Что такое mba. STUDYnext - ваше дополнительное образование — MBA

MBA-образование появилось в России в конце 80-х - почти 30 лет назад, но до сих пор находятся предприниматели и управленцы старой закалки, которые сомневаются, стоит ли его получать, несмотря на то что степень МВА во всем мире уже давно стала стандартом бизнес-образования.

Обучение по программам MBA во всем мире считается наиболее престижным способом получения образования в сфере менеджмента и делового администрирования. Признанные лидеры бизнес-образования - североамериканские, европейские, особенно английские, школы MBA.

Ежегодно крупные деловые издания масштаба Financial Times и авторитетные аналитические компании уровня QS составляют мировые рейтинги программ MBA. Результаты пристального анализа деятельности бизнес-школ служат ориентиром при выборе учебного заведения для тех, кто намерен получить квалификацию Master of Business Administration в России и за рубежом.

Существует три основные формы обучения по программам MBA: Full-time, Part-time и Distance. Каждая из них по-своему удобна и оптимальна для слушателей определенных категорий и похожа на российские аналоги - очную, вечернюю и заочную учебу.

Программы mini-MBA бизнес-школы России стали предлагать в начале 2000-х. Новый формат обучения часто позиционируется как сокращенный вариант классических двухлетних курсов подготовки менеджеров, получающих степень Master of Business Administration. Так ли это на самом деле?

Что такое МВА

Master of Business Administration (МВА) - это программы обучения, рассчитанные на действующих бизнесменов и менеджеров, имеющих опыт работы не меньше трех лет. В отличие от университетского курса магистратуры, ориентированного на углубление теоретических знаний и отработку умения проводить проектную работу и научные исследования, программы МВА нацелены на приобретение и совершенствование практических навыков ведения бизнеса или управленческой работы.

Яркая черта программ МВА - активное подключение к обучению обмена практическим опытом между слушателями, развитие креативного предпринимательского и менеджерского мышления. Это программы для тех, кто ориентирован на постоянный карьерный рост в бизнесе любой формы собственности. MBA-образование открывает перед специалистом широчайшие перспективы. Обыкновенный старший бухгалтер, успешно пройдя курсы MBA, может получить достойную официальную работу не только в России, но и за рубежом.

Расшифровка MBA

Под английской аббревиатурой МВА в русском языке понимается квалификационный термин «мастер делового администрирования». Иногда слово Master переводят как «магистр», из-за чего возникает путаница, дающая почву для мнения, что МВА-образование равноценно университетскому или институтскому.

Диплом МВА подтверждает степень профессиональной квалификации в области менеджмента, но не наличие высшего образования.

Престижное дополнение к документам о ВПО существенно расширяет карьерные возможности. В зависимости от уровня пройденной программы обладатель диплома МВА может занимать руководящие должности среднего и высшего звена в российских и зарубежных компаниях.

Виды программ

Прообраз MBA-образования появился в США в конце 19-го века в связи с активным развитием производства и торговли, вызвавшим острый спрос на специалистов, которые могли бы использовать высококвалифицированный, научный поход к управлению предприятиями и холдингами. Значительно позже, в тридцатых годах 20-го века, полноценные программы делового администрирования появились и в развитых капиталистических странах Европы. Сегодня в России степень MBA можно получить в одном из многочисленных учебных центров при университетах и академиях.

Единые международные стандарты классификации программ MBA не разработаны до сих пор, поэтому возникают определенные сложности при сравнении качества подготовки выпускников разных школ.

Квалификацию МВА получают слушатели, окончившие программу в одном из форматов:

По версии журнала The Economist тройка мировых лидеров в сфере обучения по программам MBA выглядит так:

  1. Tuck School Business в Дартмуте, США.
  2. Chicago Booth в США.
  3. IMD в Швейцарии.

Стоимость обучения МВА в этих престижных заведениях колеблется от 57 000 до 101 400 долларов.

Российским менеджерам не стоит отчаиваться.В период с 1999 по 2008 год Минобразования урегулировало порядок получения в вузах РФ квалификационной степени, аккредитованной MBA. Для этого:

  1. В качестве вида профессиональной переподготовки введена программа «менеджер делового администрирования».
  2. Проведено лицензирование вузов и организаций ДПО для предоставления права реализации программ MBA.
  3. Регламентированы требований к специалистам, желающим получить квалификацию MBA.

