Исторические аспекты развития социологии спорта. Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития

Физическая культура и спорт в социально-гуманитарном знании

Изучением физической культуры и спорта занимаются такие науки, как философия, педагогика, психология, история и культурология. Каждая из них выделяет для себя один специфический аспект и рассматривает его со своей точки зрения.

  • В рамках философского подхода физическая культура и спорт рассматриваются как философско-социологический феномен. Причем, чаще всего в данном контексте выделяется и анализируется метафизический подход.
  • В рамках педагогической науки рассматривают весь комплекс целей, задач, содержание и закономерности воспитания при занятиях физическими упражнениями, а также способы управления этим процессом.
  • История в основном занимается изучением предпосылок, которые повлияли на возникновение и становление физической культуры и спорта в том или ином регионе, а также на международном уровне. Этот подход к изучению физической культуры и спорта достаточно важен, поскольку история развития данной сферы жизни человека достаточно богата, и насчитывает несколько тысяч лет.

В данной работе необходимо рассмотреть, как понимаются понятия «физическая культура» и «спорт» в социально-гуманитарном знании.

Определение 1

Так, физическая культура – это уникальный феномен, который позволяет воссоединить социальное и биологическое в развитии человеческого организма. Таким образом, физическая культура оказывает влияние не только на состояние всего организма в целом, но также на психику и статус человека в частности.

Существует большое количество определений понятия «физическая культура». Остановимся на следующих. Так, физическая культура является одним из видов собственно человеческой культуры. Ее специфика заключается в том, что этот вид культуры профилирован в направлении (оптимизация физического здоровья индивида, его развитие в единстве с его психическими особенностями).

Физическая культура как часть общей культуры личности и общества - представляет собой совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые создаются и транслируются людям для их физического и психического совершенствования. Также физическая культура – это деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в общества.

Замечание 1

Основная цель физической культуры и спорта – это стремление к созданию физически подготовленных людей, способных выжить в любых условиях и постоянно адаптироваться к новым условиям окружающей среды.

Институциализация спорта

Институциализация спорта всегда являлась важной и актуальной темой а работах ряда исследователей. Самым известным является В. Лукащук, который в своей работе «Трансформация спорта: от забавы к индустрии» отмечает, что еще в 17-18 веках в Англии спорт тесно связывали с показным потреблением, но при этом каждый вид спорта теперь имел свои особые характеристики, и носил более профессиональный характер, нежели зрелищный и развлекательный.

Замечание 2

С позиции социологической науки, важным предметом изучения феномена спорта является анализ его как института профессиональной социализации, среды, отрасли становления спортсменов-профессионалов.

На сегодняшний день институт спорта представлен на международной арене следующими организациями, такими, как Международная ассоциация социологии спорта, Международная социологическая организация, Официальный комитет Интернационального совета по спортивной науке и физическому воспитанию, Северо-Американское сообщество социологии спорта и Европейская коллегия спортивной науки.

Все эти организации ведут активное сотрудничество в сфере спорта и физической культуры; они открыты для всех, кто готов разделить их идеи и цели, а также пропагандировать их всему обществу.

Социология физкультуры и спорта и ее основные задачи

Так как спорт и физическая культура заняли важнейшую позицию в жизни современного человека, то для исследования такой сферы была создана отдельная дисциплина – «социология спорта» (sociology of sport). В первую очередь, она концентрируется на отношениях между человеком и спортом с точки зрения ряда социальных институтов, таких, как семья, образование, экономика и политика.

По своей сути социология спорта получает знания о спортивной реальности и накапливает их для достижения следующих целей:

  1. Изучение роли спорта в жизни человека и общества;
  2. Анализ функций и значения физической культуры в развитии индивида;
  3. Популяризация спорта в различных слоях общества;
  4. Исследования процессов социализации в спорте, а также влияния со стороны глобальных общественных изменений.

Поскольку социология спорта выступает как отрасль социологии, то в основном она использует ее категориальный аппарат. Мы имеем возможность выделить несколько категорий социологии физической культуры, которые являются объектами ее изучения. Во-первых, это непосредственно соматическая (физическая) культура – это тело человека, которое вовлечено в социализацию. Во-вторых, сама физкультурная деятельность, выраженная во всем многообразии форм двигательной активности. В-третьих, все виды соревнований, которые существуют в спорте (основное подразделение происходит на зимние и летние виды спорта).

К основным задачам теории физической культуры и социологии спорта относятся следующие:

  1. Обоснование средств, которые обеспечивают всестороннее физическое развитие личности;
  2. Обнаружение связей между общей и физической культурой;
  3. Поиск средств для гармоничного развития личности, а также на реализацию ее потенциала;
  4. Непрерывная разработка новых физических упражнений, которые адаптированы под постоянно изменяющиеся условия жизни личности.

Замечание 3

Таким образом, в социологической науке физическая культура рассматривается как один из видов собственно человеческой культуры, как часть общей культуры личности и общества и как деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в обществе.

Чтобы определить, есть ли такая наука - социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.

Наука - это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:

  • 1. имеет цель,
  • 2. конечный продукт,
  • 3. методы и средства его получения,
  • 4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
  • 5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

Итак, цель науки - это получение знаний о реальности. Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности. «Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности».

Остановимся на качествах научных знаний. Одним из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.

Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.

Следующей неотъемлемой характеристикой научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук. Некоторые категории социологии физической культуры и спорта, они являются основными объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:

  • 1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и «окультуривания»;
  • 2) физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями физическими упражнениями»;
  • 3) спорт - особую разновидность соревнований («спортивные соревнования»), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.

Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:

  • а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);
  • б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной деятельности и т.д.).

В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр основных категорий, их взаимосвязей и структуры. Так внутри категории спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.

Структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди российских специалистов, как теоретиков, так и практиков, но взгляды на структуру другого направления спортивного движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что «такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся».

Автор статьи «О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов», И.И. Переверзин утверждает, что современный спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, - это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены - профессионалы. В связи с этим разделять спорт высших достижений на «профессиональный» и «олимпийский» нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше.

Человек, возродивший олимпиаду, Пьер Кубертен считал, что в олимпиаде должны участвовать только любители. Так было записано в олимпийской хартии. Сейчас этот параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как любителя, исключен. К участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены Подавляющее большинство участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая - это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки.

Интересный факт из отечественного олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года Советский союз привез спортсменов-профессионалов вопреки основному правилу олимпиады. Спортсмены были представлены в качестве рабочих различных специальностей. Один из участников олимпиады вспоминает, что их группу повели на экскурсию в машиностроительный завод, и он очень переживал, что ему могут задать какой-нибудь вопрос, связанный с его специальностью. Он был записан как машинист-конструктор. Это несмотря на то, что при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов-профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения. В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями.

Вернемся к характерным признакам науки. Следующим таким признаком является наличие методов и методологии исследования социальной реальности. Методы и методологию социология спорта заимствует у академической социологической теории. Теории, которые социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.

Следующий момент - это институализация социологии спорта. Институализация науки подразумевает, что некоторое количество людей вступают в определенные социальные отношения и образуют социальный институт науки.

Социальный институт науки включает все от книжных, публикаций до семинаров.

  • 1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,
  • 2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,
  • 3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,
  • 4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.

Итак, социология спорта обладает всеми вышеперечисленными качествами: цель, у нее есть свой объект и предмет исследования, методы исследования и исследовательская методология, а также свой категориальный и понятийный аппарат.


