«Хорватский сценарий» деоккупации для Донбасса: пример для подражания или опасность для Украины? Что ждёт Донбасс, если Украина повторит «хорватский сценарий Хорватский сценарий 1991 1995.

" в Украине вызывает больше вопросов, чем ответов, по целому ряду причин. Видеть в нем оптимальный путь для реинтеграции Донбасса способны то ли отъявленные "ястребы", то ли теоретики, искренне убежденные в том, что сценарий "хорватский" лучше "боснийского". Или же люди, не обремененные знаниями о том, что творится вне их кабинетов, тем более на далеких от нас Западных Балканах.

Тема применения опыта Загреба в восстановлении контроля над территориями, контроль над которыми был временно утрачен вследствие гражданского конфликта — "хорватский сценарий", — в Украине время от времени возвращается в круг приоритетов общественного обсуждения. Случайно ли или по чьей-то воле — это в данном случае вопрос третий. Гораздо важнее, что с каждым новым ее явлением народу хорватский опыт в украинской интерпретации приобретает все более и более привлекательный облик, со все большей очевидностью претендуя на безальтернативность.

В хорватскую "ловушку" умудрился угодить премьер-министр Владимир Гройсман , вдруг возомнивший себя крупным стратегом и ни к селу ни к городу взявшийся рассуждать о "хорватском опыте". Означает ли этот факт, что премьер окончательно определился, с кем ему строить политическую карьеру дальше, примкнув к "партии войны"? Пожалуй, нет. Злую шутку сыграла некомпетентность кого-то из его помощников. Как иначе объяснить слова премьера о том, что в 1990-е годы Хорватия потеряла часть своей территории, якобы, из-за "кровопролитной войны, развязанной Слободаном Милошевичем"? Степень их соответствия реальному ходу событий на Балканах после распада Югославии столь ничтожна, что комментированию они не подлежат. Комментарии стоило бы начинать с краткого курса ликвидации безграмотности. А это — дело хлопотное и малополезное.

Для Украины "хорватский сценарий" категорически неприемлем по одной простой причине: такой вариант восстановления контроля над неподконтрольными территориями предполагает не мир, а войну, причем гражданскую . Одного этого должно было бы быть более чем достаточно, чтобы наши чиновники забыли об "опыте Хорватии" раз и навсегда.

Сущность "хорватского сценария" состоит в возвращении контроля над мятежными территориями силовыми методами, путем проведения полномасштабной военной операции против части собственных граждан. Операция влечет за собой многочисленные жертвы среди мирного населения, сопровождаясь массовым исходом жителей из мест их традиционного компактного проживания. Контроль восстанавливается над опустевшими от людей районами, иначе говоря, именно над территорией . В ходе реализации "хорватского сценария" в Хорватии погибло или пропало без вести около 10 000 человек, в основном мирного населения, ушло из страны почти 250 000. Ушло бы больше, но в самопровозглашенной Республике Сербская Краина, против которой проводилась операция, больше не проживало. Об этой стороне цены "хорватского сценария" у нас сегодня упоминать не принято. А ведь приведенные цифры и другие факты указывают на то, что случай, о котором идет речь, несет в себе отчетливые следы действий, трактуемых в международном праве как преступление против человечности.

Запад в лице как Соединенных Штатов, так и Европейского Союза на "сценарий" Загреба предпочел закрыть глаза, сделав вид, что ничего ни особенного, ни тем более страшного не произошло. Тем не менее уже несколько лет спустя Европа начала оказывать на Загреб давление, требуя принятия мер для обеспечения возможности возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания, а также для возмещения им государством убытков, связанных с временным отсутствием и утратой или повреждением недвижимого имущества. Процесс возвращения идет вяло, однако каждому новому правительству Хорватии тема неизменно добавляет проблем и в социально-экономической сфере, и в диалоге с Брюсселем.

Для воплощения в жизнь того варианта действий, который был применен в Хорватии в 1995 году, необходимы несколько предварительных условий. Первое из них — достижение решающего военного преимущества над противником за счет значительного усиления боеспособности своей армии. Именно этот пункт плана реинтеграции Донбасса, основанного на "хорватском сценарии", более всего, видимо, привлекает кое-кого из власти. Логика тут проста как мир. Усиление боеспособности армии предполагает увеличение финансирования. Оно, в свою очередь, позволяет "осваивать" бюджет с еще большей пользой для своего кармана, чем это делается в настоящее время. Очередной пример коррупции под видом патриотизма.

Любое военное преимущество в современном мире невозможно реализовать без соответствующего информационно-пропагандистского обеспечения. В наших же, как, впрочем, и в хорватских, условиях — еще и без одобрения со стороны сильных мира сего. Хорваты такое одобрение, пусть только молчаливое, получили, удастся ли получить его Украине, это — большой вопрос. Времена сейчас несколько иные, чем были в 1990-е годы, расстановка сил в системе международных отношений — тоже другая. Региональную специфику Балкан и Восточной Европы нельзя сбрасывать со счетов. Да и фактор России нельзя ни в коем случае не принимать в расчет.