Тройка лидеров, реализующих программы MBA в РФ, по версии газеты «Известия» и портала "MBA в России и Москве":

  1. ВШМ при СПбГУ (школа менеджмента в Санкт-Петербурге).
  2. ИБДА при РАНХиГС (институт в Москве).
  3. МШСЭН при РАНХиГС (международный институт в Москве, совместный проект с Кингстонским университетом).

Учеба в российских бизнес-школах обходится на порядок дешевле. Весомый полюс МВА-образования в РФ - адаптация программ к отечественным реалиям предпринимательства.

Степень МВА - аббревиатура, сокращение от Master of Business Administration, что в переводе означает магистр бизнес-администрирования. Причем личный интерес людей к такому серьезнейшему и недешевому деловому образованию постоянно растет.

Это практико-ориентированная обучающая программа для руководителей высшего и среднего звена. Обучение по ней строится преимущественно на решении реальных проблем, обмене опытом и решении практических задач. МВА - наиболее известная ученая степень в сфере управления. По окончании курса присваивается квалификационная степень в менеджменте (ученая степень магистра).

Первый прототип этой программы открылся в США более ста лет назад, когда производители проявили заинтересованность в научном подходе к управлению бизнесом. Предшественницей MBA стала программа Дармуртского колледжа МСS (Master of Commercial Science), первые выпускники которой получили свои дипломы в 1902 г.

В Европу программа пришла полвека спустя. В 1957 году она появилась во Франции (Университет INSEAD: www.insead.edu/home). Через семь лет инициативу подхватили в Испании (Бизнес-школа IESE: www.iese.edu/en/home.asp), а еще через год бизнес-образование предложила Лондонская школа бизнеса (LBS: www.london.edu).

Вопрос, идти ли получать степень МВА , сегодня по-прежнему влечет за собой утвердительный ответ. Тем не менее стоит определиться с критериями выбора.

Если раньше для кого-то была идеалом бизнес-школа Dartmouth’s Tuck, ровесница прошлого века, то сегодня важнее всего, насколько успешные решения принимали ее выпускники, скажем, во времена Великой депрессии. Любая школа с историей (будь то французская INSEAD или, по российским меркам, ВШКУ АНХ) сегодня вызывает вопрос: как много сложных экономических периодов охватывает эта ее история?

Если раньше можно было спокойно брать за основу мировой рейтинг бизнес-школ от старой доброй Financial Times, то сегодня, возможно, интереснее оценка российских бизнес-школ или весточка в масштабе микроблога, что Лондонская школа бизнеса расщедрилась на стипендию в 20 тысяч фунтов стерлингов.

Если раньше люди могли серьезно думать о том, какова инфраструктура вокруг западной бизнес-школы, что там за кампус и есть ли в городе, где предстоит учиться, заодно еще и море, то сегодня тот же подход расшифровывается не как вложение свободных средств, а как экономия на отпуске.

Выбор между общими и более специализированными знаниями теперь означает, что вы либо хотите всегда быть на плаву, либо делаете ставку на отрасль, которая менее всего пострадает от кризиса.

Ощущение необходимости создать обширный круг деловых связей уступает место стремлению завязать действительно важные знакомства с надежными людьми.

Желание получить опыт работы в известных зарубежных компаниях уже не так однозначно распространяется на США, а выбор российской программы еще более подчеркивает, что вы хотите прочувствовать отечественные деловые реалии и стать прямо-таки неуязвимым бизнес-джедаем.

Только жажда делать бизнес остается прежней. Поэтому полезно рассмотреть ее как ресурс стабильности. И с этой позитивной установкой шагнуть в двери МВА .