2.5. Предмет

Проделанный выше анализ позволяет сформулировать нашу концепцию предмета социологии физической культуры и спорта.

Развернутая характеристика . Основные положения концепции следующие.

1. Социология физической культуры и спорта как одна из специальных (частных, прикладных) социологических теорий и наук о физической культуре и спорте изучает относительно самостоятельную социальную сферу общественной жизни. Эта сфера включает в себя три “крупных” объекта – соматическую (физическую) культуру, физкультурную деятельность и спорт , а также другие, более “мелкие”, объекты данной сферы, которые являются: а) элементами указанных выше объектов (например , спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.); б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и спорт ветеранов, спорт инвалидов и т.д. – по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура – по отношению к физкультурной деятельности и т.д.).

2. При исследовании любого из этих социальных объектов главная познавательная цель социологии физической культуры и спорта состоит в том, чтобы выяснить его место в общем “механизме” функционирования и развития социальной системы .

3. Достижение этой познавательной цели включает в себя ряд направлений исследования, в рамках каждого из которых ставятся и решаются определенные задачи и проблемы.

Одно из направлений социологического исследования объектов сферы физической культуры и спорта – определение социального статуса изучаемого объекта: обоснование его социального характера и выяснение, что он представляет собой как социальное явление (социальную деятельность, феномен культуры, социальный институт, социальный процесс, социальную систему или подсистему и т.д.).

Другое направление социологического исследования физической культуры и спорта – изучение их взаимоотношения с другими элементами социальной системы: их роли и значения в данной системе, тех функций, которые они здесь выполняют, взаимосвязей и взаимодействия с другими ее элементами, их влияния друг на друга, а также их сходства и различия.

В рамках этого исследования важное место занимают также проблемы: а) субъективного и реального отношения социального субъекта (в качестве такового может выступать отдельный индивид, социально-демографическая группа населения или общество в целом) к социальным явлениям сферы физической культуры и спорта; б) влияния самой этой сферы на социальные параметры личности и социальных групп: на их поведение, стиль и образ жизни, социальную карьеру, культуру, социальный облик, нравственные, эстетические и т.п. качества, мировоззрение, ценностные ориентации, идеалы, социальные роли и социальный статус и т.д.

4. Анализ сферы физической культуры и спорта, всех социальных объектов этой сферы в рамках социологии физической культуры и спорта предусматривает эмпирический и теоретический , а также синхронический и диахронический уровни и аспекты их анализа.

Таковы основные положения развернутой (детализированной) характеристики предмета социологии физической культуры и спорта как одной из специальных (частных, прикладных) социологических теорий и наук о физической культуре.

Краткое определение. Трудность краткого определения предмета социологии физической культуры и спорта обусловлена многообразием изучаемых ею объектов и многоаспектностью их анализа.

Один из вариантов такого определения следующий. Социология физической культуры и спорта при исследовании соматической (физической) культуры и физкультурно-спортивной деятельности выясняет их место в общем “механизме” функционирования и развития социальной системы , а именно: определяет их социальный статус (правомерность отнесения к социальным явлениям, оценки как социальной деятельности , феномена культуры, социального института, социальной системы и т.д.), а также взаимоотношения с другими социальными явлениями (функции в социальной системе, взаимосвязи и взаимодействия с другими ее элементами, сходство и отличие от них, субъективное и реальное отношение к ним социального субъекта, а также их воздействие на данного субъекта). Данное исследование проводится на эмпирическом и теоретическом уровне, в синхроническом и диахроническом аспектах.

Можно дать еще более краткое определение: социология физической культуры и спорта изучает соматическую (физическую) культуру и физкультурно-спортивную деятельность в социологическом аспекте. Однако такое определение вряд ли приемлемо, поскольку требует расшифровки того, что понимается под “социологическим аспектом”.

Указанный выше предмет исследования отличает социологию физической культуры и спорта от других социологических дисциплин (общей социологии, социологии труда, образования и т.д.) и других наук, изучающих соматическую (физическую) культуру и физкультурно-спортивную деятельность (физиологии спорта, психологии спорта и др.).

2.6. Структура

социологии физической культуры и спорта

Как было обосновано выше, эта наука имеет довольно сложную структуру. Элементами этой структуры являются, как минимум, три тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных раздела данной науки: социология тела (соматической культуры ); социология физкультуры (занятий физкультурой, физическими упражнениями); социология спорта .

В рамках этих дисциплин могут быть выделены и другие, “более мелкие” структурные единицы: социология физического воспитания , социология “спорта для всех ” и физической рекреации , социология спорта высших достижений , социология детского спорта , социология олимпийского движения и др.

Все эти относительно самостоятельные социологические дисциплины тесно связаны друг с другом. Такая связь существует, к примеру, между социологией спорта и социологией тела (соматической культуры). Заметим, что один из первых на значение социологии тела для социологии спорта указал В. Риттнер . Как отмечает К. Хайнеманн, эта связь основана, в свою очередь, на связи спорта и тела человека: “спорт – это специфическим образом организованная форма общения с телом ; движения тела, овладение своим телом, техника тела, выражение тела и т.д. – это основополагающие элементы спорта. Спорт в первую очередь относится к процессам, связанным с телом; это особый вид представления тела и сознательное представление о нем” .

К этому следует добавить, что физкультурно-спортивная деятельность является одним из важнейших средств воздействия на телесность человека, формирования соматической (физической) культуры. Этим также определяется необходимость тесного сотрудничества социологии тела (соматической культуры) с социологией физкультурно-спортивной деятельности.

Однако вряд ли можно согласиться с мнением К. Хайнеманна о том, что “социология спорта одновременно является частью социологии тела” . По своей проблематике эти научные дисциплины в определенном – указанном выше – отношении действительно пересекаются между собой, и потому между ними должна существовать тесная связь и координация. Но это не означает, что одна из них является элементом другой.

Теперь подведем краткие итоги проделанного выше анализа предмета и структуры социологии физической культуры и спорта.

Резюме


  1. Итак , предмет социологического исследования физической культуры и спорта включает в себя широкий диапазон направлений, задач и уровней научного анализа различных сторон и аспектов многообразного и сложнейшего процесса функционирования и развития таких социальных феноменов, как соматическая (физическая) культура и физкультурно-спортивная деятельность.

  2. В качестве основания для определения проблематики социологического исследования физической культуры и спорта мы выбрали его цели, задачи и методы как исследования , которое проводится в рамках социологии и тесно связано с понятийным аппаратом этой науки.

  3. На основе этого был сделан вывод о том, что главная познавательная цель социологического анализа сферы физической культуры и спорта, а также отдельных социальных явлений этой сферы – определить их место в общем “механизме” функционирования и развития социальной системы .

  4. Данная цель социологического исследования физической культуры и спорта, как было обосновано выше , определяет основные направления этого исследования.

  5. В качестве основных, относительно самостоятельных, а вместе с тем тесно связанных между собой и дополняющих друг друга, направлений социологического анализа любого объекта сферы физической культуры и спорта были выделены следующие: а) определение социального статуса изучаемого объекта; б) изучение его взаимоотношения с другими элементами той социальной системы, в структуру которой он включен; в) синхронический и диахронический аспекты анализа; г) эмпирический и теоретический уровни исследования.