В связи с последним из перечисленных обстоятельств появляется еще один дополнительный аргумент против ориентации Киева на "хорватский сценарий" для Донбасса. О нем, кстати, завуалировано говорит и Гройсман, уточняя, что "опыт Хорватии" можно начинать применять в Украине только после того, как украинская сторона восстановит контроль над донбасским участком украинско-российской государственной границы. Разорвать в клочья "хорватских" сербов Загребу удалось исключительно потому, что тех оставили без помощи и поддержки их союзники: сербы "боснийские" и Белград. Запад настоятельно "посоветовал" тем и другим поступить так, а не иначе, вот у Караджича и Милошевича и не осталось другого выхода, кроме как подчиниться. Рассчитывать на то, что Россия не станет помогать ДНР-ЛНР, если Александр Турчинов с Арсеном Аваковым начнут массированное наступление на их территорию, в настоящий момент вряд ли приходится. Никакие "советы" Запада Москве в лучшую для Киева сторону ситуацию не изменят. Наступление же на Донбасс с риском получить ответ не только от ополченцев, но и от армии РФ, выглядит чистейшей воды безумием.

…Когда Гройсман судит о "хорватском сценарии" он — по незнанию, непозволительному для него как для главы правительства, — играет с огнем, вызывая бурю, причем, вполне вероятно, на свою же собственную голову. О "хорватском сценарии" в его военном проявлении у нас пишут, а проявление антикоррупционное остается неизвестным. У хорватов же в этом плане есть чему поучиться.

В Хорватии несколько лет назад был обвинен в коррупции один из ведущих политиков и государственных деятелей Иво Санадер, с 2003 г. бывший коллегой Гройсмана. Летом 2009 г. он неожиданно для всех и в стране, и за ее пределами объявил о добровольном уходе в отставку, а в декабре 2010-го был арестован в Зальцбурге, поскольку находился в международном розыске по обвинению в коррупции. Санадер предстал перед судом и был осужден на десять лет тюремного заключения. Такой бы "хорватский сценарий" да нам, а?! Если бы, конечно, наши антикоррупционные органы изловчились обосновать, что этого требует действующее законодательство.

События на Донбассе для многих стали параллелью с Сербской Краиной, существовавшей в 1991-1995 годах как ответ сербов на хорватский сепаратизм и радикальный национализм. Историки, политологи, политики - все они регулярно видят аналогии в событиях на Балканах и на Донбассе. И если в России все это озвучивается с позиции сравнения двойных стандартов западных стран и властей Хорватии и Украины, то на самой Украине первые лица государства предпочитают призывать использовать опыт режима хорватского президента Франьо Туджмана, известного сербофоба и сторонника крайнего национализма.

Одним из таких первых лиц стал руководитель фракции «Блока Петра Порошенко» в парламенте Украины Юрий Васильевич Луценко, написавший на своей странице в Facebook в сентябре 2014 года: «Примером может служить Хорватия. После взятия югославской армией Вуковара (…) хорваты вынуждены были согласиться на существование Сербской Краины. Три года они не просто терпели, а развивали экономику и армию. А затем за часы танковой атакой смели сепаратистов со своей земли».

Ярчайшее подтверждение двойных стандартов. То есть отделившаяся от Югославии Хорватия - это не сепаратисты, это нормально. А краинские сербы, составлявшие большинство в ряде районов современной Хорватии и не пожелавшие быть людьми второго сорта в управляемой радикальными националистами стране, - это сепаратисты. Что ж, оставим высказывание на совести его автора. Между тем господин Луценко, по-видимому, слабо представляет, чем же сопровождалась «танковая атака» и что принесла жителям Краины.

Наверное, узнав о бомбардировках колонн беженцев, расстрелах инвалидов, сожжении целых населенных пунктов, господин Луценко будет утверждать, что «пiдроздилы» ВСУ не такие, они-то «освободители», а освободители не используют тактику выжженной земли. Однако опыт межнациональных конфликтов как стран бывшей Югославии, так и бывшего СССР, не позволяет надеяться на отсутствие гражданских жертв в случае очередного наступления украинских формирований.

Луценко, другие украинские политики, многочисленные украинские пользователи социальных сетей и блогов призывают использовать хорватский опыт и повторить хорватское наступление августа 1995 года. Рассмотрим подробнее, каким оно было.

В рамках данного текста мы не станем рассматривать военные аспекты хорватских операций. Их детально изучили сербские исследователи Коста Новакович и Милисав Секулич, хорватский военный историк Давор Марьян, российский историк-балканист Елена Гуськова, военный эксперт ЦРУ Дэвид Исби. Нами акцент сделан на военных преступлениях и действиях хорватских войск по отношению к мирному населению.

В первую очередь отметим, что основная часть Сербской Краины была ликвидирована в ходе двух операций, а не одной. Первая операция под названием «Молния» проходила с 1 по 3 мая, когда хорватские войска атаковали сербский эсклав в Западной Славонии (Сербская Краина состояла из трех эсклавов - Книнской Краины, Западной Славонии и Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема). Сербский 18-й корпус, бывший в 5 раз меньше хорватской группировки, не смог защитить Западную Славонию. 18 тысяч гражданских сербов бежали от хорватских войск. Колонны беженцев обстреливались хорватской артиллерией. Несколько раз по ним нанесла удары авиация ВВС Хорватии. Самым кровавым инцидентом стала атака 265-й роты спецназа на колонну беженцев в селе Нови-Варош 2 мая 1995 года. Гражданских сербов расстреливали с дистанции 50 метров, а затем навели удар артиллерии.

Нужно отметить, что в Западной Славонии располагались миротворческие батальоны ООН. Однако они беспрепятственно пропустили наступавшие подразделения ВС Хорватии и спецназа МВД. Уцелевший при обстрелах колонн беженцев гражданский полицейский из сил ООН швед Ханс Андерс Ярвестам позднее вспоминал: «По дороге к Новске видели ужасные сцены, самое маленькое - 50 трупов вдоль пути. Были это и сербские военные, и гражданские. Многие дома были уничтожены».