Выбор MBA

Программы MBA можно разделить по степени вовлеченности в процесс обучения.
Что выбрать: full-time, part-time или Executive MBA? Самим бизнес-школам финансово выгодны программы EMBA, но вы, разумеется, повернете всё так, как нужно вам. Сейчас модно с головой уходить в учебу даже в условиях, когда потеряна единственная работа, и такое времяпрепровождение люди склонны расценивать как полноценную жизнь. А уж полное погружение благополучного человека в бизнес-образование тем более никогда не означает отрыва от жизни: занятия по программам МВА тем и хороши, что там решаются реальные проблемы и конкретные задачи, а преподавателями выступают успешные практики, консультанты ведущих корпораций. При интенсивном обучении (кстати, в названии одной американской книги о МВА фигурировало слово «ад») происходит качественный сдвиг, личность лучше понимает свой внутренний потенциал и готова его технологично реализовать. Есть даже мнение, что МВА и ЕМВА несравнимы. Однако сегодня элементарная возможность работать ценится людьми гораздо больше, чем до кризиса, а наличие того, что называется «своя голова», поможет извлечь необходимый вектор собственного развития и из ЕМВА. И из МВА-программ, такие тоже есть. А тем более из гибких модульных программ, становящихся всё более популярными.

Обучение по стандартной программе займет у вас 2 года либо только год. Менее распространены программы по полтора и два с половиной года. Бывают разные предложения, например, обучение короткими сессиями с полным погружением. И, конечно, есть соблазн сопоставить предлагаемые варианты с личным желанием поучиться год или два.

Какова же цена вопроса? Сейчас программы МВА идет навстречу поступающим, хотя, несмотря на возможность прокредитоваться, цены до сих пор сопоставимы с мировыми аналогами. К тому же оплачивать учебу можно не только из своих сбережений, но и из средств работодателя (если очень повезет), банка (если вам дадут кредит), непосредственно бизнес-школы либо грантодателя (если у вас есть настолько интересные идеи, что за них платят, еще не начав вас учить). А вообще говорят, что надеющийся на МВА уже не должен думать о деньгах. Вы магистр делового администрировани я - значит, деньги у вас появятся. В некоторых школах считают студентов, нацеленных на немедленную финансовую отдачу сразу по окончании МВА, проблемными.

К тому же сами школы делятся частью весьма ценной информации абсолютно или почти бесплатно с любым желающим. Преподаватели активно публикуются в бизнес-журналах, и вряд ли их статьи будут хуже качеством, чем их же преподавание, но только в узком кругу избранных. Также создан ряд соответствующих интернет-проектов. Ежедневно на сайте Harvard Business School Working Knowledge Гарвардской бизнес-школы размещают свои инновационные мысли и идеи, которые затем внедряются в производство, а люди со всего мира могут узнать об этом заранее, не заплатив за информацию ни копейки. Здесь можно говорить о тенденции: тем же путем идут Уортон, Стэнфорд, INSEAD и другие топовые бизнес-школы.

Отдельные элементы централизованной подготовки к МВА тоже бесплатны. Уже несколько лет существует математический онлайн-курс MBA Math, где ряд заданий с ответами на них и аудиокомментариями выложен просто как образец, а уже дальше вам решать, отдавать ли 149 долларов, чтобы пройти полный курс и стать ближе к ведущим мировым бизнес-школам. Либо читайте рубрику “MBA Math Monday” в блоге, там публикуются некоторые материалы MBA Math в свободном доступе.

Люди из разных стран, имеющие отношение к МВА, ведут блоги обо всем, что касается этих заманчивых программ. Блоггеры открыто обсуждают идеи, вдохновляющие читателей на собственные смелые проекты. Знания - даром!


Подготовка к поступлению на МВА

Если вы решились поступать, сделайте запросы в несколько интересующих вас бизнес-школ. Документы подают сразу в несколько школ не только потому, что так принято, и не только для того, чтобы поступить хоть куда-нибудь, но и поскольку подготовка к экзаменам вкупе с ожиданием их результатов занимает много времени и не хочется терять это время зря.

Нужно сдавать (Graduate Management Admissions Test), чтобы проверка определила, насколько вы способны к получению бизнес-образования. Сдавать рекомендуется еще и в том случае, если вы сами пока не понимаете, идти или не идти на МВА. В этом испытании несколько частей, и потребуется работать с целыми текстами - и с отдельными данными, с целыми проблемами - и с отдельными аргументами. Очевидно, такая деятельность поможет четче принимать решения относительно собственного учебного пути; этот экзамен и контролирующий, и прогностический.

