин 1936 : Луиз Стоукс и Тайди Пикетт стали первыми афро-американками на Олимпийских играх. Они представляли сборную США.

Лондон 1948 : Элис Мари Кочман, афро-американка, завоевала золото в легкой атлетике, как представительница сборной США.

Хельсинки 1952 : В качестве наездников для конноспортивных состязаний стали допускаться женщины, которые получили возможность соревноваться за личное первенство. Лиз Хартел, завоевала серебро в выездке.

Мюнхен 1972 : Лорна Джонсон, стала самой пожилой участницей игр в свои 69 лет.

Лос-Анджелес 1984 : Наваль Эль Мутавакель, представлявшая Марокко, завоевала золото в беге с препятствиями на 400 метров, как первая мусульманка.

Сеул 1988 : Кристин Отто, ГДР, завоевала 6 золотых наград и побила 4 мировых рекорда.

Барселона 1992 : 35 из 169 стран участниц не готовы были прислать женщин — спортсменок. В основном это страны мусульманского мира.

Атланта 1996 : Лида Фариман, Иран, стала первой женщиной флагоносцем.

Сидней 2000 : Бахрейн впервые представил женщин на Олимпиаде. Ими стали пловчиха Фатема Харид Гераши и бегунья Мариам Мохамед Хади Хилли.

Афины 2004 : Робина Джалали (Мукимяр), Афганистан, пробежала стометровку в традиционном мусульманском головном уборе — хиджабе.

Пекин 2008 : Оман и Объединенные Арабские Эмираты впервые представили спортсменок женщин.

Лондон 2012 : В связи с тем, что МОК пригрозил не допустить к Играм страны, которые не соблюдают гендерное равенство, Катар, Саудовская Аравия и Бруней продемонстрировали намерения включить в сборные своих стран женщин.

Подготовлено по материалам ВВС

Получайте самые интересные новости из Европы каждую неделю!

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

уч. год

9 КЛАССА

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

9класса


Вопросы в закрытой форме.

(1балл)

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

(1балл)

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

(1балл)

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как:

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

г. многоборий.

(1балл)

а. бега трусцой.

(1балл)

б. только через рот.

г. только через нос.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)


б. скоростных способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

в. високосный год.

(1балл)

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

б. Республика Сингапур.

(1балл)

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

б. целью занятия.

(1балл)

Вопросы в открытой форме.

21.

(1балл)

22. соревнования.

(1балл)

23

(1балл)

24.

(1балл)

25.

(1балл)

26.

(1балл)

27.

(1балл)

28 мощности работы.

(1балл)

29

(1балл)

30.

(11балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

Девушки 9 класса

Обязательные соединения

стоимость

Юноши 9 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Номер элемента

Элементы

Юноши

Номер элемента

Элементы

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 9 класса:

Фик­

Волейбол

Девушки 9 класса :

начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

Футбол

Юноши 9 класса

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 9 класса: 500 м. Юноши 9 класса: 1000 м. .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Олимпиадные задания для муниципального этапа ВОШ по физической культуре

уч. год

10 КЛАСС

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Программа Олимпиады состоит из теоретико-методических и практических заданий.

Содержание конкурса теоретико-методических заданий слагается из разделов: культурно-исторические основы физической культуры; специфическая направленность физического воспитания; основы теории и методики обучения двигательным действиям; основы теории и методики воспитания физических качеств; формы организации в физическом воспитании; методика решения некоторых частных задач физического воспитания; некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для 10 класса

Участникам Олимпиады предлагаются 30 заданий, разработанных на основе общедоступной литературы по предмету «Физическая культура» и соответствующие требованиям знаний выпускников основной школы по данному предмету.

Вопросы предлагаются в закрытой, в открытой форме и вопрос с развёрнутой формой ответа. К каждому заданию в закрытой форме предложено 4 варианта ответов. Среди них как правильные, так и неправильные ответы, а так же частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. В вопросах открытой формы требуется завершить определение, вписав соответствующее слово в бланк ответа. Вопрос с развёрнутой формой ответа требует от участника творческого подхода, ответ оформляется в письменном виде, где участнику необходимо наиболее полно показать свои знания по данному вопросу. Конкурсное жюри определяет количество правильных ответов.

На тестирование отводится 60 минут.

10 класс

Вопросы в закрытой форме.

1. Женщины начали принимать участие в:

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

(1балл)

2. Международная олимпийская академия находится в:

а. Афинах.

б. Цюрихе.

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в:

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

(1балл)

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

г. педагогическое воздействие.