В октябре 1995 года западные гуманитарные организации насчитали в захваченной хорватами Западной Славонии всего 800 сербов, преимущественно стариков.

Воодушевленные успешной операцией хорватские власти решились атаковать основную часть Сербской Краины. Была проведена мобилизация войск, численность группировки, готовившей наступление составила порядка 150 тысяч человек. Помимо собственно хорватских подразделений, в тыл Сербской Краине должны были ударить 5-й корпус армии боснийских мусульман и формирования боснийских хорватов. В то же время численность сербских войск в основной части Краины составляла только 27 000 бойцов.

Операция «Буря», ставшая самой масштабной военной операцией в Европе после Второй мировой войны, началась рано утром 4 августа и продолжалась до 10 августа. Беженцами стали 230 000 сербов, около 2000 были убиты либо пропали без вести. Как и в ходе «Молнии», колонны беженцев подвергались обстрелам артиллерии и ударам авиации. На дорогах остались сотни сгоревших остовов автомобилей, десятки трупов гражданских.

Как утверждает хорватский историк Давор Марьян, перед началом операции в войсках были распространены положения Женевской конвенции. Однако, как показали дальнейшие события, военнослужащие ВС Хорватии не уделили им должного внимания.

На протяжении всей операции хорватская артиллерия «работала по площадям». Только на столицу Краины Книн было выпущено по разным оценкам от 3000 до 5000 снарядов и ракет. Обстрелам подвергались все более-менее крупные населенные пункты.

Подавляющее большинство населения РСК бежало перед приближением противника. Оставались либо те, кто не мог уехать, либо инвалиды и старики.

По данным Human rights watch, были убиты 150 оставшихся сербов, ещё 110 пропали без вести, хотя хорватские власти во время проведения операции гарантировали безопасность сербам, решившим остаться в своих домах.

Хорватскими солдатами сжигались отдельные дома и целые села. По данным историка Института славяноведения РАН Елены Гуськовой, делалось это с одобрения хорватских властей. Поджоги оставленных сербами домов зафиксировали и наблюдатели из ООН. После операции были практически полностью уничтожены такие населённые пункты как Кистанье, Джеврске, Врбник, Голубич, Биовичино-Село, Отрич и Срб. Посол США в Хорватии Питер Гэлбрейт после операции сообщил, что видел систематическое уничтожение сербских домов и убийство оставшихся гражданских лиц на территориях, которые перешли под контроль хорватской армии.

8 августа, во время боев за город Двор-на-Уни, группа хорватских бойцов зашла в здание местной школы, где находились 9 эвакуируемых пациентов психиатрической больницы из Петриньи и пожилых людей из дома престарелых. На тот момент в школе оставались те, кто не мог передвигаться самостоятельно и за кем не пришел никто из родственников. Хорватских «освободителей» не смутили возраст и состояние здоровья оставшихся в школе людей. Их всех построили в ряд и расстреляли в упор. Свидетелями преступления стали 200 солдат из датского миротворческого батальона, однако, по их воспоминаниям, командование в лице майора Йоргена Колда запретило им какое-либо вмешательство.

25 августа спецназ МВД Хорватии вел зачистку территории в районе хутора Грубори неподалеку от Книна. Из-за многочисленных преступлений со стороны хорватских солдат, имевших место в остальной Краине, миротворцы UNPROFOR предложили оставшимся в Груборах жителям (в основном пожилого возраста) отъезд в Союзную Республику Югославию. Для регистрации на перевоз семеро жителей отправились в соседнее село, а шестеро остались в Груборах. Когда хорватский спецназ вошел в хутор, его бойцы перебили всех оставшихся жителей и сожгли часть домов. Самому молодому из убитых был 41 год. Самой старой жертве было 90 лет.

Серб Илия Бабич (1931 г.р.), давший показания для Международного суда правды, так вспоминал о событиях во время «Бури» и после нее: «После обеда в воскресенье 6 августа я заметил, как хорватская армия идет к нашему селу со стороны Книна и увидел дым и пожар в той стороне… В понедельник 7 августа поутру ко мне пришла Каназир Манда и сказала, что Бабич Ружа и еще кто-то убиты в моем магазине, а тела сожжены. Когда я пришел в центр села, сразу увидел тело Бабич Ружи и тело Станы Сучевич. В своем магазине я увидел сожженные тела, и тогда не знал, сколько было погибших ».

По данным Международного Красного креста, в октябре 1995 года не занятых хорватской армией территориях осталось только около 5 тысяч человек.

Москва выдвигает новые миротворческие инициативы, Киев готовится к войне

Пожалуй, все наблюдатели сочли беспрецедентным недавнее высказывание Владимира Путина, вернувшее в политическую повестку мирного урегулирования в Донбассе тему миротворцев, однако у каждого возникло свое понимание услышанного.

Ирина Алкснис на ресурсе «Взгляд» пишет: «Путин поддержал идею миротворческой миссии в Донбассе. Однако инициатива российского президента вызвала весьма негативную реакцию Киева - и вполне закономерно. Шансы на реализацию данного предложения крайне невелики, поскольку дело там совсем в ином».

Аналитик напоминает, что в конце августа эту тему вновь начал активно нагнетать Киев. Пункт о введении миротворцев есть и в готовящемся к принятию Верховной Радой законе «о реинтеграции Донбасса». Сообщалось также, что Порошенко выступит с этой «голубокасочной миротворческой инициативой» в сентябре на Генеральной ассамблее ООН. Порошенко же в августе обвинил Россию в препятствовании данной идее.