Для подготовки к GMAT существуют учебники, путеводители, а также материалы и англо-, и русскоязычных сайтов. Особо пытливые абитуриенты могут сравнить американские и европейские пособия: дело в том, что американцы сдают GMAT в среднем лучше европейцев.

Кроме того, сдается хорошо известный . Не только современную аналитику, но и как минимум истории успеха компаний хорошо бы свободно читать на английском. Да и бумаги для поступления об уже имеющемся образовании должны быть подготовлены на русском и английском языках. А реальная учеба в зарубежной бизнес-школе предполагает знание иностранного языка на уровне выше требований TOEFL. Впрочем, если вы собираетесь учиться в России, это не значит автоматически, что учить вас будут на русском. В российских вузах реально реализовать программы МВА зарубежных учебных заведений, и такой опыт есть.

Интересно, что сообщество, заинтересованное в рассматриваемом бизнес-образовании, в попытках измерить степень этой готовности составляет рейтинги вроде «10 лучших блогов будущих студентов MBA» - выделять момент соревнования даже на этой предварительной стадии кажется аналитикам важным. Почему?

Оказывается, одних лишь высоких экзаменационных баллов мало. Притчей во языцех стал своеобразный экзамен Макса Базермана из Гарвардской бизнес-школы. Этот профессор испытывает новоиспеченных студентов так: он продает им двадцатидолларовую купюру по принципу аукциона, но не совсем обычного. Человек, следующий за победителем, должен будет просто отдать свою цену за банкноту - и ничего за это не получить. Понятно, когда люди лидируют. Понятно, когда они очевидно отстают. Но драматизм рокового «второго места» заставляет студентов, прошедших было GMAT и выдержавших конкурс, нервничать и вести себя нерационально. А что делать, если вместо $20 будет некоторая выгода для компании, ставки окажутся серьезными и это перестанет быть игрой?

Как поступить

Подготовка к МВА - нечто большее, чем подготовка к экзаменам в МВА. Неподготовленному человеку МВА просто не рекомендуется. Иногда студенты школ стесняются, что ранее трудились на не слишком творческой должности, но беда в том, что не всегда этот стыд проходит, хотя все необходимые знания человеку даются. Спросите себя, может ли случиться такое, что, получив эту степень, вы будете ощущать себя лишь как управляющий чужим бизнесом и что это вам не понравится? А еще только получая ее, вы нормально воспримете тот факт, что преподавательских любимчиков в учебном коллективе не окажется вообще? Будете ли вы готовы соблюдать баланс между деловыми связями, теорией и практикой - и не бросите ли учебу, если идеального баланса не получится? (Всё-таки к безответственным порой студенческим годам люди морально готовятся, как ни странно, дольше, чем к МВА .) Да и готовы ли вы активно работать на занятиях по методу case study? Увы, взрослые раскованные люди, позиционирующие себя как лидеры, по-детски застенчиво помалкивая на уроках, рискуют лишить свое обучение стопроцентной эффективности.

По-настоящему же об эффективности можно будет говорить только тогда, когда выпускник не спасует в привычной российской среде, для которой в целом человек с МВА-мышлением всё еще кажется инородным существом, а работодатели подчас выбирают себе подчиненных попроще. Или в европейской среде, когда работодатель не обратит внимания на чью-то степень МВА - что она есть, что ее нет, одинаково. Или когда эта управленческая степень, наоборот, станет для работодателя аргументом, но из-за нее не будут замечены интересные идеи другого человека, простого специалиста.

Чтобы предотвратить подобные неприятности, при поступлении на ту или иную программу бизнес-образования вы пишете эссе и отвечаете на вопросы интервью. Для успешного прохождения этих испытаний нужно прежде всего задать главные вопросы самим себе. Например, зачем вам такое образование (причем совершенно необязательно ставить себе целью карьерный сдвиг).

МВА и не самоцель, и не панацея от всех бед в деловой сфере: иногда разные отрасли ставят менеджеров перед задачами, которые не найдешь в case studies из арсенала этих программ. Скажем, если выпускник программы руководит закупками, он может обратить большее внимание на цены, чем на технические характеристики товара, и в итоге просчитаться. Написаны целые книги о том, чему не учат на программах МВА. А если вы как раз и знаете то, чему там не учат, степень МВА окажется вам особенно полезной. Отучившись, вы сможете обоснованно претендовать на занятие управленческой позиции высшего уровня.