  6. С каждым из этих направлений социологического анализа физической культуры и спорта связан комплекс исследовательских задач и соответствующих проблем . Так, определение социального статуса объекта предполагает решение таких проблем, которые связаны с двумя задачами: обоснованием социального характера этого объекта и уточнением статуса его социальности (что он представляет собой как социальное явление: социальную деятельность, элемент культуры, социальный институт или организацию, социальный процесс, социальную систему или подсистему и т.д.). Второе из указанных выше направлений социологического анализа сферы физической культуры и спорта предусматривает постановку и решение проблем, которые касаются: а) сходства и различия объектов данной сферы с другими; б) социокультурной роли и значения этих объектов, функций , которые они выполняют в социальной системе , взаимосвязей и взаимодействия с другими ее элементами, их влияния друг на друга.

  7. В рамках каждой из исследовательских проблем в свою очередь могут быть выделены и связанные с ними более частные проблемы . Так, социологическое исследование взаимосвязей сферы физической культуры и спорта с социальным субъектом предусматривает анализ: а) проблем его отношения к социальным явлениям данной сферы и б) проблем ее влияния на социального субъекта.

  8. Необходимо учитывать не только относительность подразделения указанных направлений, задач и проблем социологического исследования физической культуры и спорта, но и их взаимосвязь . Чаще всего данное исследование охватывает не какое-то одно выделенное выше направление, одну задачу или проблему, а несколько таких направлений, задач, проблем. Так, например, анализ социального статуса, социального облика, образа жизни спортсменов высокого класса мы отнесли к тому направлению социологического исследования спорта, которое связано с изучением его воздействия на определенные социальные характеристики спортсменов. Ясно, однако, что на социальный статус, социальный облик и образ жизни спортсменов существенное воздействие оказывает не только спортивная деятельность, но и другие сферы социальной жизни, общество в целом. Поэтому для полного изучения данных параметров личности и поведения спортсменов социолог должен указанное направление анализа дополнить изучением взаимосвязи социальной сферы спорта с другими элементами социальной системы. Или, допустим , телесный образ и участие в спорте отнесены к разным разделам проблематики социологического исследования соматической культуры и физкультурно-спортивной деятельности. Но вместе с тем может быть и должно быть исследовано влияние телесного образа на участие в спорте [см. 884].

  9. Сформулированные выше положения позволяют сделать вывод о предмете социологии физической культуры и спорта. При исследовании соматической (физической) культуры и физкультурно-спортивной деятельности она выясняет их место в общем “механизме” функционирования и развития социальной системы: определяет их социальный статус (правомерность отнесения к социальным явлениям, оценки как социальной деятельности, феномена культуры, социального института, социальной системы и т.д.), а также взаимоотношения с другими социальными явлениями (функции в социальной системе, взаимосвязи и взаимодействия с другими ее элементами, сходство и отличие от них, субъективное и реальное отношение к ним социального субъекта, а также их воздействие на данного субъекта). Это исследование проводится на эмпирическом и теоретическом уровне, в синхроническом и диахроническом аспектах.

  10. Социология физической культуры и спорта имеет довольно сложную структуру. Элементами этой структуры являются, как минимум, три тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных раздела данной науки: социология тела (соматической культуры ), социология физкультуры (занятий физкультурой, физическими упражнениями) и социология спорта . В рамках этих дисциплин могут быть выделены и другие, “более мелкие” структурные единицы: социология физического воспитания , социология “спорта для всех ” и физической рекреации , социология спорта высших достижений , социология детского спорта , социология олимпийского движения и др. Все эти относительно самостоятельные социологические дисциплины тесно связаны друг с другом.

  11. При оценке сформулированных выше положений необходимо осознавать огромную сложность обсуждаемых вопросов и дискуссионный характер предлагаемых решений.
Вопросы для обсуждения

  • Методология ответа на вопрос о предмете социологии физической культуры и спорта

  • Основные понятия социологического анализа и их интерпретация

  • Основные направления и проблематика социологического анализа объектов сферы физической культуры и спорта

  • Синхронический и диахронический методы в социологическом исследовании физической культуры и спорта

  • Задачи и значение эмпирического и теоретического уровней социологического анализа объектов сферы физической культуры и спорта

  • Характеристика предмета социологии физической культуры и спорта

  • Структура социологии физической культуры и спорта

МЕСТО

СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА В СИСТЕМЕ НАУК
Социология физической культуры и спорта как относительно самостоятельная научная дисциплина тесно связана, находится в сложных взаимоотношениях со многими науками. Однако она формировалась и функционирует, с одной стороны, как элемент системы “спортивных наук ” (наук, изучающих физическую культуру и спорт), а, с другой стороны , в рамках социологии . Поэтому особенно важно уточнить ее взаимоотношение именно с этими научными дисциплинами.

3.1. Место социологии физической культуры

и спорта в системе “спортивных наук”

Для правильного понимания места социологии физической культуры и спорта в системе “спортивных наук” важно учитывать особенности процесса дифференциации, который происходит при познании любых объектов, в том числе физической культуры и спорта.

Процесс дифференциации в сфере научного познания физической культуры и спорта . Известно, что в познании любого объекта, как правило, сначала существует этап, когда его изучает одна наука, охватывающая всю совокупность связанных с ним фактов и проблем. Но по мере все более глубокого и полного познания объекта, накопления эмпирического материала о нем на определенном этапе начинается процесс дифференциации единой науки. От нее начинают “отпочковываться” более частные научные дисциплины, которые изучают лишь некоторые присущие объекту стороны и связанные с ним проблемы. Эти различные научные теории имеют один и тот же объект, но различные предметы исследования.

Данный исторический процесс происходит и в сфере познания физической культуры и спорта. И здесь первоначально существовала лишь одна наука, которая охватывала всю область явлений и проблем, связанных с данными объектами. Такой наукой в течение длительного времени была теория физического воспитания (иногда ее называли “теорией физической культуры”). 

По мере все более широкого и глубокого познания сферы явлений физической культуры и спорта от нее начинают “отпочковываться” более частные научные дисциплины. Прежде всего речь идет о таких дисциплинах, которые рассматривают не всю область явлений, составляющих данную сферу, а лишь какую-то ее “часть”. Именно таковы, например, теория спорта, теории, каждая из которых изучает определенный вид спорта, теория физкультурной деятельности , теории, изучающие отдельные формы занятий физкультурой (например, лечебную или производственную физкультуру и т.д.).

Вместе с тем формируются такие частные научные дисциплины, которые рассматривают всю указанную область явлений или некоторые из них, но под определенным углом зрения, на основе применения специфических (физиологических, педагогических, психологических или каких-то других) методов. В связи с этим также возникает и все более расширяется круг специализированных научных дисциплин, изучающих физическую культуру и спорт, – медико-биологические дисциплины (физиология спорта, биохимия спорта, анатомия спорта, спортивная медицина и др.), социальные науки (спортивная педагогика, психология спорта, экономика спорта, история физической культуры и спорта и др.) и т.д. [см. 756].

Процесс формирования такого рода специализированных теорий не завершен. Он интенсивно происходит и в настоящее время. Завершается процесс выделения в относительно самостоятельную науку эстетики спорта , которая изучает эстетическое содержание и эстетические ценности спорта, сущность и законы сознания, отражающего спорт с эстетической точки зрения, а также формы эстетической деятельности человека в сфере спорта [см. 494, 647]. Близится к завершению становление этики спорта как науки, изучающей функционирование и развитие морального сознания , нравственных отношений и нравственного поведения в области спорта. На повестке дня стоит вопрос о выделении в относительно самостоятельные таких научных дисциплин, как культурология физической культуры и спорта , олимпийская педагогика, теория олимпийской культуры и др. [см. 69, 71, 570, 621, 622].

