Познание (в психологии). Психологическое познание человека Модуль 2 человек познающий практическая психология познания

Основания когнитивной психологии

Психология познания по своей проблематике и научным достижениям за-
нимает центральное место в структуре общей психологии. Однако мало кто
сомневается в том, что сегодня все так же для нас актуальны призыв Со-
крата: «Познай самого себя» и формула Декарта: «Я мыслю, следователь-
но, я существую». И, разумеется, никто не может дать исчерпывающий от-
вет на вопрос: «Что есть истина?»

В основе современной психологии познания лежат достижения есте-
ственнонаучной мысли исследователей XX века, а также философская те-
ория познания. Поворотным пунктом в развитии представлений о чело-
веке, познающем мир, стало возникновение и распространение теории
критического рационализма Карла Поппера и его учеников. Пассивно-от-
ражательному подходу к человеческому познанию была противопоставле-
на модель человека, активно порождающего догадки об окружающем мире
и перерабатывающего знания, получаемые в ходе поисковой деятельнос-
ти, для коррекции этих догадок.

Теория познания Поппера базируется на ряде основных посылок.

Все люди решают проблемы. Проблемы существуют объективно.

По каждой проблеме возможно в принципе бесконечное число гипо-
тез.

Проблема решается путем исключения гипотез методом проб и оши-
бок, т.е. в ходе активного экспериментирования.

Человек не знает заранее, какие гипотезы верны, а какие ошибочны.

Неудачные гипотезы либо устраняются, либо корректируются, и цикл
познания начинается вновь.

Таким образом, позиция Поппера противоположна индуктивизму,
представители которого считают, что решающую роль в познании играет
обучение через повторение и нахождение обоснования для решения. Он
провозглашает первенство дедуктивного подхода и двух основных механиз-
мов познания: отбора догадок и критического устранения ошибок.


Человек - активен, он действует и в ходе своей деятельности сталки-
вается с проблемами (например, препятствием или новизной ситуации).
Человек ведет постоянный поиск информации для решения проблем, но
чтобы знать, что искать, он выдвигает догадки.

Человек обладает психикой - системой, порождающей гипотезы об
окружающем мире («варианты мира») и сличающей гипотезы с информа-
цией, полученной в ходе активного поиска.

Человек порождает собственную субъективную модель мира, или «об-
раз мира», по А.Н. Леонтьеву , которая никогда не может быть пол-
ностью адекватной, ибо индукция всегда неполна.

~" «Человек ведет себя так, как будто он настойчиво пытается угадать пра-
вила игры, по которым с ним "играет" природа» (В.М. Аллахвердов
).



Для осуществления привычных, автоматизированных действий в при-
вычной ситуации психическая регуляция и познание не нужны. Лишь тог-
да, когда человек сталкивается с препятствием, с новой ситуацией, по
мнению П.Я. Гальперина , включаются психические механизмы ори-
ентировочной деятельности. У высших животных ориентировочная, поис-
ковая активность самостоятельна и отделена от исполнительской.

Другие предпосылки современной психологии познания - квантовоме-
.ханическая революция в физике и возникновение синергетики. Вероятно-
стное описание событий рассматривается не в качестве признания непол-
ноты знания о законах мира, а как адекватное выражение процессов, как
мера предрасположенности объекта к определенному поведению, внутрен-
не присущая объекту- Спектр возможностей, которыми актуально обладает
объект, бесконечно велик, но во взаимодействии с другими объектами (сре-
дой, наблюдателем, прибором) реализуется лишь одна возможность из
многих. Будущее объективно открыто и не полностью прогнозируемо, из-
менение мира необратимо, мир открыт к появлению новых реалий; ста-
бильные системы возникают в нем как результат самоорганизации хаоса.

Человек живет не в мире отдельных объектов: он является сложной сис-
темой, существующей во взаимодействии с другой системой - с природной
и социально-культурной средой. Не стимулы воздействуют на человека, а
он сам активно взаимодействует с целостной актуальной ситуацией.

Наконец, огромное воздействие на современную психологию познания
оказали результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и
нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века. Этот период
характеризуется революцией в сфере наук о мозге и нейронных механиз-
мах переработки информации. Итак, психология человеческого познания
опирается на сведения о том:

«что познает» - знания об устройстве мира;

«кто познает» - знания об устройстве человека как познающей сис-
темы;

«как познает» - представления, почерпнутые из философии (теории
познания).


