Формирование фонематического синтеза. Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования.

При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает , в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме:

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

До начала работы над этой проблемой выпускники речевой группы уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии.

В ходе работы по данной проблеме к концу 2009-2010 учебного года у выпускников речевой группы можно констатировать более высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Для реализации этой темы мы ставили следующие задачи :

Формирование фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование правильного произношения.

Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха .

Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза .

Определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- построение моделей (схем).

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.)

Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума.

При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосочек, ниточек и кружков.

После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью.

Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата.

Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков).

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.

При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков:

Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игру «Внимательные ушки». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор.

Логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква-, а вместе «тыква».
Со- и –ва- итак, «сова».

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы).

Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам. На занятиях часто используем изображения травы и камня: трава – мягкий согласный звук, а камень – твёрдый. Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,
Значит, звонкий звук звучит.
Если тихий звук такой,
Значит, звук звучит глухой.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

«Что звучало?»

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове

Игра «Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

Игра «Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

Игра «Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу , поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е. владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последней – фонематический анализ слов. По этой причине мы на нем остановимся.

Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определить следующее:

Какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

Сколько всего звуков в слове;

Какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.);

Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа», слышится перед М и какой после М).

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово , должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? » (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. (Напомним, что в процессе записи слова он как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав слова звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно, появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникает дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа- «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «конно»); добавление букв(таскали – «тасакали»);пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо , чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).

Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работа над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов , то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Выявление предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
У ребенка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

1. Узнавание звука на фоне слова.

Ребенок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-Роза? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно так же можно проверить и наличие в словах любого другого звука.

2. Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

а) где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?

б) где ты слышишь звук С в слов ЛЕС-С-С?

в) где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-Сна?

Но прежде чем предлагать ребенку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и конец, поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия , а значит, отвечают просто наугад.

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:

а) какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?

б) какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?

При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребенок на первых порах вместо звука может выделить целый слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же самое может наблюдаться и при попытке выделения гласного звука из конца слова (например, в слове ЛУНА последним «звуком» ребенок считает слог НА).Именно по этой причине и следует начинать с приведенных выше самых простых заданий.

Проверяется и состояние з в у к о в о г о с и н т е з а. С этой целью ребенку предлагается узнать слово по отдельным звукам, т. е. синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С? (Можно взять и любые другие слова).

Если ребенок 6-7 –летнего возраста окажется не в состоянии справится с приведенными здесь видами достаточно простых заданий, т.е. если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов , «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их как нерасчленимое целое, то это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого нами вида дисграфии. Такой ребенок не сможет в отведенные школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным фонематическим анализом слов и неизбежно будет страдать дисграфией на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка рассмотренные здесь простейшие виды звукового анализа слов, которыми он должен владеть в старшем дошкольном возрасте. То есть речь опять-таки идет о выравнивании «западающего звена», или об устранении уже имеющихся предпосылок дисграфии.

Для этой цели используются упражнения, подобные приведенные выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова , дать ему возможность внимательно вслушаться в отдельные составляющие слово звуки, выделить в нем хотя бы некоторые из них. Для максимального облегчения этой задачи выделяемые звуки, как это было выше, произносятся несколько утрированно. Систематически упражняя ребенка в выполнении тех трех типов заданий, с которыми он не справился при обследовании, постарайтесь добиться свободного выполнения каждого из них. Это позволит обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.

А далее самым первым шагом на пути к полному звуковому анализу слова может стать следующий. Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик «А-У!» в лесу. Каждый из звуков произносится длительно. Ребенок должен определить , какой из звуков он слышал первым, а какой – вторым. Если дошкольник справится с этой задачей, то звуки затем меняются местами (У-А!) и имитируют плач ребенка. Снова предлагается определить последовательность звуков. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (« эффект проговаривания»). Кроме того, можно предложить ему посмотреть на положение губ взрослого при произнесении одного и другого звука, то есть подключить и зрительный анализатор. В дальнейшем же нужно будет опираться только на слуховое восприятие и постепенно сокращать продолжительность звучания звуков.

Далее переходим к звуковому анализу обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС). В обратном слоге звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (типа ХА), поэтому ребенку их значительно легче расчленить. Он , какой звук слышится первым, а какой после него. При успешном выполнении этого задания можно попытаться предъявить для анализа и прямые слоги − ХА, СА, МА и другие, где на первом месте находится согласный звук. Каждый из звуков произносится несколько удлиненно. Ребенок также определяет их последовательность.

Предлагаются упражнения и на синтез слов из звуков, то есть на узнавание слов по отдельно предъявленным звукам, как это делалось в процессе обследования.

Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Ее предпосылки будут ликвидированы.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991г-224с.


  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.

  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

  4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

  5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997

Городской семинар-практикум учителей-логопедов.

Тема : «Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза» (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма - наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре.

В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., мы выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове.

Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук? (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук у.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:

  • умение слышать каждый отдельный звук в слове,
  • чётко отделять его от рядом стоящего,
  • знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. (слайд 2)

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова (слайд 3).