Но прозвучали упреждающие слова из уст Владимира Путина, который, как мы помним, и прежде выражал поддержку этой инициативе. Теперь он публично дал поручение главе российского МИДа подготовить соответствующую резолюцию для Совбеза ООН, и стремительно, через несколько часов, проект резолюции был туда направлен.

Киев выступил с возражениями, хотя, казалось бы, Путин просит от Совбеза ООН того же, чего хочет украинское руководство.

И. Алкснис комментирует: «В данный момент ситуация в Донбассе заморожена. Вина за это лежит на Киеве, который должен выполнить ряд обязательств по Минским соглашениям, однако по существу не может этого сделать. В результате украинскими властями изыскиваются варианты, позволяющие так или иначе обойти Минские соглашения. В первую очередь это касается восстановления Киевом контроля над границей, что, по известному выражению Ангелы Меркель, должно произойти “в конце процесса” (после выполнения Киевом всех обязательств по Минским соглашениям). Ввод миротворцев в Донбасс нескрываемо планируется украинскими властями как вариант решения данной проблемы в обход Минских договоренностей. Неслучайно, по расчетам Киева, миссия должна быть расположена по всей территории Донецкой и Луганской областей, в “серой зоне”, а также на границе Украины и России. Фактически это воспроизведение плана миротворческих миссий ООН на территории бывшей Югославии, с помощью которых Запад осуществил свои планы в отношении этого региона».

Однако В. Путин, поддержав идею ввода миротворцев, наполнил ее совсем иным содержанием: миссия должна быть расположена исключительно по линии разграничения сторон (а не по бывшей украино-российской границе!), и заниматься строго охраной сотрудников ОБСЕ. Тем самым, поясняет обозреватель, полностью выхолащивается план Киева о возвращении с помощью миротворческих сил своего контроля сначала над границей, а затем - военной силой - и над мятежными республиками.

Глава ДНР Александр Захарченко, в свою очередь, подтвердил готовность рассмотреть инициативу президента Российской Федерации.

МИД Украины тут же выдал список своих требований к возможной миротворческой миссии (от «выведения оккупационных войск» до игнорирования мнения республик по данному вопросу), и стало понятно, что предложение Москвы для киевской хунты неприемлемо.

В самом деле, Москва, имеющая более внятный статус, авторитет и влияние в ООН, перехватывает инициативу у Киева по вопросу миротворческой операции в Донбассе. И это понятно, в том числе, украинским экспертам.

Показательно, что предложение В. Путина было моментально поддержано уставшей от Украины Европой, и первым высказался глава МИДа Германии Зигмар Габриэль, который чуть ли не радостно намекнул на возможность снятия антироссийских санкций в этом случае. Что и говорить, увязшим в украинском конфликте европейским инициаторам киевского госпереворота-2014 и получившим в ответ на антироссийские санкции неприятную, чувствительную «обратку», хочется побыстрей все уладить, спихнуть, забыть как страшный сон и восстановить сотрудничество с РФ.

Политологи с высокой степенью вероятности допускают, что история закончится ничем, поскольку Москва не допустит реализации киевского плана, а проект российской резолюции, скорее всего, в Совбезе ООН будет провален США. Правда, постпред Украины в ООН беспрецедентно заявил о готовности работать над проектом, предложенным РФ.

В целом, безусловно, это интересный ход Кремля: реально развести военных и лишить Киев аргументов в неисполнении политический части минских соглашений.

Если будет выдан на миротворческую инициативу мандат ООН, то «Минск-2» встанет перед руководством Украины в полный рост.

И в случае отказа или невозможности хунтой выполнять минские соглашения, возникнет уже совсем новая политическая коллизия, с очевидным виновником саботажа соглашений и резолюции ООН.

Словно синхронизируясь с новыми политическими ветрами, парламентская фракция Верховной Рады «Оппозиционный блок» в лице заместителя главы фракции Левочкина заявила, что поддержит инициативу о введении миротворцев ООН в Донбасс, даже если они будут работать на линии разграничения. Непотопляемый пан Левочкин, в свое время предавший президента Януковича и подведший его под государственный переворот, сказал красиво и безупречно: «Корень в слове миротворцы - мир. Если любая мирная инициатива сейчас возможна, и она поддерживается в “Нормандском формате” или в формате Организации Объединенных Наций, - все это продвигает Украину на пути к миру. Безусловно, это нужно поддерживать, а потом уже считать, кто в каком углу должен стоять с оружием». И на голубом глазу призвал украинских политиков воздержаться от спекуляций на данной теме.

Наблюдатели напоминают, что миссия ОБСЕ регулярно подвергается атакам со стороны ВСУ. Наиболее вопиющий случай произошел 23 апреля. В районе села Пришиб подорвался автомобиль ОБСЕ, в результате чего один человек погиб и двое поучили ранения. Погибшим оказался гражданин США, который работал по контракту с ОБСЕ как представитель медицинской компании. Замглавы ОБСЕ Хуг назвал подрыв машины СММ ОБСЕ намеренным. Кроме того, ОБСЕ призвала Киев расследовать гибель работника СММ в Донбассе. А уже 25 апреля наблюдатели ОБСЕ подверглись нападению со стороны пьяных украинских боевиков. 29 апреля в ЛНР был обстрелян патруль ОБСЕ, сообщалось о взрыве рядом с представителями миссии.

Политолог Владимир Корнилов убежден, что озвученная В. Путиным инициатива по введению миротворцев ООН на линию соприкосновения в Донбассе вряд ли будет приемлема для украинского националистического режима, мечтающего о полной зачистке ЛДНР.