Методологические принципы и предмет психологии познания

Зачем познает человек? На этот вопрос не дают ответа ни философия,
ни естествознание, ни психология. Психолог пытается открыть законы,
«механизмы» индивидуального человеческого познания. Человек, как в
зеркале, обнаруживает себя в продуктах собственного творчества. Компь-
ютерная революция, преобразившая жизнь большей части человечества,
изменила и представления психологов о человеческом знании и механиз-
мах его приобретения. Компьютер является единственной психической
системой, единственным орудием труда, предназначенным для содействия
человеку в осуществлении функций, которые условно всегда считались чи-
сто ментальными: дедуктивный вывод, вычисление, управление объекта-
ми, хранение и преобразование информации и т.д.

Психологи, инженеры, философы использовали принцип структурно-
функциональной аналогии: сходство функций компьютера и «человека по-~
знающего» позволило говорить о сходстве структур, реализующих эти фун-
кции. Так в психологию проникла «компьютерная метафора».

Огромную роль в становлении современной психологии сыграло разви-
тие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов,
теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингви-
стика и т.д. Следует упомянуть о достижениях лингвистов, расширивших
представления об языке, грамматических и семантических структурах.

Данная книга не случайно названа «Когнитивная психология». Назва-
ние может ввести в заблуждение, так как под когнитивной психологией мы
привыкли понимать одно из направлений в психологии, возникшее в конце
50-х годов в США и опирающееся на информационный подход. Психоло-
гия познания, или психология познавательных процессов, является тради-
ционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, па-
мяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии.
Область когнитивной психологии, понимаемой как научное направление,
значительно шире: от психофизиологии до социальной психологии и даже
социологии. Это скорее обший подход к решению проблем, возникаюших
в различных науках. Но возможно и другое понимание когнитивной пси-
хологии, а именно, как науки о процессах приобретения, хранения, пре-
образования, порождения и применения человеком знаний.

Понимаемая таким образом, когнитивная психология охватывает на-
ряду с вышеперечисленными процессами и процессы творчества, приня-
тия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понима-
ния и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект,
метакогнитивное управление и пр.). В сферу когнитивной психологии
неизбежно входит дифференциальная психология познавательных спо-
собностей и психология познавательного развития. Таким образом, ког-,
нитивная психология является психологией познания на современном 7
этапе ее развития.

Определим, какой этап можно характеризовать как современный.

Истоки психологи познания, развивавшейся первоначально, как и все
психологическое знание, в недрах философии, восходит к античности, к
трудам Демокрита, Платона и Аристотеля. Формирование эксперименталь-


Глава 1. Основания когнитивной психологии

ной психологии в середине XIX века также связано в первую очередь с ре-
шением проблем познания и сознания.

Однако, несмотря на огромный вклад в развитие психологии ее осно-
воположников, труды их представляют в большей степени исторический
интерес. Воздадим им должное.

Кардинальный сдвиг в подходе к человеческому познанию произошел
в 30-50-х годах XX века. Именно к этому времени был совершен перево-
рот в естествознании, теории познания, были созданы первые компьюте-
ры, а психология достигла высокого уровня развития как самостоятельная
дисциплина, равная по возможностям другим наукам.

Однако индуктивизм является не предрассудком, а методологической
основой, которую выбирают и сегодня многие исследователи. В подходе к
человеческому познанию полемизируют представители двух основных на-
правлений. Представители первого направления полагают, что познание
осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается
вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности непол-
на изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче»
воспринимаемого мира, не все знание осознается. Представители второго
направления полагают, что основой нашего знания является непосредствен-
ное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представ-
ляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «бед-
нее» поступающей от мира информации, все знание осознается.

Разумеется деление этих подходов совершенно условно. Но можно в
первом приближении считать, что позиции необихевиористов, когни-
тивных психологов, представителей деятельностного подхода, таких как
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн , ближе к первому направ-
лению. Соответственно, гештальтпсихологи (лишь отчасти!) и экологичес-
кие психологи представляют второе направление. Первая позиция восхо-
дит к И. Канту, утверждавшему, что восприятие, вопреки утверждениям
эмпириков и ассоцианистов, является результатом активной работы разу-
ма по организации элементов опыта в единую структуру. Соответственно
эмпиризм Дж. Локка и Дж. С. Милля и психология сознания являются пра-
родителями второго направления.