С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

С 6-ти лет:

  1. определить первый согласный звук в слове (дом, булка);
  2. определить последний звук в слове (сыр, дым, пух);
  3. определить согласный в середине (усы, ура, ива);
  4. определить последовательность звуков в слове (мак, ком);
  5. определить количество звуков в слове.

Полноценным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Фонематическая система включает (слайд 4):

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Фонематический анализ.
  4. Фонематический синтез.
  5. Фонематическое представление.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух включает:

  • способность слышать — есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие включает:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру.

Фонетический синтез — умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) выделение отдельных звуков;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:

  • словарным запасом
  • грамматическим строем
  • тормозит развитие связной речи
  • затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Этапы развития фонематического восприятия (слайд 10)

  1. развитие неречевого слуха.
  2. развитие речевого слуха.
  3. развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1. Развитие неречевого слуха. (слайд 11)

упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов;
  • звучащих предметов;
  • действий предметов.

2. Развитие речевого слуха.

  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем.

Фонематический анализ – (слайд 12)

  • умственные действия по анализу
  • звуковой структуры слова –
  • разложение его на последовательный
  • ряд звуков, подсчет их количества,
  • классификация.

Фонематический синтез –

  • умственные действия по синтезу
  • звуковой структуры слова –
  • слияние отдельных звуков в слоги,
  • а слоги в слова.

3. Формирование фонематического анализа и синтеза предусматривает (слайд 13) определенную последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

1. односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2. двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

3. двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

4. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

5. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

6. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

7. двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

8. трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:

  • с использованием различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
  • на речевое проговаривание (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза (слайд 16)

  • определение количества слогов в словах разной сложности;
  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  • творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Для обучения детей звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:

  • чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
  • чтобы этот звук находился в середине слова,
  • чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

5) определение второго звука в слове,придумывание с ним слов:

  • если в слове второй звук гласный,
  • если в слове второй звук согласный;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

8) придумывание слов из определённого количества звуков:

  • оканчивающихся на гласный звук (луна,окно,игры),
  • оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:

  • которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
  • которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
  • которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 «Мальвина»

Тема: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

средствами моделирования».

Учитель-логопед : Сероокая Галина Станиславовна

Сургут
Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………… 3

1.1. Фонематическая система русского языка………………………………………...5

1.2. Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе……………..9

1.3. Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………………13


Глава 2. Основные направления коррекционной работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР

2.1Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов19


Глава 3. Моделирование, как процесс формирования навыка фонемного анализа у детей с ФФНР. 3.1 Научное обоснование использования наглядного моделирования для оптимизации обучения и развития детей……………………………………………………29 3.2 Использование наглядного моделирования в процессе коррекционной работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза………………………..34

Глава 4. Методика проведения диагностических мероприятий.

4.1 Сущность педагогической диагностики………………………………………49 4.2 Содержание методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей с ФФНР…………………………………………………………………………51 4.3 Критерии оценки результатов……………………………………………………53


Глава 5. Технология работы………………………………………………………... 54
Глава 6. Взаимодействие с родителями………………………………………….. 60
Глава 7. Взаимодействие с педагогами…………………………………………… 64
Заключение…………………………………………………………………………... 68
Список литературы…………………………………………………………………. 71
Приложение…………………………………………………………………………. .73

1. Карточки домашних заданий

2. Перспективно - тематическое планирование

3. Анкеты для родителей

4. Консультация для родителей

5. Мастер - класс для родителей

6. Консультация для педагогов

Пояснительная записка

Выдающимися психологами установлено, что для дошкольника речь выступает прежде всего, как средство общения. «Слово и его звуковое строение, - писал Л.С. Выготский, - воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».

Для того, чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого дошкольника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей в современных условиях ролью фонематического анализа и синтеза как особого вида деятельности, который необходим для подготовки ребенка к овладению процессами чтения и письма и стимулирует развитие его интеллектуальной сферы.

В настоящее время обострились противоречия между нормативными требованиями подготовленности детей, поступающих в школу и реальным уровнем речевого развития довольно большой группы детей. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Данная категория детей составляет основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

В связи с этим, проблема формирования фонетико – фонематической системы у детей с ФФНР занимает важное место в современной логопедии.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы для логопедической практики и определил выбор темы: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста средствами моделирования в условиях логопедического пункта»

Целью данной работы является: «Систематизация способов и средств, для повышения эффективности коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников средствами моделирования, в условиях логопедического пункта».

Задачи:

1.Изучить научную литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные направления и этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

3. Определить содержание работы.

4. Разработать и апробировать перспективные планы по коррекционной работе с детьми ФФНР в условиях логопедического пункта.

5. Усовершенствовать знаково-символистическую систему (модели), с целью более эффективного развития навыков звукового анализа и синтеза.

6. Разработать картотеку индивидуальных домашних заданий по формированию звукового анализа и синтеза, для совместной работы родителей с детьми.

7. Ввести новую форму сотрудничества с родителями, используя компьютерные технологии.

8. Оценить эффективность проведенной работы.

Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР.
1.1. Фонематическая система русского языка.