К числу указанных выше специализированных дисциплин как раз и относится социология физической культуры и спорта. В системе “спортивных наук” ее выделение в самостоятельную науку происходило и осуществляется в настоящее время за счет уточнения того специфического – социологического – аспекта, под которым могут и должны изучаться физическая культура и спорт в отличие от других возможных аспектов их исследования в таких науках, как теория физической культуры и спорта, спортивная педагогика, психология спорта и др. Эти особенности социологического подхода к анализу данных объектов научного исследования подробно были охарактеризованы выше.

Тот факт, что в центре внимания социологии физической культуры и спорта находятся рассмотренные выше социологические проблемы, возникающие в процессе научного познания этих объектов, вовсе не означает, что данные проблемы вообще не затрагиваются в других науках, которые изучают те же самые объекты. Важно четко различать и не смешивать две вещи: 1) специальное рассмотрение каких-то проблем в рамках определенной науки, когда эти проблемы являются главным и основным предметом ее анализа; 2) “вспомогательное ” обращение к данным проблемам в других науках, когда они затрагиваются лишь в силу их определенной связи с теми проблемами, которые составляют основной предмет изучения последних. Одно дело, например, что теория физического воспитания при анализе физического воспитания как определенного педагогического процесса (это составляет специфический предмет ее исследования) не может не касаться, допустим, вопросов социальных функций физического воспитания, места спорта в системе социальных явлений или влияния занятий физическими упражнениями на физиологические функции человеческого организма [см. например, 324, глава XII]. Но эти проблемы на современном этапе ее развития не составляют специфический предмет ее исследования. Социальные функции физического воспитания или место спорта в системе социальных явлений специально изучаются в социологии физической культуры и спорта, а влияние занятий физическими упражнениями на физиологические функции организма – в физиологии спорта.

Процесс интеграции и его проявление в сфере научного познания физической культурфы и спорта . В сфере научного познания наблюдается тенденция не только к дифференциации, но и к интеграции научных дисциплин. Ведь, каждая наука, как отмечалось выше, при формировании своего предмета использует определенные абстракции и тем самым создает идеализированную модель изучаемого объекта, в которой он отображен какими-то отдельными своими аспектами, сторонами. Например, в рамках социологического анализа человек выступает как “homo sociologicus”, т.е. в первую очередь рассматривается как личность, которая выполняет социальные роли, следуя нормам, образцам поведения, принятым в данной социальной системе. Но это весьма односторонний подход к человеку, который для целостного представления о нем должен быть дополнен подходами к нему как “homo oeconomicus”, “homo pedagogicus” и т.д., которые развиваются в рамках экономической науки, педагогики и других наук.

Тенденция к интеграции научных дисциплин имеет место и в процессе научного познания физической культуры и спорта . Эта тенденция проявляется по-разному. Формируются, например, теории, при разработке которых стремятся охватить как можно более полно и широко изучаемую объектную область, например: не какие-то отдельные формы физкультурной деятельности, а все эти формы во всем их многообразии (теория физкультурной деятельности); не только сферу занятий физкультурой, но и спорт (теория физкультурно-спортивной деятельности); не только спортивную модель соревнования, но и другие его гуманистически ориентированные игровые модели (гуманистика соревнования как теория гуманизации соперничества [см. 630–632]) и т.д.

Наблюдается стремление к созданию комплексных научных дисциплин, в рамках которых пытаются объединить различные односторонние, узкие, специализированные подходы к изучению всей объектной области или каких-то отдельных составляющих ее явлений – физической культуры, спорта, спортивно-двигательной деятельности и т.д. Яркой иллюстрацией этого процесса являются, например, попытки разработать: спортивную медицину , которая объединяет ряд медико-биологических дисциплин, изучающих спорт; интегративную антропологию ; комплексную (“общую”) теорию спорта, объединяющую все науки, изучающие спорт, и аналогичную комплексную (“общую”) теорию физической культуры ; междициплинарные направления исследований спортивно-двигательной деятельности ; онтокинезиологию человека как интегративную научно-технологическую область знания, изучающую фундаментальные закономерности возрастного развития двигательной деятельности человека ; гуманистическую теорию спорта , предметом которой является гуманистическая проблематика наук , изучающих спорт .

Проблемы взаимоотношения социологии физической культуры и спорта с другими “спортивными науками”. Тенденции дифференциации и интеграции в сфере научного познания физической культуры и спорта ставят перед социологией физической культуры и спорта в рамках ее взаимоотношения с другими науками, изучающими эти объекты, две основные проблемы: 1) собственной идентификации , т.е. ориентации именно на социологический подход, на социологические методы в анализе физической культуры и спорта, и тем самым демаркации , отграничения от других наук; 2) взаимодействия , координации , объединения усилий с представителями других наук в исследовании физической культуры и спорта.

Обе эти проблемы затрагивают взаимоотношение социологии физической культуры и спорта со всеми науками (научными дисциплинами), изучающими эти объекты. Однако в первую очередь они касаются, естественно, общественных наук (научных дисциплин), к числу которых помимо истории физической культуры и спорта относятся такие (сложившиеся и только становящиеся) науки и научные дисциплины, как: философия физической культуры и спорта (а также их отдельных форм и элементов – например, физического воспитания) [см. 279, 433, 563, 566, 567, 570, 578, 580, 841, 943, 945, 958, 959, 982, 1064, 1088, 1104, 1228, 1238, 1260]; эстетика и этика спорта ; культурология физической культуры и спорта ; педагогика спорта ; психология спорта ; интегративная педагогическая антропология ; политология спорта ; экономика физической культуры и спорта .

Для иллюстрации характера и сложности этих проблем затронем одну из них – взаимоотношение социологического и психологического (в том числе социально-психологического) исследований спорта. Решение данной проблемы непосредственно связано с общим подходом к взаимоотношению социологического и психологического аспектов научного исследования. Как отмечается в коллективном труде “Морфология культуры” , в течение длительного времени эти два аспекта не смешивались друг с другом. Психологи основное внимание уделяли процессам, происходящим “внутри” субъекта, а социологи – событиям, происходящим вне его. Различными были их предметы анализа , а также принципы объяснения направленности и способов реализации человеческой активности. Психологи, используя такие понятия, как “характер”, “темперамент”, “базовые личностные черты” и т.п., фиксировали устойчивые составляющие структуры личности, формы проявления индивидуальной активности и выводили их из действия таких фундаментальных антропологических свойств, как побуждения, потребности, способности и пр. Социологи, напротив, акцентируя внимание на изучении социальной организации, описывали такие формы взаимодействия между ее членами, которые отображаются в категориях “общество”, “социальный институт” и т.п. При объяснении поведения людей они обращались к таким внутренним регуляторам межличностных отношений, как правила и нормы. Соответственно развивались психологическая и социологическая ориентации научного исследования. В психологии основная задача заключалась в разработке “такой исследовательской техники, с помощью которой можно было бы эффективно эксплицировать, прояснить, выразить внутриличностный опыт, вызвать характерные психические реакции или измерить силу побуждений, обусловливающих деятельность и поведение индивида”. В социологии “совершенствование техники исследования определялось необходимостью точно категоризировать функции и операции организаций; типологизировать устойчивые схемы отношений внутри них; объяснить правила, регулирующие стереотипы поведения их членов”.