Выяснили, зачем вам бизнес-образование? Есть много других вопросов. Почему вами выбрана программа МВА , а не тренинг. Почему именно эта бизнес-школа. Соответственно, как этой цели служил тот или иной этап вашего академического образования или карьеры. Как вы решали стандартные и нестандартные жизненные задачи, проявляли ли вы себя при этом и в чем это выражалось. Как вы использовали перерывы в карьере. Почему они были, если были. Как вы управляетесь со временем. Почему вы успешный человек. Почему люди любят с вами сотрудничать. За что вы цените этих людей. Как вы сотрудничаете с людьми, как вы организуете работу коллектива…

Ответы должны быть абсолютно осознанными, поскольку по инерции получать степень МВА не имеет смысла. Если всю эту проблематику вы понимаете не до конца, поговорите с теми, кто согласился вас рекомендовать, проясните то, что непонятно. Почитайте советы тех, кто уже писал эссе и проходил интервью, но не стоит впадать в уныние, если эти люди на вас совершенно не похожи. Соревнуйтесь с собой прежним, практикуйтесь и будьте верны себе в ваших лучших качествах. А искомая степень даст вам еще большее осознание вашего внутреннего потенциала.

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с «реальными» ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распространение получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. «Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу».

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дипломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся «топовыми» на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
  • НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"»;
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рейтинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла 36-е место.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. «Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области».

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA порядка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным. Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнесшколу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line компьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

    Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"».

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). «Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе». Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). «Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими». Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment banking, ему лучше получить MBA в «топовой» западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?

Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной западной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно говорить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.

В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского бизнес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.

Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

«Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль», - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.

Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в одной из «топовых» школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают, что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов самыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: «в разы», «на 30%», «на 50%». Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.

Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него принципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией «финансы», устроилась на работу младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы минимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.

Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три.

Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отраслевой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские работодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не признает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.

Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной российской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увеличит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы «обновить стандарты», получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам.

Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез

Бизнес, бизнес, бизнес…

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность «посмотреть на вещи свежим взглядом», найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, «дурацких» решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.

Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального студента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской программой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.

В современном мире для получения высшего образования не обязательно иметь какие-либо уникальные способности, ведь оно доступно всем желающим, в том числе и дистанционно, с помощью Интернета. Однако руководитель современной компании обязан не только обладать лидерскими качествами, а и получить специальное образование – MBA.

Что такое MBA образование

МВА – магистерская степень в области менеджмента и управления. Расшифровка MBA: «master of business administration». Если вас интересует, русскоязычная МВА-расшифровка, или «MBA-перевод» то учтите, что в переводе на русский эта аббревиатура означает «магистр (мастер) делового администрирования».

Первый прототип программы обучения МВА возник в Соединённых Штатах Америки, ещё в 19-м веке. Это было обусловлено потребностью фирм в специалистах, которые обладали бы научными знаниями в области менеджмента. Владельцы крупных фирм хотели увеличивать свою прибыль за счет грамотных сотрудников. Со временем подобные программы распространились на территорию Европы.

Первый курс MBA был внедрен в учебный план университета Пенсильвании. В наши дни эта школа МВА является крупнейшей в мире, а ее выпускники занимают высокие должности в международных корпорациях.

В данный момент существует более 2000 бизнес-школ по всему миру. Практически все они дают возможность получить степень МВА. Эти учебные заведения хранят огромное количество профессиональной информации, выпускают лучших специалистов в области менеджмента и принимают учащихся со всех уголков мира.

Образовательные программы

Несмотря на распространенность учебных заведений, в которых можно получить степень, единого стандарта системы программ обучения на данный момент не существует. Однако выделяют основные типы программ:

  1. Executive MBA (EMBA) . Нацелены на руководителей предприятий. Предполагается, что все студенты имеют весомый опыт работы в сфере управления.
  2. Full time MBA . Эти программы являются аналогом «дневного» обучения в ВУЗах. Ученики должны каждый день посещать занятия.
  3. Part time MBA . Такой тип предполагает обучение, которое не требует от учащихся постоянной занятости.
  4. Distance-learning MBA . Отличается гибкостью графика обучения. Она достигается благодаря методам дистанционного обучения.
  5. MBA Start . Эта программа строится на основе стандартов MBA General, но предназначена для новичков.
  6. Mini MBA . Такие программы не охватывают большое количество материала. Выделяются лишь самые актуальные вопросы для профессиональной подготовки.
  7. MBA для определенной отрасли . Программа нацелена на получение знаний для непосредственного применения на практике в определенной производственной или коммерческой сфере.