(1балл)

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

7. Скелетон является разновидностью:

а. санного спорта.

б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта.

г. многоборий.

(1балл)

8. Джоггинг – это обозначение:

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

(1балл)

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а. через рот и нос попеременно.

б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно.

г. только через нос.

(1балл)

а. 3 минуты.

б. 5 минут.

в. 7 минут.

г. 10 минут.

(1балл)

а. три замены.

б. пять замен.

в. шесть замен.

(1балл)

а. витамин А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно:

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть:

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании:

а. собственно-силовых способностей.

б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

16. Термин «Олимпиада» означает:

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

(1балл)

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в. Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

(1балл)

19. Основным средством физического воспитания является:

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

(1балл)

Вопросы в открытой форме.

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

(1балл)

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

(1балл)

23 . Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

(1балл)

24. Конечной целью шахматной игры является

(1балл)

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

(1балл)

26. Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

(1балл)

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

(1балл)

28 . Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

(1балл)

29 . В 2004 г. в стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

(1балл)

Вопрос с развёрнутой формой ответа.

30. Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр (агон)?

(11балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ

Девушки 10 класса

Обязательные соединения

стоимость

Равновесие на правой (левой), руки в стороны (держать)-кувырок вперёд в стойку на лопатках (обозначить)- стойка на лопатках без помощи рук (держать) - стойка на лопатках ноги врозь (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперёд в упор присев

Кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 – кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх прогнувшись ноги врозь

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону «колесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), поворот налево(направо) в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в упор согнувшись, выпрямится, руки вверх

Из стойки ноги врозь, руки вверх опускание на мост (держать)- лечь на спину, выпрямить ноги и сгибаясь вперёд, перейти в сед углом (обозначить)- сед углом, руки в стороны (держать)- разгибаясь, поворот направо (налево) кругом в положении упора лёжа согнув руки и, выпрямляя руки, упор лёжа

Юноши 10 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («ко­лесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), по­ворот налево (направо) - кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360°

Прыжок с поворотом на 180° - кувырок вперёд прыжком в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в стойку на ру­ках (обозначить)

Наклон вперёд прогнувшись ноги врозь - кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать) - перекат впе­рёд в сед углом, руки в стороны (держать) - сед с наклоном вперёд, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись

Из седа на пятках, силой согнувшись стойка на голове и руках (обозначить) - развести ноги фронтально (держать) - соеди­нить ноги - согнуть ноги и, выпрямляясь, стойка на руках (обозначить) - кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь

Номер элемента

Элементы

Стойка на голове и руках (держать)

Мост с разноимённой опорой (свободная нога поднята вперёд) (держать)

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) - кувырок вперёд.

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Медленный переворот вперёд на одну ногу.

Медленный переворот назад в любое конечное положение.

Прыжок со сменой прямых ног вперёд («ножницы»), бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок со сменой согнутых ног вперёд с поворотом на 360°, бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Упор углом ноги врозь или вместе (держать).

Горизонтальное равновесие на локтях («Крокодил») (держать).

Одноимённый (разноимённый) поворот на одной на 360°, бедро свободной ноги не ниже горизонтали.

Одноимённый («открытый») поворот на одной на 360°, другая поднята назад не ниже 45°.

Поворот на 360° и более в стойке на руках.

Юноши

Номер элемента

Элементы

Темповой переворот вперёд на одну или две ноги

Темповой переворот назад (фляк) в любое конечное положение

Переворот с головы («подъём разгибом»)

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Прыжок вверх, сгибаясь вперёд ноги врозь или вместе (ноги го­ризонтально)

Поворот на 360° и более в стойке на руках

Силой согнувшись ноги врозь или вместе стойка на руках (спи-чак) (обозначить)

Из седа с наклоном вперёд кувырок назад в стойку на руках (обозначить)

Любое равновесие с положением свободной ноги выше горизон­тали (держать).

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Горизонтальное равновесие на локте («Крокодил») (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Упор высоким углом (ноги подняты не ниже 45° по отношению к горизонтали) (держать).

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 10 класса:

Конкурсное испытание заключается в перемещение спиной в защитной стойке, пробивание 3-х штрафных бросков (произвольным способом), рывка по прямой, выполнение ведение мяча правой и левой рукой «челноком» с пере­дачей мяча в щит, ловли и броска в корзину.