Фонетика – это раздел языкознания, который изучает способы образования звуков речи и их изменения в речевом потоке. Функционирование звуков речи в языке исследует особый раздел фонетики – фонология.

Речевым потоком называется непрерывная линейная последовательность звуков, оформленная при помощи основных фонетических средств: звуки, ударение и интонация. В речевом потоке принято различать несколько единиц членения: фраза, синтагма или речевой такт, фонетическое слово, слог и конечно звук.

Фраза – это самая крупная единица членения речевого потока. Объём фразы может колебаться от одного слова до крупных речевых отрезков.

Синтагма – это интонационно не членимый смысловой отрезок речи. Объём синтагмы колеблется в пределах от одного до семи слов.

Фонетическое слово – это комплекс звуков, который объединяется одним ударением. В синтагме столько фонетических слов, сколько в ней ударений.

Слог – фонетическая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. При этом каждый слог содержит в себе гласный звук, потому что гласный звук является центром русского слога. Слог – это условие существования аллофонов (вариантов) фонем. Звуки, входящие в слог, характеризуются максимальной слитностью и взаимосвязанностью при произношении. В русской фонетической системе предпочтение отдаётся открытым слогам. На основании анализа экспериментальных данных, Л. В. Бондарко утверждает, что любые фразы произносятся человеком как последовательность открытых слогов.

И, наконец, звук – это наименьшая, далее не членимая единица речевого потока, который непосредственно со значением не связана (не значимая единица речевого потока). Звук может иметь то или иное значение, когда входит в различные звуковые последовательности (комплексы).

Гласные звуки образуются при участии голоса. Голос возникает в результате вибрации в гортани связок под воздействием воздушной струи. Эта воздушная струя свободно проходит по артикуляционному аппарату, а мускульное напряжение равномерно распределяется по всем речевым органам. В образовании гласных участвует ротовой резонатор и гласные получаются разными, потому что этот резонатор может изменять свою форму и величину отверстия.

Главное же при характеристике гласных – это положение языка (вертикально, горизонтально), так как именно благодаря этому и создаются разные гласные. Язык движется по горизонтали и в результате происходят изменения гласных по ряду. Одновременно язык движется в ротовой полости по вертикали и это создаёт противопоставление гласных по подъёму.


Ряд, подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

и

ы

у

Средний

э

о

Нижний

а

Все согласные противопоставляются всем гласным по 5 признакам:

1. локализованная напряжённость;

2. наличие преграды разной по месту и способу образования ;

3. воздушная струя разной степени;

5. участие в образовании согласных разных резонаторов.

В русском языке насчитывается 37 согласных фонем, которые противопоставляются по 5-ти дифференцированным признакам:

1. место образования

2. способ образования

3. звонкость и глухость

4. твёрдость и мягкость

5. деление согласных на шумные и сонорные
Фонетико-фонематическая система человека является основным образованием инструментального уровня речевой функции. Это – система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определённой языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.

Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Это тонкий систематизирующий слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки (А. Р. Лурия).

Фонематическое восприятие – это процесс восприятия на слух определённых фонем не зависимо от позиционных признаков. Его физиологической основой являются сложные, условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления – это звуковые образцы фонем, воспринятых ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологической основой является результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – это мысленный процесс разложения целого на составляющие части: предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения частей в целое, процесс противоположный анализу, но тесно с ним взаимосвязанный и неотделимый от анализа.

Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. В. К. Орфинская относила к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, то есть распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове.

По данным В. К. Орфинской, в начальной и конечной позиции гласные выделяются легче, чем согласные. Среди гласных легче выделяются ударные гласные, чем безударные. Щелевые согласные легче выделяются, чем смычные. Смычные согласные легче выделяются в конечной позиции, а щелевые – в начальной. Твёрдые согласные легче выделяются, чем мягкие. Наибольшую трудность составляет выделение безударных гласных среди согласных, так как в такой позиции редуцированный гласный воспринимается как призвук предыдущего согласного.

Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем.

1.2. Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе.

Развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний.

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем.

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова - квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой.

Наталья Горячева

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

Узнавание неречевых звуков.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов.

Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

На первом этапе

учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это?»

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

На втором этапе

учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно).

Пример: игра «Кто позвал?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.

На третьем этапе

учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова - квазиамонимы).

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

На четвертом этапе

обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

Оборудование: мяч.

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…


Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие фонематического синтеза

Развитие фонематических представлений

Дидактическая игра «Рыбаки».

Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>.

Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.



Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л" >.

Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л" >.




Дидактическая игра «Чебурашка».

Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.


Дидактическая игра «Собери картинки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.


Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».

Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.


Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: Развитие фонематического анализа (количественного).

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.


Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.


Дидактическая игра «Поезд».

Цель: Обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.


Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: мяч.

Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком (< с > в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

Литература:

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство “Союз”, 2000.

2. Пенинг М. Г. ,Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - ЧАССР, 1970.

3. Дурова Н. В. Фонематика М. Мозаика-Синтез. 1999.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. ,1985.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М. :” Издательство ГНОМид ”, 2000.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, 1994.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. к спецкурсу. – СПб. : Образование. 1994.

8. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми М. : - Пр. 1973.