Где получить степень MBA

Обучением занимаются специальные учебные заведения. Их именуют бизнес-школами. Обычно они организовываются на базе университетов. Такие школы не дают высшего образования в классическом понимании этого термина. Ведь МВА – дополнительное профессиональное образование.

Основным преимуществом получения образования в сертифицированных бизнес-школах является то, что диплом о получении степени MBA признают по всему миру. Это не зависит ни от гражданства выпускника, ни от места расположения школы. Такое положение связано с тем, что программы и методики, по которым обучаются участники курсов, являются универсальными. Такими же являются и требования, которые выдвигают школы для абитуриентов. Чтобы начать обучение в любой школе бизнеса необходимо пройти несколько процедур, которые стандартны для большинства учебных заведений мира. Вот перечень шагов, которые необходимо предпринять:

  • предоставить документ о полученном высшем образовании. Допускается диплом бакалавра в любой области;
  • иметь опыт работы на должностях, которые связаны с управлением;
  • предъявить результат по тесту GMAT (Graduate Management Admission Test). Этот тест предназначен для выявления способностей к обучению в школах бизнеса. Он состоит из нескольких этапов и является универсальным во всех странах мира;
  • высокий результат по тесту TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Этот тест предназначен для определения уровня владения английским людей, которые не являются носителями английского языка;
  • также могут потребоваться рекомендации от работодателей и прохождение собеседования.

Тот факт, что требования к абитуриентам разных бизнес-школ, во многом совпадают, связан с тем, что специалист в сфере управления бизнесом должен быть универсален, ему следует обладать всеми необходимыми знаниями для адекватного выполнения своих функций. И, в случае необходимости, MBA-мастер делового администрирования смог бы возглавить отдел и во Франции, и на Кипре, с одинаковым успехом.

К преимуществам бизнес-школ относятся:

  1. Большое количество практических занятий . На них участники курсов не просто получают теоретические сведения, а и учатся применять их на практике. Преподавателями моделируются различные ситуации, а студентам предлагается проанализировать их и найти оптимальные решения.
  2. Хорошая база . В большинстве случаев все кабинеты для занятий оснащены современной техникой. Мастер МВА имеет доступ к обширной библиотеке, а также к различным электронным ресурсам. Такие данные могут принадлежать не только учебному заведению, а и различным фирмам-партнерам. То есть студенты работают с реальными документами и базами данных.
  3. Небольшое количество учащихся в группе . Это дает возможность преподавателю работать со всеми студентами без исключения. У них, в свою очередь, есть шанс показать все свои профессиональные качества в наилучшем свете.
  4. Забота о трудоустройстве выпускников . Большое количество школ не просто отправляет окончивших курсы в «свободное плаванье», а и помогает им сразу после этого найти работу. С этой целью устраиваются встречи с работодателями и всевозможные ярмарки вакансий.
  5. Различные формы обучения . Предоставляется возможность выбора наиболее комфортного графика. Формы обучения бывают такими:
  • дневная . Перед студентом открывается полный комплекс знаний и навыков, как теоретических, так и практических. Он может ежедневно посещать лекции и практические занятия, изучать литературу, общаться с преподавателем и другими участниками курса. При такой форме обучения программа охватывает максимальное количество предметов;
  • с частичной занятостью . График удобен для людей, которые не желают оставлять свое место работы, однако нуждаются в специальном образовании. Занятия могут проходить вечером и по выходным. Или во время «сессий», которые длятся около недели и назначаются один раз в 1-2 месяца;
  • дистанционная . Такой способ обучения предназначен для студентов, не имеющих возможности уделять много времени учебе. Также его выбирают те, кто имеет необходимый уровень знаний по основным экономическим предметам, но желает освоить какие-либо отдельные дисциплины. Суть обучения заключается в том, что участнику курса даются материалы для изучения и задания, которые он должен выполнить. Затем готовые работы отправляются по почте и проверяются преподавателями. Такая форма обучения абсолютно не исключает участия в тренингах, семинарах и конференциях.