Участник находится за площадкой лицом вперед справа в углу в пересе­чение лицевой и боковых линиях. По сигналу участник перемещается спиной в защитной стойке в 2 шага вправо и влево до штрафной линии, пробивает три штрафных броска, выполняет рывок лицом вперед к центральной линии, берет мяч и начинает прямолинейно ведение мяча «Челноком» правой рукой до штрафной линии; обратно к центральной линии ведение мяча левой рукой, движение в обратном направление к щиту ведение сильнейшей рукой (правой или левой) передача мяча в щит от линии штрафного броска не выходя из кру­га, ловля мяча от щита двумя руками и бросок (произвольным способом). Фик­ сируется время выполнения упражнения, остановка секундомера осуществляет­ ся в момент касания мяча пола после его броска в корзину.

За неточное попадание в корзину участнику к его фактическому времени прибавляется дополнительно по 5 секунд, за каждое нарушение правил (про­ бежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, недобегание до линий, не поймал мяч после передачи в щит) участнику прибавляется дополни­тельно по 2 секунды.

В случае непопадания завершающего броска в упражнении даются две дополнительные попытки. За неточное попадание в корзину дважды прибавля­ ются дополнительно 10 секунд. Если участник уходит с площадки не выполнив дополнительные попытки прибавляется дополнительно 30 секунд.

Волейбол

Девушки 10 класса :

Участник находится на лицевой линии.

С другой стороны площадки судьями указываются три зоны, в каждую из которых нужно будет попасть при подаче. В каждой из выбранных трех зон судьями указывается место для премиальных очков, которое обозначается стандартным гимнастическим обручем. Участнику дается право выполнить: две попытки по три нижних прямых подачи, две попытки по три верхних прямых подачи.

При выполнение нижних прямых подач: за попадание в указанную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

При выполнение верхних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

В зачет результата идет сумма трех лучших попыток.

Верхняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).

Нижняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.

Футбол

Юноши 10 класса

На лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота. От ворот спра­ва и слева на расстоянии располагаются две пары ворот, обозначенные стойка­ми.

На расстоянии 10 м от лицевой линии футбольного поля кладутся 3 пары футбольных мячей с интервалом 5 м.

От линии футбольных мячей напротив на расстоянии 5 м располагаются 3 контрольные стойки с интервалом 5 м.

Старт участника начинается по сигналу с линии левой контрольной стой­ки. Участник начинает движение к одному из мячей левой пары и наносит удар левой ногой по левым воротам. После удара он возвращается назад к левой контрольной стойке, обегает ее, двигается ко второму мячу левой пары и нано­сит удар левой ногой по левым воротам.

После завершения этой серии ударов участник бежит назад к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей средней пары и производит удар любой ногой (левой, правой) по ворота. Мяч должен пересечь линию верхом.

После удара участник возвращается назад к средней контрольной стойке, обегает ее, перемещается вправо к контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам. После удара он возвращается назад к правой контрольной стойке, обе­гает ее, двигается ко второму мячу правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам.

После завершения второй серии ударов участник бежит назад к правой контрольной стойке, обегает ее, перемещается влево к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед ко второму мячу средней пары, произво­дит удар любой ногой по воротам верхом и финиширует назад к средней кон­трольной стойке.

Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мя­чей в указанные ворота и пересек линию финиша.

Результатом выполнения упражнения считается количество попаданий в ворота и затраченное время на выполнение всего упражнения. За каждое непо­ падание в левые и правые ворота к показанному времени добавляется 3 сек. А в средние ворота 5 сек. За необегание стойки штраф 10 сек.

Победителем признается тот участник, который покажет наименьшее время на выполнение данного упражнения.

Лёгкая атлетика.

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 10 класса: 500 м. Юноши 10 класса: 1000 м. Фиксируется время преодоления дистанции .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Олимпиадные задания для муниципального этапа ВОШ по физической культуре

уч. год

11 КЛАССЫ

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Программа Олимпиады состоит из теоретико-методических и практических заданий.

Содержание конкурса теоретико-методических заданий слагается из разделов: культурно-исторические основы физической культуры; специфическая направленность физического воспитания; основы теории и методики обучения двигательным действиям; основы теории и методики воспитания физических качеств; формы организации в физическом воспитании; методика решения некоторых частных задач физического воспитания; некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для 11 классов

Участникам Олимпиады предлагаются 30 заданий, разработанных на основе общедоступной литературы по предмету «Физическая культура» и соответствующие требованиям знаний выпускников основной школы по данному предмету.