Поскольку подразумевается, что эта миссия будет состоять из миротворцев России.

И, кстати, в подтверждение этого недвусмысленно высказался лидер РФ Леонид Калашников, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, заявив, что российские миротворцы обязательно должны войти в состав миссии ООН в Донбассе в случае принятия решения о ее формировании.

Политолог Александр Асафов в комментарии каналу «Царьград» высказал соображение, что инициатива президента России вряд ли будет позитивно проголосована в Совете Безопасности ООН, поскольку, скорее всего, будет блокирована Украиной и ее союзниками. Хотя, по словам политолога, идеальной ситуацией было бы участие в урегулировании конфликта именно российских миротворцев, имеющих немалый опыт такого рода.

Киевский публицист Мирослава Бердник написала в Фейсбуке о намерениях украинского руководства: «АТО хотят превратить в ОПО - “операцию по обороне Украины”.

Действительно, какие бы планы ни вынашивал Киев в отношении Донбасса, ясно одно - мирными они быть не могут по определению. Так почему бы среди различных кровавых “сценариев” не воспользоваться уже опробованным другими американскими марионетками - на Балканах?! - задается вопросом обозреватель сайта «Фонд стратегической культуры» в публикации «Безумцы в Киеве планируют “хорватский сценарий”» для Донбасса».

Он обращает внимание, что в Москве встревожены намерением Киева признать «допустимость силовых сценариев» для «реинтеграции» Донбасса. Речь идет о так называемом хорватском сценарии, который занимает умы представителей украинской власти уже не первый год.

Часть Донбасса, неподконтрольная украинскому правительству, рисуется деятелям киевского режима чем-то вроде Сербской Краины, а Украина - Хорватией.

«В конце августа в украинской столице прошла встреча, на которую прибыла хорватская делегация: бывший министр юстиции Весна Шкаре-Ожболт (которая в 1990-х принимала участие в “реинтеграции” Подунавья), бывший заместитель министра внутренних дел Йошка Морич и бывший председатель правительственного комитета по вопросам перемещенных лиц и беженцев Ловре Пейкович, - пишет эксперт, приводя слова посла Республики Хорватия Томислава Видошевича, который также «посетил украинско-хорватское мероприятие по обмену опытом геноцида». «По опыту моих визитов в Донецкую и Луганскую области, можно судить насколько эти процессы в наших странах подобные», - заявил посол.

Встреча проводилась в формате конференции «Хорватский опыт мирной реинтеграции неподконтрольных территорий». Подлог заключается в эпитете «мирной», поскольку многие хорошо помнят итоги операций «Блеск» (1 мая 1995 г.) и «Буря» (4–6 августа 1995 г.), ставившие целью «реинтегрировать» в Хорватию территории Республики Сербская Краина (РСК), «освобожденные» от сербов.

ФСК приводит цитату из статьи «Хорватский сценарий для Донбасса? Исключено» доктора исторических наук руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елены Гуськовой: «Уже к концу дня 2 мая сопротивление сербов было локализовано, а население, попавшее в окружение, истреблено хорватскими солдатами. Были уничтожены более 9 тыс. домов, разрушены все православные церкви. В Пакраце, например, хорваты убивали всех оставшихся в городе мирных жителей, трупы сжигали, женщин и детей уводили в неизвестном направлении. По разным данным, в городе погибло от 2 до 5 тыс. человек. Наблюдателям ООН удалось зафиксировать, что из Пакраца вывезли в неизвестном направлении 15 автобусов с гражданскими лицами, о судьбе которых оставалось только гадать».

А хорваты на Украине продолжают востребовано вещать. «Мы представили наш опыт проведения демилитаризации района, создания временной полиции, применения амнистии, проведения местных выборов, говоря вкратце - установления нормальной жизни», - отметила г-жа Шкаре-Ожболт, выразив украинскому изданию «Европейская правда» уверенность, что хорватский опыт можно применить на Украине. Ничуть не стесняясь, хорватка озвучивает чистую правду, открывая лицо не только хорватского фашизма, а, по сути, утверждая, что за ним стоит «международное сообщество», которое «присутствовало во всем, что мы делали». По ее словам, Запад не был против проведения военных операций хорватской армии в РСК. «Я лично участвовала в переговорах в Женеве с представителями Республики Сербская Краина. На той встрече я требовала от них четкого ответа на вопрос, хотят ли они вернуться в Хорватию. Они сказали «нет», и именно после этого мы начали операцию. Международное сообщество понимало, что мы это сделаем, лично мне они говорили: “Мы знаем, что вы готовите военную операцию”», - рассказала Шкаре-Ожболт.

Потому трудно не согласиться с теми, кто уверен: Киев хочет осуществить то же самое - сделать территории Донбасса «украинскими или безлюдными».

МИД РФ сразу среагировал на такого рода «помощь» со стороны хорватов: «Немалую тревогу вызывает то, что в Киеве с готовностью подхватывают подобные сигналы, демонстративно игнорируя собственные четко прописанные обязательства в рамках минского «Комплекса мер».

Упоминания о каких бы то ни было «силовых сценариях» применительно к Донбассу выглядят особенно ущербно и аморально сейчас, в первые дни подтвержденного в «нормандском формате» «школьного перемирия».

Руководствуясь стремлением к развитию дружественных отношений с Хорватией, призываем Загреб использовать все возможности для поощрения Киева к последовательному и неукоснительному выполнению Минских договоренностей в интересах скорейшего урегулирования внутриукраинского кризиса мирным путем, обеспечения устойчивой стабилизации обстановки на юго-востоке Украины».