Ежегодно независимые мировые издания публикуют рейтинги наилучших школ бизнеса. Подобные списки информируют читателей, а также усиливают конкуренцию между заведениями и способствуют развитию данной отрасли образования.

Что дает MBA

Вот основные преимущества, которые откроются перед вами после прохождения программ MBA:

  1. Новые знания, необходимые для работы в этой сфере . Большое количество курсов даст возможность получить углубленные знания в бизнес-менеджменте.
  2. Общение с опытными преподавателями . Зачастую подобные курсы читают специалисты, которые имеют большой опыт и добились определенных успехов в бизнесе. Они обладают своими формулами и секретами, которыми делятся со студентами на лекциях. В иностранных школах бизнеса преподавателем может быть даже лауреат Нобелевской премии.
  3. Новые знакомства . MBA-образование дает возможность расширить круги бизнес-общения. Такие курсы посещают не только новички, но и «акулы» менеджмента, которые имеют опыт работы и достижения. Также организуются тематические встречи, на которые приглашают известных и успешных бизнесменов.
  4. Большинство курсов включает в себя практику в зарубежных фирмах . Это позволяет не только получить бесценный опыт, а и остаться работать в заграничной фирме.
  5. Продвижение по карьерной лестнице . Многие получают степень MBA именно для этого. В большинстве случаев программа помогает не только получить повышение, а и учит «продавать» свои услуги дороже и по достоинству ценить свой труд.
  6. Развитие не только профессиональных, но и личностных качеств . Общение с преподавателями, студентами и успешными бизнесменами не только позволяет получить профессиональные навыки, но и заставляет переоценить свои цели и стремления.

Стоимость MBA в РФ и за рубежом

Стоимость обучения MBA колеблется в зависимости от бизнес-школы. Выпускник курсов MBA – мастер делового администрирования. А не только солидно звучит, но и гарантирует высокую оплату услуг Мастера. Соответственно, чтобы получить такое «звание», следует отдать приличную сумму денег.

МВА-обучение в российских вузах обойдется в несколько сотен тысяч рублей. Школы бизнеса могут включать в цену за обучение не только фактическую стоимость обучения MBA, но и такие дополнительные расходы:

  • международные модули,
  • проживание в кампусе во время учебы,
  • спортивный зал и услуги парковки и во время учебы.

Однако практически никогда в стоимость не включаются:

  1. Транспортные расходы. Если предполагается обучение и практика за границей, то необходимо будет самостоятельно приобретать авиабилеты и открывать визу.
  2. Оплата проживания за границей.

Также существует практика обучения в кредит. Школы MBA стоимость обучения разбивают на некоторое количество платежей и дают возможность оплачивать обучение MBA даже после его окончания.

Учеба MBA за рубежом существенно отличается от отечественной по цене. Образование в малоизвестной школе может обойтись для вас всего в несколько тысяч долларов.

В это же время, учебные заведения, которые входят в различные престижные рейтинги, могут брать за свои услуги сотни тысяч долларов.

Стоит отметить, что зарубежные студенты, которые проходят MBA-обучение, могут перенимать опыт у представителей корпораций с крупнейшим в мире годовым денежным оборотом.

Что такое MBA General

MBA General – программа обучения, а также стандарт МВА. Она является важной частью бизнес-образования. Особенностью программы является ориентированность на практику в условиях современного бизнеса. Такая форма обучения позволяет научиться применять теорию и свои познания в управлении в реальных ситуациях.

Программа рассчитана на получение всех необходимых знаний по управлению в определенной сфере, а также навыков и умений по адаптации к современным экономическим реалиям.

В программу обучения входят дисциплины из таких направлений:

  • менеджмент,
  • маркетинг,
  • управление персоналом,
  • финансы и бухгалтерский учет,
  • личная эффективность.

MBA: что дает это звание

Если вы задумываетесь над тем, стоит ли начать получать МВА-образование, то проанализируйте все возможности, которые открываются перед специалистом, имеющим степень MBA. Такие знания в сфере бизнеса станут для вас не только надежной базой для профессионального роста, но и в значительной степени будут способствовать вашему личностному развитию.