Обобщая различия между психологическим и социологическим взглядом на поведение людей, авторы указанной работы вслед за Д. Миллером выделяют следующий набор дихотомий , характеризующих эти различия:

“– в психологии основной интерес проявляется к личностным диспозициям, а в социологии – к жизненным условиям как факторам, детерминирующим поведение людей;

– в психологии доминирует трактовка человека как субъекта, агента порождения и изменения социальных отношений; в социологии человек рассматривается чаще как объект, поведение которого формируется под влиянием внешних соц. воздействий;

– в психологии главное внимание уделяется конкретной индивидуальной специфичности личности; в социологии человек представлен в абстрактных типичных социально значимых характеристиках (социально-демографических, социально-функциональных, профессиональных и т.п.);

– в психологии временное измерение – важная составная часть исследования, будь то личностные изменения в ходе жизненного цикла или определение времени реакции; в социологии концепция личности атемпоральна (не включает в себя категорию времени) и представлена в структурно-функциональных, но не динамических характеристиках;

– в психологии предметом исследования является совокупность интраперсональных (внутриличностных) феноменов: когнитивных процессов, эмоциональных состояний, переживаний и т.п.; в социологии, в первую очередь, изучаются интерперсональные явления, т.е. те черты социального взаимодействия, которые разделяются многими людьми – стереотипы, правила, нормы и т.п.” .

Сегодня стало очевидным , что оба указанных направления не противоречат друг другу, но с различных сторон освещают один и тот же объект изучения – человеческую активность. Осознание этого факта побуждает к тесному сотрудничеству психологов и социологов, в том числе в исследовании проблем физической культуры и спорта. Такое сотрудничество является одним из проявлений общей тенденции к интеграции научного знания, к использованию комплексного научного метода исследования, который предусматривает объединение и координацию усилий представителей различных научных дисциплин, укрепление связей между ними.

Один из вариантов решения данной проблемы состоит в разработке на базе социологии физической культуры и спорта и других, взаимосвязанных с ней, наук комплексных , интегративных научных дисциплин. К их числу относится, например, философско-социологическая теория физической культуры и спорта. Речь идет о мультидисциплинарной комплексной теории, которая предполагает не какой-то узкий, односторонний подход к исследованию физической культуры и спорта, а многостороннее их изучение с позиций не только социологии, но также культурологии, эстетики, этики и ряда других философских дисциплин. В отличие от общей комплексной теории физической культуры и спорта она не претендует на охват всех аспектов и направлений научного исследования физической культуры и спорта, всех формирующихся при этом научных теорий. Философско-социологическая теория физической культуры и спорта предполагает такое исследование этих социальных явлений, при котором рассматриваются связанные с этой областью социологические, эстетические, этические, культурологические, гносеологические и логико-методологические проблемы физической культуры и спорта. Значит, она включает в себя такие научные дисциплины, изучающие физическую культуру и спорт, которые носят философский характер (например, эстетику спорта, спортивную этику и др.), а также социологию физической культуры и спорта.

В простейшем виде философско-социологическая теория физической культуры и спорта выступает как простое объединение социологии физической культуры и спорта с различными философскими дисциплинами.

Более сложный, а вместе с тем и более значимый вариант – разработка ее как такой комплексной теории, которая предусматривает не просто изолированное изучение физической культуры и спорта в социологическом, эстетическом, культурологическом и других, упомянутых выше, аспектах, а их четко скоординированное и взаимосвязанное проведение по единому плану , для решения единой задачи.

Для этого необходимо четкое и целостное (системное ) представление о физической культуре и спорте как объекте философско-социологических исследований, о месте эстетических, этических и других компонентов физической культуры и спорта в общей системе составляющих их явлений, о связи данных компонентов , о присущих им общих и специфических признаках, о методах их изучения, о взаимоотношении и взаимосвязи социологического, культурологического, эстетического, этического и других аналогичных подходов к исследованию данной области и т.д. [см. 563, 566, 567, 570, 578, 580, 581].

На наш взгляд, разработка философско-социологической теории физической культуры и спорта в целом и ее отдельных разделов (философско-социологической теории физической культуры, философско-социологической теории спорта и др.) как комплексной теории не только оправдана и допустима, но в ряде случаев просто необходима. При решении ряда проблем, связанных с физической культурой и спортом, только такой комплексный подход в рамках философско-социологической теории может дать эффективные результаты.

Разработка этой теории соответствует общей тенденции становления единого философско-социологического познания общества [см. 521, с. 185-205; 704–706 и др.].

Владислав Столяров .

Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть 2. Предмет, значение и история развития социологии физической культуры и спорта

© В.И. Столяров

Предисловие

Данная работа – вторая часть книги “Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции)”. Ее автор не претендует на систематическое и полное изложение социологии физической культуры и спорта. Главная цель, которую он ставит, – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта, ознакомить с наиболее важными, а вместе с тем сложными и трудными, проблемами этой науки и учебной дисциплины, представить новые подходы и концепции.

В первой части был обсужден вопрос относительно объекта социологии физической культуры и спорта.

Напомним, что под объектом науки (научного исследования) понимается та специфическая, относительно широкая область явлений, которая изучается в науке (ряде наук) и выделяется из всего многообразия явлений (из более широкой области явлений) с помощью некоторых абстракций. От объекта науки отличается ее предмет. Предмет науки – это та более узкая область явлений, которую данная наука с помощью абстракций выделяет в объекте, его определенная идеализированная модель, те специфические задачи, которые она ставит и решает в ходе его изучения на основе применения особых методов1
Важно учитывать относительность понятий “объект” и “предмет”.

На основе анализа объектной области социологии физической культуры и спорта, проведенного в первой части книги, были обоснованы следующие основные положения, на которые мы будем опираться в последующем изложении:

1) Социология физической культуры и спорта изучает как минимум три относительно самостоятельных, хотя и связанных друг с другом объекта:

физическую культуру – природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и “окультуривания” (при этом было обосновано положение о целесообразности замены термина “физическая культура” на термин “соматическая культура”);

физкультурную деятельность – определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также “занятиями физическими упражнениями”;

спорт – особую разновидность соревнований (“спортивные соревнования”), подготовку к ним, а также другие связанные с ними явления.

2) Все другие объекты, изучаемые социологией физической культуры и спорта, являются: а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т. д.); б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура – по отношению к физкультурной деятельности и т. д.).

3) Соматическую (физическую) культуру и физкультурно-спортивную деятельность изучают не только социология, но также теория физического воспитания, теория спорта, психология спорта, физиология спорта и многие другие науки.

Чтобы не дублировать друг друга, каждая из этих наук выделяет свою особую предметную область (специфический предмет ) в исследовании этих объектов, изучает их под определенным углом зрения, специфическими методами, ставит и решает применительно к ним специфические проблемы. Для этого каждая наука, используя определенные абстракции и идеализации, специальный понятийный аппарат, создает определенный теоретический “конструкт” – идеализированную модель изучаемого объекта, в которой он отображен лишь какими-то отдельными своими аспектами, сторонами, элементами и т. д.