Тем временем, в Хорватии считают, что консультации Загреба и Киева «не выходят за рамки минского процесса и не имеют никакой скрытой повестки». Госсекретарь МИД Хорватии Здравка Бушич сообщила: «К хорватской модели мирной реинтеграции Придунайского района проявляет большой интерес ООН в контексте решения проблем от Грузии до Сирии».

Такого рода украино-хорватские контакты начались год назад, осенью 2016 г., и уже неоднократно хорватские делегации посещали Украину.

Есть все основания полагать, что Киев готовится к военной операции, подобной хорватской «Буре», которой миротворческая миссия ООН ничуть не помешала.

Сообщается, что министр по вопросам временно оккупированных территорий Украины Вадим Черныш говорит о полной поддержке со стороны Хорватии «в вопросах обмена опытом по урегулированию конфликта в Донбассе», что Украина «использует хорватский опыт в части реинтеграции оккупированных территорий».

Обозреватель ФСК подчеркивает, что немногие на Украине обратили внимание на слова Шкаре-Ожболт: «Когда мы проводили операцию «Буря», то речь шла о территории на юге страны, не граничившей с Сербией, а вот на востоке Хорватии такая граница была. Если бы мы начали военную операцию на востоке, это была бы масштабная война с гораздо большими потерями». Эта война принесла бы Хорватии намного больше проблем», и отмечает, что Украина же рвется применить «хорватский сценарий» к территории, прилегающей к российской границе.

«В Киеве уверены, - заключает эксперт ФСК, - что опыт Хорватии можно натянуть на Украину: только сначала нужно поставить вдоль линии разграничения миротворцев в голубых касках, которые в день нападения на ДНР и ЛНР расступятся перед украинской армией, которая по-хорватски примется жечь дома и церкви и убивать мирных жителей Донбасса на победном пути к Донецку и Луганску. Тысячи смертей и сотни тысяч беженцев (как это было в Сербской Краине) для украинского руководства – вполне приемлемая цена за безлюдные, но зато украинские территории».

В завершение приведем слова Е. Гуськовой: «Если сегодня кто-то на Украине, глядя на результаты хорватских операций “Блеск” и “Буря”, когда земли, очищенные от сербов, вернулись в состав Хорватии, подумывает о том, чтобы повторить подобное с Донбассом, то ему надо протрезветь. За двадцать лет мир очень изменился».

Ну что ж, для начала ждем реакции Совбеза ООН на новую миротворческую донбасскую инициативу, выдвинутую Владимиром Путиным.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Хорватский сценарий" освобождения Донбасса - это словосочетание, которое в последнее время стали использовать политики и эксперты, когда речь заходит об урегулировании конфликта на востоке Украины.

Об этом сценарии активнее начали говорить после того, как секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов на прошлой неделе заявил о необходимости завершить АТО и перейти к новому формату защиты от гибридной войны.

Рабочая группа, куда входят депутаты парламента, эксперты, сотрудники Совета нацбезопасности и обороны, продолжает работать над законопроектом, который может быть рассмотрен до конца летней сессии Верховной рады.

  • Реинтеграция Донбасса: почему об этом заговорили сейчас?

Первый вице-спикер парламента и представитель Украины в контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко уверяет, что этот проект предусматривает невоенный путь прекращения войны.

"Важно: Украина остается приверженной политико-дипломатическому пути урегулирования войны на Донбассе, инспирированной РФ, при этом мы боремся за деоккупацию и возвращение территорий. Именно это и является философией законопроекта", - написала она на своей странице в Facebook.

В то же время "хорватский сценарий" имеет сторонников - прежде всего, на бытовом уровне, хотя целесообразность военной операции вместо АТО поддерживают и некоторые военные и эксперты.

"Буря" после провала мирного плана

4 августа 1995 года хорватская армия начала операцию "Буря"», которая продолжалась несколько дней и завершилась ликвидацией самопровозглашенной Республики Сербская Краина.

Всего за 84 часа был восстановлен хорватский конституционно-правовой порядок на всех захваченных сербскими сепаратистами территориях, кроме Восточной Славонии.

В операции участвовало около 200 тысяч хорватских военных.

Хорватский сценарий означал бы полный и безоговорочный вывод российских военных и наемников с Донбасса Дмитрий Тымчук, военный эксперт, депутат ВРУ

В канун наступления президент Хорватии Франьо Туджман выступил со специальным заявлением, в котором подчеркнул, что попытки мирного разрешения конфликта провалились, поэтому для восстановления суверенитета Хорватия вынуждена начать военные действия.

Депутат парламента и военный эксперт Дмитрий Тымчук убежден, что украинская власть должна реализовывать "хорватский сценарий" на Донбассе по нескольким причинам.

"Он означал бы полный и безоговорочный вывод российских военных и наемников с Донбасса и прекращение снабжения двух армейских корпусов, воюющих на Донбассе против украинской армии. Это означало бы фактическое прекращение деятельности российско-террористических войск как целостной структуры и превращение их на Донбассе в разрозненные группки местных мародеров", - написал Дмитрий Тымчук в Facebook.

Он утверждает, что военную операцию поддерживают многие жители Донбасса, которые хотят скорейшего прекращения войны.

Правообладатель иллюстрации UNIAN

Угрозы и последствия

Военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец считает, что военная операция на Донбассе невозможна по нескольким причинам.