Итак, если вы встретите где-нибудь в Сети вопрос «МВА: что дает и зачем оно нужно?», можете смело ответить тремя тезисами:

  1. Уверенность и престиж.
  2. Профессионализм и опыт, умение прекрасно вести бизнес.
  3. Перспективная карьера и хорошая заработная плата.

Business Administration - это международная программа подготовки высококлассных менеджеров-профессионалов. Эта система обучения представляет собой высокого уровня, дает право занимать управленческие должности в организациях и на предприятиях. Вопросом о том, что такое MBA, интересуются специалисты, которые рассчитывают занять пост руководителя высокого или среднего уровня. К тому же, эта программа подходит тем, кто стремится к карьерному росту. Также она рассчитана на руководителей высшего уровня, которые стремятся к саморазвитию и успешному бизнесу. Так как, получив степень MBA, слушатель приобретает практический опыт и значит, что специалист сможет выполнять управленческую работу и занимать должности из области среднего и высшего менеджмента.

О том, что такое MBA, знают во всем мире. Эта программа очень популярна за рубежом, поэтому дипломы с квалификацией «мастер делового администрирования» признаются бизнес-сообществом всех стран.

Кроме теоретических аспектов управления используются различные практические занятия: тренинги, ролевые игры, семинары, примеры и ситуации различных компаний, компьютерные симуляции. Тренинги, например, способствуют развитию творческого потенциала и помогают комплексно подойти к решению нужной проблемы. Креативная атмосфера обучения принята вследствие использования новых психологических методик и стремления слушателей программы к саморазвитию. Система MBA предлагает общие способы решения проблем, которые связаны с управлением. Использование теории и практики, а также помогает найти общее между слушателями программы. Здесь возможно еще и прислушаться к деловому опыту коллег. Характеризует MBA и Кроме базовых предметов слушатель выбирает те, которые для него важны и интересны.

Обучатся по системе MBA можно, если у вас есть уже высшее образование. Для этого нужно и сдать специальный тест, который определит навыки владения английским языком. А для обучения за рубежом отбор очень жесткий, нужно еще пройти и психологическое тестирование, чтобы оценить способности воспринимать обучение на данном уровне.

Стоимость прохождения программы MBA в России составляет примерно 11-13 тыс. долларов. На Западе эта сумма варьируется от 20 до 100 тыс. долларов, в зависимости от программы и университета.

Существуют такие типы обучения по системе MBA:

  • Full-Time - очень похожая форма обучения, как на дневном отделении университета. Нужно учиться каждый день и заниматься дополнительно. На это уйдет 1-2 года.
  • Part-Time - обучение в вечернем или модульном формате. Дает возможность учиться и работать одновременно (займет 2 - 3 года).
  • Distance Learning - эквивалентна на заочном отделении университета. Длится ровно 2 года.
  • Executive Program - это уникальная программа, которая специально направлена на повышение квалификации менеджеров.

Получение степени MBA способствует увеличению зарплаты, повышению доходности бизнеса, приобретению новых экономических знаний.

В России впервые о том, что такое MBA, узнали, когда Министерство образования проводило эксперимент по подготовке менеджеров высшей категории с помощью такой системы с 1994 по 2004 г. С 2004 года российские университеты имеют возможность проводить лицензирование программ MBA.

Сегодня о том, что такое МВА, хочется знать многим российским бизнесменам и директорам компаний. Считается, что если в резюме в графе «образование» указать диплом мастера бизнес-администрирования, то это большой бонус при приеме на работу. Но статистика показывает, что работодатель сначала смотрит на графу «опыт работы». Часто встречаются такие претенденты на свободную вакансию, которые закончили MBA, но имеют лишь поверхностные знания о бизнесе. А специалист высокого уровня, который не имеет коллекции дипломов, может обладать нужными знаниями и навыками.

Директора крупных компаний считают прохождение этих программ данью моды. Отчасти это действительно так. Многие хотят получить степень ради «крутой» строчки в резюме. Так или иначе, любое дополнительное образование свидетельствует о том, что человек постоянно стремится к саморазвитию.