В данной работе, которая является логическим продолжением первой части книги, рассматриваются прежде всего следующие вопросы: какой понятийный аппарат использует интересующая нас наука в исследовании соматической культуры и физкультурно-спортивной деятельности? Какие задачи она ставит и решает при этом? Под каким углом зрения она рассматривает соматическую культуру и физкультурно-спортивную деятельность? Каковы основные особенности, направления и уровни социологического исследования этих социальных явлений? Что составляет предметную область (предмет) той науки, в рамках которой проводится это исследование? На основе каких абстракций и идеализаций она формирует свой предмет исследования? Какое место она занимает в системе других наук, каково ее теоретическое и практическое значение? Как она возникла и развивалась ?

Этим вопросам посвящены многочисленные научные публикации, в том числе индивидуальные и коллективные монографии, учебники и учебные пособия, которые изданы в нашей стране и за рубежом.

Необходимо учитывать, однако, что социология физической культуры и спорта – относительно молодая научная дисциплина, которая только начинает достаточно точно и строго определять предмет и методы своего исследования, место в структуре социологии, а также в системе “спортивной науки”. Поэтому по большинству указанных выше вопросов ведутся острые дискуссии, и они нуждаются в дальнейшем обсуждении.

Сделаем несколько предварительных замечаний.

1 . При выборе названия науки, предмет которой обсуждается в данной работе, возникают определенные трудности.

С одной стороны, учитывая проделанный выше анализ объектов этой науки, неправомерно использовать ни одно из ее традиционных названий – “социология физического воспитания”, “социология спорта”, “социология физической культуры и спорта”, “социология физкультурного движения”, “социология тела” и т. п. В первой части книги было показано, что эти названия не соответствуют тем объектам, которые она действительно изучает.

Более точное (адекватное изучаемым объектам) название данной науки – “социология соматической (физической) культуры, физкультурной деятельности и спорта” или “социология соматической (физической) культуры и физкультурно-спортивной деятельности”. Эту науку можно называть также “социологией тела и физ-культурно-спортивной деятельности”, если вместо выражения “социология соматической (физической) культуры” использовать выражение «социология тела», которое употребляется в социологической литературе.

Но, с другой стороны, и все эти названия не совсем удачны в двух отношениях: а) они очень длинные и б) отходят от того традиционного обозначения интересующей нас науки – “социология физической культуры и спорта”, – которое используется и в названии данной работы.

Выход из этой трудности (данного противоречия) мы видим в следующем. В последующем изложении, чтобы не нарушать традицию, мы будем использовать название “социология физической культуры и спорта ”. Однако читатель должен учитывать то специфическое значение, которое в рамках данного названия мы придаем терминам “физическая культура” и “спорт” .

Термин “физическая культура ” используется для обозначения введенного в первой части книги понятия “соматическая культура ”, а вовсе не в том традиционном смысле, который ему обычно придается, когда им обозначаются, например, занятия физическими упражнениями (подробнее см. Столяров, 1999).

Термин “спорт ” заменяет длинное выражение “физкультурно-спортивная деятельность ”. Как отмечалось в первой части книги, такое широкое значение термину “спорт” обычно придается в зарубежной социологической литературе. Под спортом понимают не только спортивные соревнования, подготовку к ним и другие указанные выше явления, но также разнообразные формы двигательной активности человека, занятия физическими упражнениями. А для характеристики спорта, связанного именно с соревнованиями, используется термин “соревновательный спорт”.

В тех случаях, когда надо будет подчеркнуть, что речь идет именно о соматической культуре и физкультурно-спортивной деятельности, мы будем использовать соответствующие термины, а не заменяющие их термины “физическая культура” и “спорт”.

Во-первых, необходимо учитывать, что всякое разграничение сфер исследования научных теорий является лишь относительным, временным, исторически преходящим. В полной мере это касается и обсуждаемой научной дисциплины.

Во-вторых, следует иметь в виду, что ее объектная область и предмет были выделены, да и в настоящее время выделяются, во многом стихийно. Те абстракции и идеализации, которые при этом осуществляются, как правило, не осознаются (по крайней мере не формулируются) достаточно четко. Поэтому речь может идти лишь о том, чтобы на основе анализа и определенной интерпретации реальной практики социологических исследований физической культуры, спорта и других связанных с ними явлений выявить и сформулировать в явном виде эти абстракции и идеализации, а тем самым уточнить объект и предмет данной науки.

3 . Специфика предмета (проблематики, исследовательских проблем и задач) социологии физической культуры и спорта, как видно из самого названия этой научной дисциплины, связана с тем, что она – в отличие от других наук – при анализе физической культуры и спорта ориентируется на цели и задачи социологического исследования, использует понятийный аппарат и методы социологии.

В последующем изложении мы исходим из того, что читатель ранее изучал эту науку и уже знаком с основными понятиями и методами социологического исследования.

В ряде случаев мы уточняем наше понимание социологии, тех или иных социологических понятий и т. д. Однако наши основные усилия направлены на то, чтобы:

Обосновать применимость и целесообразность социологического подхода к исследованию физической культуры и спорта;

На основе этого определить проблематику социологического исследования физической культуры и спорта, предметную область (предмет) той науки, в рамках которой проводится это исследование;

Уточнить место социологии физической культуры и спорта в системе наук;

Показать ее теоретическое и практическое значение.

4 . Осознавая сложность указанных выше вопросов, автор стремился не только изложить свое собственное мнение, но и как можно более полно представить взгляды других ученых по этим вопросам.

Одна из основных задач данной работы – дать читателю информацию о том, в каких отечественных и зарубежных публикациях он может более подробно ознакомиться с обсуждаемыми проблемами, т. е. служить как бы путеводителем по этим публикациям. Именно этим объясняются многочисленные ссылки в тексте на работы отечественных и зарубежных авторов по социологии физической культуры и спорта.

Список этих работ – своеобразная библиография по основным проблемам социологии физической культуры и спорта – приведен в конце работы.

5 . Работа рассчитана на широкий круг читателей. Она может быть использована как учебное пособие при изучении курса социологии физической культуры и спорта. Кроме этого она может быть полезна тем, кто вообще хотел бы ближе познакомиться с философскими, социологическими, культурологическими проблемами физической культуры и спорта. Обсуждаемые в работе проблемы и предлагаемые решения представляют интерес не только для тех, кто занимается разработкой теории физической культуры и спорта, но и для практических работников в сфере физической культуры и спорта, для организаторов досуга населения, для социальных работников.

Раздел I. Проблематика социологического исследования физической культуры и спорта

Главный вопрос, который обсуждается в данном разделе работы, – какие проблемы ставятся и решаются в ходе социологического исследования физической культуры и спорта2
Обратим особое внимание читателя на то, что в этой части книги ставится задача лишь обозначить, выделить проблематику социологического исследования физической культуры и спорта, показать характер, особенности и значение тех проблем, которые возникают в ходе этого исследования. В последующих частях мы снова вернемся к этим проблемам, но там нас в первую очередь будет интересовать решение данных проблем.

Сначала уточним те трудности, которые возникают при ответе на данный вопрос, и наметим пути их преодоления.

1.1. Постановка вопроса

Вопрос о проблематике (об основных направлениях, задачах и проблемах) социологического исследования физической культуры и спорта является предметом широких и длительных дискуссий в научной литературе.