Вопросы предлагаются в закрытой, в открытой форме и вопрос с развёрнутой формой ответа. К каждому заданию в закрытой форме предложено 4 варианта ответов. Среди них как правильные, так и неправильные ответы, а так же частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. В вопросах открытой формы требуется завершить определение, вписав соответствующее слово в бланк ответа. Вопрос с развёрнутой формой ответа требует от участника творческого подхода, ответ оформляется в письменном виде, где участнику необходимо наиболее полно показать свои знания по данному вопросу. Конкурсное жюри определяет количество правильных ответов.

На тестирование отводится 60 минут.

11 классы.

Вопросы в закрытой форме.

1. Женщины начали принимать участие в:

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

(1балл)

2. Международная олимпийская академия находится в:

а. Афинах.

б. Цюрихе.

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в:

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

(1балл)

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

г. педагогическое воздействие.

(1балл)

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как:

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

7. Скелетон является разновидностью:

а. санного спорта.

б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта.

г. многоборий.

(1балл)

8. Джоггинг – это обозначение:

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

в. союз молодёжи спортивного клуба.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

(1балл)

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а. через рот и нос попеременно.

б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно.

г. только через нос.

(1балл)

10. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью:

а. 3 минуты.

б. 5 минут.

в. 7 минут.

г. 10 минут.

(1балл)

11. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на:

а. три замены.

б. пять замен.

в. шесть замен.

г. количество замен не ограничивается.

(1балл)

12. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим:

а. витамин А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно:

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть:

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании:

а. собственно-силовых способностей.

б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

16. Термин «Олимпиада» означает:

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

(1балл)

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в. Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

(1балл)

19. Основным средством физического воспитания является:

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

(1балл)

Вопросы в открытой форме .

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

(1балл)

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

(1балл)

23 . Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

(1балл)

24. Конечной целью шахматной игры является

(1балл)

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

(1балл)

26. Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

(1балл)

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

(1балл)

28 . Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

(1балл)

29 . В 2004 г. в стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

(1балл)

Вопрос с развёрнутой формой ответа.

31. Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр (агон)?

(1 1 балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ

Девушки 11 класса

Обязательные соединения

стоимость

Равновесие на правой (левой), руки в стороны (держать)-кувырок вперёд в стойку на лопатках (обозначить)- стойка на лопатках без помощи рук (держать) - стойка на лопатках ноги врозь (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперёд в упор присев

Кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 – кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх прогнувшись ноги врозь

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону «колесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), поворот налево(направо) в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в упор согнувшись, выпрямится, руки вверх

Из стойки ноги врозь, руки вверх опускание на мост (держать)- лечь на спину, выпрямить ноги и сгибаясь вперёд, перейти в сед углом (обозначить)- сед углом, руки в стороны (держать)- разгибаясь, поворот направо (налево) кругом в положении упора лёжа согнув руки и, выпрямляя руки, упор лёжа

Юноши 11 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («ко­лесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), по­ворот налево (направо) - кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360°

Прыжок с поворотом на 180° - кувырок вперёд прыжком в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в стойку на ру­ках (обозначить)

Наклон вперёд прогнувшись ноги врозь - кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать) - перекат впе­рёд в сед углом, руки в стороны (держать) - сед с наклоном вперёд, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись

Из седа на пятках, силой согнувшись стойка на голове и руках (обозначить) - развести ноги фронтально (держать) - соеди­нить ноги - согнуть ноги и, выпрямляясь, стойка на руках (обозначить) - кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь

Таблицы элементов, имеющих добавленную стоимость

Номер элемента

Элементы

Стойка на голове и руках (держать)

Мост с разноимённой опорой (свободная нога поднята вперёд) (держать)

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) - кувырок вперёд.

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Медленный переворот вперёд на одну ногу.

Медленный переворот назад в любое конечное положение.

Прыжок со сменой прямых ног вперёд («ножницы»), бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок со сменой согнутых ног вперёд с поворотом на 360°, бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Упор углом ноги врозь или вместе (держать).

Горизонтальное равновесие на локтях («Крокодил») (держать).

Одноимённый (разноимённый) поворот на одной на 360°, бедро свободной ноги не ниже горизонтали.

Одноимённый («открытый») поворот на одной на 360°, другая поднята назад не ниже 45°.

Поворот на 360° и более в стойке на руках.

Юноши

Номер элемента

Элементы

Темповой переворот вперёд на одну или две ноги

Темповой переворот назад (фляк) в любое конечное положение

Переворот с головы («подъём разгибом»)

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Прыжок вверх, сгибаясь вперёд ноги врозь или вместе (ноги го­ризонтально)

Поворот на 360° и более в стойке на руках

Силой согнувшись ноги врозь или вместе стойка на руках (спи-чак) (обозначить)

Из седа с наклоном вперёд кувырок назад в стойку на руках (обозначить)

Любое равновесие с положением свободной ноги выше горизон­тали (держать).