В развитии своих представлений о познании философия шла от представления об абсолютной истине как вершине и пределе, начиная с Платона, к идее ее относительности или вовсе отсутствия. Однако в основу представления об истине для научного познания было положено выработанное в Аристотелевской философии положение об истине как о соответствии знаний своему предмету или соответствии предмета своему понятию. Отсюда и объективность как необходимый признак научного знания.

Стремление к объективности лежало и в основании развития психологии. Желание преодолеть философские разночтения в вопросах о природе и сущности мышления, сознания, эмоций, т.е. всего того, что составляет элементы великой целостности по имени «ЧЕЛОВЕК», требовало поиска новых способов их анализа. Казалось, эта задача вскоре будет решена, и мы узнаем на уровне формулы, что есть любовь, отчего люди радуются или печалятся и т.д., и начнем выпускать «таблетки счастья», «пилюли антигнева» и т.п. Однако человекопозпапие оказалось куда более сложным, и подчас писатели (особенно такие как Федор Достоевский, Альбер Камю и др.) здесь более продуктивны, чем ученые-экспериментаторы.

Процесс достижения знания всегда определен самим предметом , это говорит о том, что важным элементом в описании знания, разных его видов и форм будет оставаться предмет , иными словами, знание не может быть беспредметным , это всегда знание о чем-то.

Что является предметом психологического знания ? Как поставленный Кантом вопрос «Что такое человек?» звучит в психологии? Психология пытается добыть достоверное и объективное знание о человеке, дабы раскрыть его вечную тайну, подобно тому как постепенно раскрываются загадки материального мира: строение вещества, законы взаимодействия тел и т.д. Психологические знания, как и другие формы научного знания, стремятся к объективности , т.е. приведению их в соответствие с исследуемым предметом. Однако, как уже говорилось, психология относится к сфере наук о духе у и в силу самой своей природы психологическое знание остается необъективируемым в полном смысле.

От более общего, философского вопроса «Что такое человек?» психология переходит к более частному - «Что такое психика?», который есть не что иное, как конкретизация, акцентуализация первичной базовой постановки вопроса в контексте психофизической проблемы (соотношение души и тела, говоря языком философии). Академик А. В. Петровский следующим образом определяет предмет психологии:

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений с другими людьми и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы .

Как уже говорилось, сегодня далеко не все школы и направления психологии признают своим предметом психику , полагая ее слишком узкой сферой, функциональной основой жизнедеятельности индивида, тогда как для определения сущности человека недостаточны лишь функциональные аспекты. Например, экзистенциальная психология изучает не психику, а экзистенциалы, представляющие собой бытийную целостность «Я». Гуманитарная психология говорит о необходимости исследовать духовную жизнь , фактически прямо возрождая категорию «душа» в пределах психологического знания. Гуманистическая психология ставит во главу угла феномен встречи (исследователя и исследуемого), т.е. идею диалога , представляющую собой одну из идей, наиболее интенсивно развивающихся в современной философии.

Итак, объектная направленность психологических исследований суть человек - предмет, изучаемый и философской антропологией. Это накладывает свой отпечаток на принципы и способы познания в психологии, где сам процесс познания строится не по схеме субъект-объектных отношений, составляющей основу принципа классической рациональности (субъект отражает свойства и качества объекта). Более адекватным предмету психологии является методологическое признание приоритета субъект-субъектных отношений. Напомним, что субъект - это тот, кто познает, а объект - то, что познается. Это предполагает следующее.

  • 1. Объект исследования: а) обладает субъектными характеристиками (активно воздействует на субъект); б) не константен; в) реально участвует в формировании познавательной ситуации.
  • 2. Субъект исследования: а) взаимодействует с объектом (ситуация диалога); б) выбирает и формирует как объект, так и средства познания, включая методологию, методику и исходные теоретические посылки.
  • 3. Результат познания зависит от: а) созданной и субъектом, и объектом познавательной ситуации, включая выбранные методы и способы познания; б) уровня и характера их взаимодействия; в) эмоциональных и мировоззренческих установок обоих.