Он говорит, что Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины изучал такой сценарий и пришел к выводу о серьезных угрозах в случае его реализации.

"Количество жертв в случае проведения военной операции может измеряться десятками тысяч. Сегодня соотношение между украинскими военными и вооруженными сепаратистами составляет примерно 1:1. Для осуществления военной операции необходимо соотношение 1:3 в пользу украинских войск. Цена может быть очень высокой", - сказал Сергей Згурец в комментарии Украинской службе Би-би-си.

Число жертв в случае проведения военной операции может измеряться десятками тысяч Сергей Згурец, военный эксперт

Он также утверждает, что на сегодня "в результате передислокации некоторые военные подразделения РФ стоят на расстоянии менее 100 км от украинской границы".

"Это позволяет сепаратистам рассчитывать на военную поддержку с территории России. Можно предположить, что когда украинская армия дойдет до границы, могут случиться провокации, которые позволят России применить оружие со своей территории", - сказал военный эксперт.

Это, отмечает Сергей Згурец, принципиальное отличие от ситуации в 1995 году в Сербской Краине, которая не могла рассчитывать на поддержку Сербии, поскольку была отделена от нее сотнями километров боснийской территории. Кроме того, хорватская армия имела значительное военное превосходство над самопровозглашенной республикой.

Хорватский военный опыт изучал Национальный институт стратегических исследований (НИСИ) при президенте Украины и изложил свои взгляды в аналитическом докладе "Донбасс и Крым: цена возвращения".

Эксперты называли как положительные, так и отрицательные последствия "хорватского сценария".

Плюсы

  • Восстановление территориальной целостности Украины и победа в войне
  • Большие шансы привлечь к ответственности виновных в государственной измене, коллаборационизме и терроризме
  • Возможность навязывать свои условия местной и региональной элите
Правообладатель иллюстрации UNIAN

Минусы

  • Значительные человеческие жертвы
  • Рост расходов на армию, население региона и восстановление его инфраструктуры после разрушений
  • Ухудшение отношения к украинской власти значительной части жителей региона
  • Дальнейшее ухудшение отношений с Россией, а также Евросоюзом, который предпочитает политико-дипломатические пути решения конфликта

При этом эксперты института считают приемлемым для Украины так называемый "немецкий сценарий".

Речь идет о воссоединении, подобном объединению Восточной и Западной Германии в 1990 году. Сценарий предусматривает добровольную реинтеграцию неподкнотрольных Украине территорий Донбасса.

Хорватский опыт

Украинские руководители допускают использование хорватского опыта, но в других сферах.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, посетивший на прошлой неделе Хорватию, заявил, что для Украины будет полезным ее опыт вступления в НАТО и ЕС.

Еще ранее заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука заявил, что Украина заинтересована в изучении опыта Хорватии в послевоенный период.

"Хорватия имеет огромный опыт постконфликтного урегулирования, и нас интересуют, в том числе, методы и технологии проведения переговоров, вопрос военнопленных и пропавших без вести", - сказал Георгий Тука.

"Кроме того, интересует, как хорваты решали проблемы интеграции возвращенных территорий, как проводили выборы, как возвращали переселенцев, как государство их поддерживало. Важен также опыт Хорватии в международных судах, поскольку Украина должна подготовиться к подобным делам против России", - уверен чиновник.

В связи с появлением сообщений о том, что некоторые украинские политики продвигают так называемый хорватский сценарий для Донбасса, следует напомнить, как выглядело в условиях 1995 года уничтожение хорватами Республики Сербская Краина (РСК) и почему подобная аналогия, мягко говоря, хромает на обе ноги.

Для хорватской армии это была не просто вооружённая акция, а хорошо спланированная многоэтапная армейская операция при полной поддержке США и Германии с подключением миротворческих сил ООН, размещённых на территории Хорватии.

РСК провозгласила свою независимость в 1991 г. после того, как Хорватия отказалась предоставить сербам автономию. В 1992 г. по границе между восставшими сербами и хорватами разместились миротворческие силы ООН. До 1995 г., находясь под защитой «голубых касок», РСК сумела укрепить независимую от Хорватии территорию, состоявшую из трёх областей. Были созданы политические структуры - скупщина, правительство, министерства, органы внутренних дел, армия, развивалась экономика.

Летом 1994 г., хотя и с большим трудом, начались переговоры по экономическим вопросам между Хорватией и РСК. Осенью начали работать совместные комитеты (военный и по сельскому хозяйству), которые обсуждали вопросы прекращения огня, проезда гуманитарных конвоев, выдачи родственникам тел погибших в боях, организации сельхозработ. В начале декабря 1994 г. был подписан Договор о нормализации экономических отношений между Краиной и Хорватией.

В январе 1995 г. Книну (столица Республики Сербская Краина) и Загребу был предложен план политического урегулирования, так называемый план «Загреб-4», согласно которому Книнская область должна получить автономию, а Западная и Восточная Славония - интегрироваться в Хорватию. Однако хорватов этот план не устраивал. Они продолжали готовить операцию по возвращению Краины военным путём.

В мае и августе 1995 г. хорватские вооружённые силы провели две военные операции, результатом которых должно было стать присоединение к Хорватии двух из трёх территорий Краины, имея в виду, что эти территории должны были быть присоединены без людей (без сербов).

Первая операция под названием «Блеск» (1 мая 1995 г.) формально имела целью освободить 40-километровый участок автомагистрали Белград - Загреб, блокированной сербами после ряда инцидентов на этой дороге. На самом деле в ходе операции должна была быть произведена зачистка Западной Славонии от сербов.