Основные направления, задачи и проблемы этого исследования обсуждаются во многих научных публикациях, в том числе в диссертациях, а также индивидуальных и коллективных монографиях, учебниках и учебных пособиях, которые изданы в нашей стране (Виноградов и др., 1995; Гончаров, 1994, 1995, 1997; Жолдак, 1968, 1992; Жолдак, Коротаева, 1994; Лубышева, 1996 б, 1998; Манько, 1985; Пономарев Н.А., 1976; Пономарев, Утишева, 1991; Сайганова, 1982; Степовой, 1972; Столяров, 1984 а и др.) и за рубежом (Младенов, 1975; Стойчев, 1986; Albonico, Pfister-Binz, 1971; Cechak, Linhart, 1986; Dunning, 1976; Edwards, 1973; Eitzen, Sage, 1978; Frank, 1991; Grieswelle, 1978; Hammerich, Heinemann, 1979; Heinemann, 1980 b; Ibrahim, 1975; Kenyon,1969 b; Krawczyk Z., 1974, 1978 а; Krotee, 1978; Linde, 1967; Loy, Kenyon, 1969; Loy etc., 1978; Luschen, 1968; Luschen, Sage, 1981; Luschen, Weis, 1976; Magnane, 1964, 1973; McIntosh, 1963; McPherson etc., 1989; Olin, 1984 а; Parlebas, 1986; Petrak, 1967; Rigauer, 1982; Risse, 1921; Schilling, 1993; Snyder, Spreitzer, 1978; Stakic, 1988; Talamini, Page, 1973; Voigt, 1992; Wohl, 1979, 1981 а, b; Yiannakis etc., 1976 и др.). В реферативном сборнике “Социология спорта” (1980) дан обзор некоторых из этих работ.

Анализ указанных выше и других научных публикаций показывает, что по обсуждаемому вопросу высказываются различные точки зрения, взгляды, мнения. Для иллюстрации рассмотрим некоторые публикации.

Одна из первых отечественных работ по данному вопросу – статья “Социологические проблемы физической культуры” (Якобсон, 1971). Ее автор – М.А. Якобсон попытался применить системный подход для определения проблематики социологического исследования физической культуры. По его мнению, “системное рассмотрение предполагает пространственную и временную ориентацию объекта и направлений его исследования” (С. 128). В связи с этим М.А. Якобсон выделяет четыре основных направления социологического исследования физической культуры.

1. “Интраспективное” направление в социологической проблематике физической культуры, “которое исследует структурные элементы или подсистемы объекта в их взаимодействии, обеспечивающие функционирование всей системы объекта” (С. 129). В качестве таких подсистем, образующих социальную систему физической культуры, автор статьи рассматривает спорт, физическое воспитание и физическую рекреацию.

2. “Интерспективное” направление, которое “исследует функции и связи физической культуры или ее подсистем с другими явлениями социума, не входящими в систему физической культуры (например, физическая культура и культура, физическая культура и искусство, физическая культура и научно-технический прогресс и т. д.)” (С. 129).

3. “Ретроспективное ” направление, в которое “входит вся социологическая проблематика физической культуры, относящаяся к различным периодам ее истории” (С. 129).

4. “Перспективное” направление, которое ориентировано на выявление тенденций и перспектив изменения физической культуры в будущем, различной степени отдаленности, т. е. “принимает на себя задачи обоснования перспективного социального планирования” (С. 129).

О.А. Мильштейн дает такое подразделение проблематики социологического исследования физической культуры и спорта:

“– общетеоретические и методологические вопросы;

– роль физической культуры и спорта в формировании всесторонне и гармонически развитой личности;

– физическая культура, спорт и труд;

– физическая культура, спорт и образование;

– физическая культура, спорт и свободное время;

– физическая культура и спорт как часть культуры общества;

– физическая культура и спорт как фактор формирования национальных отношений;

– место физической культуры и спорта в системе средств массовой информации;

– социально-экономические вопросы физической культуры и спорта;

– социологические аспекты управления, планирования и прогнозирования физической культуры и спорта;

– большой спорт и факторы, обусловливающие его функционирование и развитие;

– социально-психологические вопросы физической культуры и спорта;

– социальное значение международных спортивных связей, спорт как фактор укрепления мира и дружбы между народами;

– спорт и политика;

– физическая культура, спорт и религия;

– спорт в капиталистическом обществе, критика буржуазной социологии спорта;

– методика и техника социологических исследований” (Мильштейн, 1974, С. 45; Ср. также, Мильштейн, 1972, С. 3–4). Он указывает также, что начинают выделяться в относительно самостоятельные направления такие актуальные проблемы, как “Физическая культура, спорт и идеология”, “Образ жизни и физическая культура”, “Спорт и общественное настроение”, “Социальная сущность спорта как зрелища”, “Социальная структура физической культуры и спорта”, “Научно-техническая революция и физическая культура” и др. (Мильштейн, 1974, С. 46).

В разработанной О.А. Мильштейном программе по социологии физической культуры и спорта для студентов институтов физической культуре выделяются такие основные разделы этой науки и учебной дисциплины: 1) социология физической культуры и спорта, ее проблематика и место в системе наук; 2) методология, методика и техника социологических исследований, их использование в практике физической культуры и спорта; 3) место физической культуры и спорта в системе общественных отношений и социальных институтов; 4) социологическая структура физкультуры и спорта в современном обществе; 5) социологические проблемы массовой физической культуры и спорта; 6) отношение к физической культуре и спорту различных социально-демографических групп населения; роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; 7) динамика физкультур-но-спортивной активности личности на различных этапах жизненного пути; 8) социологические аспекты физического воспитания и детско-юношеского спорта; 9) социологические проблемы спорта высших достижений и современного олимпийского движения; 10) социальный облик и статус спортсмена в современном обществе; 11) социальный статус личности и общественный престиж профессии тренера и учителя физической культуры; 12) организация и программа конкретно-социологического исследования в сфере физической культуры и спорта (см. Мильштейн, 1990).3
Конечно, разделы учебного курса социологии физической культуры и спорта могут и не совпадать полностью с основными направлениями социологических исследований физической культуры и спорта, но по сути своей, по логике, они должны отражать эти направления.

Н.И. Пономарев в статье “Проблемы социологии физической культуры и спорта” (Пономарев НИ., 1979) отмечает, что проблематика социологического исследования физической культуры и спорта охватывает широкий круг проблем: “объект, предмет, методы, техника и процедуры исследований; …социальные функции физической культуры и спорта в социалистическом обществе (физкультура, спорт и формирование всесторонне и гармонически развитой личности; роль физической культуры и спорта в идейном, нравственном и эстетическом развитии; социальное значение большого спорта; научно-технический прогресс, физическая культура и спорт; физическая культура, спорт, труд, образование, досуг; роль физической культуры и спорта в формировании национальных, интернациональных отношений, в борьбе за мир, прогресс и дружбу между народами; физическая культура и спорт и средства массовых коммуникаций; социальная информация в сфере спорта; спорт как зрелище; социализация в сфере спорта; общественное мнение и спорт; образ жизни и спорт; конфликты в области спорта; спортивные соревнования как социальный феномен; системный анализ спорта; спорт как ценность; культурная революция в СССР и развитие спорта и др.); социально-экономические, правовые и социально-психологические вопросы физической культуры и спорта; физическая культура, спорт и политика; прогнозирование и планирование развития физической культуры и спорта; социологические проблемы организации и управления советской системы физического воспитания; социология физической культуры и спорта как научно-учебная дисциплина; физическая культура и спорт как часть общей культуры общества; … социальные функции физической культуры и спорта в капиталистическом обществе (физическая культура и спорт в классовой структуре отдельных стран; спорт и милитаризм, спорт и расизм; профессионализм и любительство в буржуазном спорте; прогрессивные направления в физической культуре и спорте буржуазного общества и др.); а также прикладные социологические исследования в спорте капиталистических стран” (Пономарев, 1979, С. 47).