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Горизонтальное равновесие на локте («Крокодил») (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Упор высоким углом (ноги подняты не ниже 45° по отношению к горизонтали) (держать).

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 11 класса:

Конкурсное испытание заключается в перемещение спиной в защитной стойке, пробивание 3-х штрафных бросков (произвольным способом), рывка по прямой, выполнение ведение мяча правой и левой рукой «челноком» с пере­дачей мяча в щит, ловли и броска в корзину.

Участник находится за площадкой лицом вперед справа в углу в пересе­чение лицевой и боковых линиях. По сигналу участник перемещается спиной в защитной стойке в 2 шага вправо и влево до штрафной линии, пробивает три штрафных броска, выполняет рывок лицом вперед к центральной линии, берет мяч и начинает прямолинейно ведение мяча «Челноком» правой рукой до штрафной линии; обратно к центральной линии ведение мяча левой рукой, движение в обратном направление к щиту ведение сильнейшей рукой (правой или левой) передача мяча в щит от линии штрафного броска не выходя из кру­га, ловля мяча от щита двумя руками и бросок (произвольным способом). Фик­ сируется время выполнения упражнения, остановка секундомера осуществляет­ ся в момент касания мяча пола после его броска в корзину.

За неточное попадание в корзину участнику к его фактическому времени прибавляется дополнительно по 5 секунд, за каждое нарушение правил (про­ бежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, недобегание до линий, не поймал мяч после передачи в щит) участнику прибавляется дополни­тельно по 2 секунды.

В случае непопадания завершающего броска в упражнении даются две дополнительные попытки. За неточное попадание в корзину дважды прибавля­ ются дополнительно 10 секунд. Если участник уходит с площадки не выполнив дополнительные попытки прибавляется дополнительно 30 секунд.

Волейбол

Девушки 11 класса :

Участник находится на лицевой линии.

С другой стороны площадки судьями указываются три зоны, в каждую из которых нужно будет попасть при подаче. В каждой из выбранных трех зон судьями указывается место для премиальных очков, которое обозначается стандартным гимнастическим обручем. Участнику дается право выполнить: две попытки по три нижних прямых подачи, две попытки по три верхних прямых подачи.

При выполнение нижних прямых подач: за попадание в указанную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

При выполнение верхних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

В зачет результата идет сумма трех лучших попыток.

Верхняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).

Нижняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.

Футбол

Юноши 11 класса

На лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота. От ворот спра­ва и слева на расстоянии располагаются две пары ворот, обозначенные стойка­ми.

На расстоянии 10 м от лицевой линии футбольного поля кладутся 3 пары футбольных мячей с интервалом 5 м.

От линии футбольных мячей напротив на расстоянии 5 м располагаются 3 контрольные стойки с интервалом 5 м.

Старт участника начинается по сигналу с линии левой контрольной стой­ки. Участник начинает движение к одному из мячей левой пары и наносит удар левой ногой по левым воротам. После удара он возвращается назад к левой контрольной стойке, обегает ее, двигается ко второму мячу левой пары и нано­сит удар левой ногой по левым воротам.

После завершения этой серии ударов участник бежит назад к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей средней пары и производит удар любой ногой (левой, правой) по ворота. Мяч должен пересечь линию верхом.

После удара участник возвращается назад к средней контрольной стойке, обегает ее, перемещается вправо к контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам. После удара он возвращается назад к правой контрольной стойке, обе­гает ее, двигается ко второму мячу правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам.

После завершения второй серии ударов участник бежит назад к правой контрольной стойке, обегает ее, перемещается влево к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед ко второму мячу средней пары, произво­дит удар любой ногой по воротам верхом и финиширует назад к средней кон­трольной стойке.

Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мя­чей в указанные ворота и пересек линию финиша.

Результатом выполнения упражнения считается количество попаданий в ворота и затраченное время на выполнение всего упражнения. За каждое непо­ падание в левые и правые ворота к показанному времени добавляется 3 сек. А в средние ворота 5 сек. За необегание стойки штраф 10 сек.

Победителем признается тот участник, который покажет наименьшее время на выполнение данного упражнения.

Лёгкая атлетика.

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 11 класса: 500 м. Юноши 11 класса: 1000 м. Фиксируется время преодоления дистанции .