Ещё в 1991 г. сербское население было полностью изгнано из 280 сёл Западной Славонии, а 1 и 2 мая 1995 г. сербов не стало и в остальных 65 сёлах. Перед началом операции хорватские власти заручились дипломатической поддержкой Германии и США, а также добились изменения статуса миротворцев в Хорватии. Численность войск (четыре гвардейских бригады, одно соединение и три отряда), участвовавших в операции «Блеск» в Западной Славонии, составляла 12 тыс. человек. Им противостояли 4 тыс. сербских солдат РСК и вооруженное население сёл. В 2.30 ночи 1 мая командир Оперативной зоны Беловар хорватский полковник Лука Джанко направил в штаб миротворцев депешу, в которой те оповещались о возможных военных действиях. Миротворцам предлагалось отойти в безопасные места. Они отошли, и 15 тыс. сербского населения Западной Славонии остались без защиты.

Уже к концу дня 2 мая сопротивление сербов было локализовано, а население, попавшее в окружение, истреблено хорватскими солдатами. Были уничтожены более 9 тыс. домов, разрушены все православные церкви. В Пакраце, например, хорваты убивали всех оставшихся в городе мирных жителей, трупы сжигали, женщин и детей уводили в неизвестном направлении. По разным данным, в городе погибло от 2 до 5 тыс. человек. Наблюдателям ООН удалось зафиксировать, что из Пакраца вывезли в неизвестном направлении 15 автобусов с гражданскими лицами, о судьбе которых оставалось только гадать.

До 5 мая хорватские власти не позволяли представителям международных и гуманитарных организаций посетить места боёв, захваченные города и сёла, чтобы успеть уничтожить следы военных преступлений. Число беженцев из Западной Славонии составило более 20 тыс. человек. Создававшаяся несколько лет система охраняемых ООН районов потерпела в Западной Славонии полное крушение.

Молчаливое одобрение «мировым сообществом» этнических чисток в Западной Славонии позволило Хорватии в августе 1995 г. провести новое наступление на самые крупные территории РСК, так называемую Книнскую Краину. Несмотря на решение руководства РСК начать мирные переговоры с Загребом, на предложенную заместителем Генерального секретаря ООН Ясуши Акаши программу мирного урегулирования, Хорватия начала осуществлять план разгрома РСК. Операция проводилась под кодовым названием «Буря». 4 августа 100-тысячная хорватская армия начала широкомасштабное наступление на Республику Сербская Краина по всей линии фронта, составлявшей 630 км. Массированная артподготовка продолжалась целый день, заградительный огонь покрывал метр за метром каждый уголок небольшого города - столицы РСК Книн. Затем на Книн из двух направлений пошли танки и пехота.

Армия РСК была рассеяна и неорганизованно отступала, население бежало из своих домов. Нагруженные автомобили, тракторы, грузовики в спешке покидали город, создав колонну длиной более десяти километров. Колонна беженцев была у хорватских военных как на ладони, и они огнём с земли и с воздуха расстреливали ничем не защищённых людей.

Входя в Краину, хорватская армия жгла и уничтожала на своём пути буквально всё. Хорватские офицеры использовали разведывательные данные самолетов НАТО, патрулировавших территорию военных действий. «Сегодняшняя Краина – это спалённая и опустошённая земля, попавшая в руки вандалов», - писал бельгийский журналист, попавший в Краину в дни хорватского наступления (1).

Специальная миссия ЕС, посетившая Краину, зафиксировала, что в период с 7 по 22 августа на территории сектора «Юг» было уничтожено от 60 до 80% имущества сербов, что сербов осталось всего 2–5% от числа тех, кто здесь жил раньше, что уничтожен весь скот, что сёла сожжены дотла (2) .

А что же «мировое сообщество»? Свой голос подали лишь Москва и Белград, но тогда их никто не услышал. 10 августа 1995 года СБ ООН принял резолюцию№1009, призывавшую Загреб прекратить военные действия и позволить гуманитарным организациям прибыть в РСК, но в целом международные организации, как и ведущие державы, остались абсолютно равнодушными к сербской трагедии.

Если сегодня кто-то на Украине, глядя на результаты хорватских операций «Блеск» и «Буря», когда земли, очищенные от сербов, вернулись в состав Хорватии, подумывает о том, чтобы повторить подобное с Донбассом, то ему надо протрезветь. За двадцать лет мир очень изменился.

Если Республика Сербская Краина имела слабую армию, то защитники Донбасса уже убедительно продемонстрировали и силу своей военной организации, и решимость отстоять свою землю. Если в 1995 г. военные действия Хорватии поддержали Германия и США, то сегодня эти и другие западные державы связаны единогласно принятой 17 февраля 2015 года резолюцией № 2202 Совета Безопасности ООН, неотъемлемой составной частью которой являются «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», а также Декларация президентов России, Франции, Украины и канцлера ФРГ в поддержку данного «Комплекса мер».

И наконец Республика Сербская Краина не получила никакой поддержки извне (перед хорватской армией расступились даже миротворческие силы) и была брошена на произвол судьбы. Однако, если какой-то безумец в Киеве вообразит, что подобное может повториться сегодня с Донбассом, он здорово просчитается. А вместе с ним просчитается вся Украина.

1) Bilten Vesti. Moskva, 1995. 22 avg.

2) Српска Крајина, август 1995: Изгон. Жртве агресије Хрватске војске на Републику Српску Крајину. Београд/Цетиње: Веритас/ Светигора, 1997. С. 75

Елена Гуськова