Н.А. Пономарев и Е.В. Утишева так характеризуют объект и предмет социологии физической культуры и спорта: “Социология физической культуры является одной из специальных социологических теорий. Ее объектом выступают люди, занятые физической культурой и спортом как общественной деятельностью; предметом исследования – социальная сущность этой деятельности, ее место и роль в общественной жизни, в жизнедеятельности социальных групп, классов, народов, каждого человека, социальные закономерности ее возникновения, развития и функционирования. Особое внимание при этом уделяется современному этапу физической культуры и спорту, их взаимодействию с материально-производственной, социально-политической и духовной сферами общества” (Пономарев, Утишева, 1991, С. 20–21).

В одной из последних работ, специально посвященных социологии физической культуры и спорта, ее авторы – П.А. Виноградов, В.И. Жолдак и В.И. Чеботкевич – выделяют следующие разделы данной науки и учебной дисциплины: 1) теоретические основы социологии физической культуры и спорта, 2) методология социологического исследования физической культуры и спорта, 3) личность – общество – спорт, 4) социальные отношения в сфере физической культуры и спорта, 5) физическая культура в повседневной жизни, 6) социологические аспекты спорта и 7) общественное мнение и пропаганда физической культуры и спорта (Виноградов, Жолдак, Чеботкевич, 1995).


Социология спорта (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российская государственная академия физической культуры,

Цель научной дисциплины “Социология физической культуры и спорта” – исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами. Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения.

Социология ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.

Столяров В.И. - зав. кафедрой философии и социологии РГАФК, д.ф.н., профессор.

Что касается наиболее важных философско-социологических проблем спорта, которые будут особенно актуальны в XXI в., то к их числу в первую очередь я отношу проблему гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности современного спорта.

При ее обсуждении, как правило, высказываются две точки зрения. Согласно первой из них всякое соперничество является антигуманным. Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе "Мысли о воспитании" утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: "Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости". Негативное отношение к спортивным, как и к другим, соревнованиям в системе воспитания детей высказывал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен категорически возражал против организации олимпийских соревнований детей, поскольку, по его мнению, это "было бы непрактичным и опасным".

В настоящее время более широко представлена другая точка зрения. Ее сторонники считают, что соревновательный спорт выполняет важные социокультурные функции, в том числе и для детей, причем признают (фактически, а не декларативно) лишь одну модель спорта, которая наиболее ярко представлена в спорте высших достижений.

Решение проблемы гуманизации современного соревновательного спорта в первую очередь как раз и предполагает поиск моделей гуманно организованного соперничества, которые имеют высокую культурную, духовно-нравственную ценность. В настоящее время известен ряд таких моделей. Одна из них - спартианская - разработана мной и в ходе практического использования с 1991 г. показала свою высокую гуманистическую ценность.

С проблемой гуманизации современного спорта тесно связан и широкий круг философско-социологических проблем олимпийского движения, касающихся "идеологии" этого движения в XXI в.

Матвеев Л.П. - зав. кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГАФК, д.п.н., профессор .

Едва ли найдется подлинно серьезный футуролог-социолог, который не понимал бы, что наметить реалистический прогноз будущего спорта нельзя в отрыве от обоснованного прогноза будущего Человека (человечества). Я буду исходить из того, что человечество - по крайней мере в обозримом будущем - кардинально не изменит свой эволюционно сложившийся вид, формировавшийся и совершенствовавшийся на протяжении многих тысячелетий, не превратится в сборище биокиборгов, продуцируемых посредством генной инженерии и кибернетико-механических ухищрений. Если это так, то ничего "апокалиптического" со спортом не произойдет, и он не исчезнет из культурных ценностей человечества.

Что касается действительных перспектив спорта, то, рассуждая о них, представляется необходимым кроме прочего иметь в виду его все более многообразную дифференциацию. Единоликого спорта давным-давно уже не существует. И дело тут не только в том, что он издавна подразделился на общедоступный спорт (который при определенных условиях бывает массовым) и спорт высших достижений (очень небольшой по числу задействованных в нем спортсменов). Тот и другой тоже подразделились на специфические разделы и типы спортивной деятельности: первый - на базовый (главным образом "школьный") спорт, физкультурно-кондиционный спорт (часто его стали именовать "спорт для всех"), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный спорт; второй - на профессионализированный супердостиженческий спорт и профессионально-коммерческий спорт (как сфера "спортивного бизнеса"). Есть и другие градации спорта. Поэтому рассуждать сейчас лишь о "спорте вообще" - значит не видеть реальных закономерностей дифференциации многогранного спортивного движения в обществе.

Пилоян Р.А. - проректор по научной работе МГАФК, д.п.н., профессор.

До недавнего времени доминировала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только психофизически. Современные исследования показывают, что спорт, помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывает воздействие на его интеллект и нравственность. Причем не опосредованно, а напрямую. Поэтому пора избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту.

Важным для понимания сущности спорта является и признание нескольких его разновидностей. Есть спорт для всех, а есть спорт для немногих - спорт высших достижений. Последний, в свою очередь, включает в себя олимпийский, коммерческий и некоммерческий. Все эти разновидности спорта выполняют преимущественно только им присущие социальные функции.

Спорт для всех приобщает людей к ценностям физической культуры, воспитывает и позволяет им более ярко раскрыться в труде, искусстве и в любой другой деятельности, повышает качество их жизни.

Олимпийские игры были в древности и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. В свою очередь, победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей.

Конечно, в спорте существует множество проблем: естественно -искусственный отбор, стремление достигнуть высокий результат любой ценой, эксплуатация спортсменов и др. Однако многие из них порождены отсутствием полноценной теории спорта, несовершенством Олимпийской Xартии и жаждой некоторых функционеров обеспечить свое благополучие за счет эксплуатации труда, таланта и мужества спортсменов.

Ким В.В. - президент Федерации бокса студентов России, мастер спорта, д.п.н., профессор, Тюменский государственный университет.

В порядке дискуссии я хотел бы поставить две социально-философские проблемы спорта.

1. В настоящее время МОК - мощная структура производства, за спиной которой стоят международные промышленные корпорации, диктующие политику, правила игры и условия деятельности всех спортивных организаций. Работа МОК в указанном направлении превратила его в гигантскую монополию спорта, цель которой - получение прибыли путем производственной эксплуатации спортсменов, особенно из слаборазвитых и развивающихся стран.

МОК ведет скрытую двойную игру. С одной стороны, рекламируя высшие идеалы Олимпийских игр, возбуждает национальные интересы стран блеском золотых медалей, а, с другой - нарушая Олимпийскую Xартию, превратил любительский спорт в отрасль производства, где главный источник - прибыли и основная профессия - спортсмен с его высочайшими рекордами и результатами. Сверхприбыли являются главной причиной диктата МОК на международном спортивном рынке с жесткими правилами и регламентациями. Олимпиады и крупные международные соревнования стали профессиональным шоу-бизнесом. Вся система вступительных и членских взносов, заблаговременные платежи (иногда за год до открытия соревнований) на участие в различных спортивных турнирах и прочее также подчинены финансовому благополучию МОК и его подразделений.