Развитие познания по принципу субъект-субъектных отношений демонстрирует интерактивный характер познавательного процесса в психологии. Для естествознания требование объективности остается всеобщей гносеологической установкой, что сохраняет свое значение и для психологии, но весомость субъективного фактора делает ее отличной от естествознания в целом. Природа психологического знания может быть определена как субъективно-объективная. Психология, как и естествознание, стремится к объективности знания, и это позволяет ей фиксировать объективные характеристики психики (настолько, насколько они существуют), выявлять типическое по отношению к уникальному, общее - к особенному (взять хотя бы азбучную типологию человеческих темпераментов). Однако эти характеристики оказываются представленными в результатах психологических исследований в соединении с мировоззренческими, ценностными (метафизическими) смыслами, привнесенными и общей социокультурной средой, и субъективными характеристиками исследователя и исследуемого, и принятыми философскими парадигмами.

Практикующий психолог подтвердит, что часто результат, казалось бы, самых объективных исследований, например тестирования, зависит от настроения, физического состояния испытуемого, доверия, симпатии или антипатии к исследователю, отношений с другими испытуемыми и т.п. Поэтому при измерении одних и тех же величин (например, интеллекта, коммуникабельности и т.д.), в разное время и в разных условиях, один и тот же человек покажет разные результаты. Означает ли это, что достоверное и объективное знание о человеке невозможно? Психологи верят, что нет. Следуя за Ф. М. Достоевским, можно многократно повторять «Человек есть тайна», и это одна из тех тайн, которые сам человек никогда не устанет разгадывать. Если тайна скрывает не пустоту, то существует множество способов и приемов приоткрыть завесу этой тайны, заглянуть в нее, сделать ее прозрачной.

И психологическое, и философское познание нацелено на постижение сущности человека, но парадокс в том, что оно не всегда объективно, поэтому М. Хайдеггер и призывает нас не описывать бытие, а «вчувствоваться» в него, чтобы его познать. Герменевтическая традиция провозглашает понимание основным способом постижения реальности. Основываясь на этом, можно сказать, что путь психологии к своему предмету есть путь взаимопонимания исследователя и исследуемого, путь диалога , который активно анализируется в современной философии. Сама идея диалога в бытии и познании не нова, она присутствует еще в знаменитом методе Сократа, но только в XX в. разрабатывается и набирает силу философия диалога , которую связывают с именем М. Бубера, а своеобразным манифестом ее можно считать его вышедшую в 1922 г. книгу «Я и Ты». В отечественной философии тема диалога активно звучит в произведениях М. М. Бахтина и других авторов .

Современная психология неоднородна, ее предмет распадается на множество мелких (частных) специальных предметов, образующих более или менее единую структуру, взаимодействующую со столь же разнообразными разделами философского знания и различными областями практики. В структуре психологической науки традиционно выделяют следующие разделы: общая (или теоретическая) психология, психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли (сегодня уже выделяют в отдельную подоотрасль и психологию рекламы), инженерная психология, психология искусства, политическая психология, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология, социальная психология и др.

Целесообразно говорить сегодня и о развитии методологии психологии как особой отрасли психологического познания, непосредственно смыкающейся с общей методологией пауки, разрабатываемой в философии. Общая методология психологии представляет собой метауровень психологических исследований, на котором вырабатываются общие принципы психологического познания, фиксируются его результаты, определяются перспективы. Развитие отечественной методологии психологии связано с работами А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко и др.

Из всех перечисленных отраслей психологического знания, если представить их в виде пирамиды, можно выделить в качестве основания общую психологию , а в качестве общего ее контура - методологию. Это как раз и будут отрасли психологического знания, тяготеющие или непосредственно смыкающиеся с философией таким образом, что выработанные в них положения окажутся равнозначно ценны и для философии, и для психологии, они будут органично вплетаться в структуру и философского, и психологического знания. Другие психологические дисциплины, исследующие специальный предмет, в большей степени эмпиричны, зависимы от опыта; исключение, пожалуй, составляет социальная психология , развитие которой сегодня немыслимо без тесного взаимодействия с социальной философией, социологией, культурологией и т.п.

На первых этапах развития психологии был отмечен существенный количественный рост знаний о психическом , полученных на базе экспериментов и наблюдений, проводившихся, как правило, по аналогии или в рамках физиологических исследований. Например, знаменитая теория рефлексов И. М. Сеченова позволяла объяснять психическое через полный цикл взаимодействия организма со средой. Заимствуя методы физиологии, немецкий психолог Г. Эббингауз первым начал экспериментальное изучение памяти, были проведены эксперименты по изучению мышления (появился знаменитый коэффициент интеллекта (IQ) В. Штерна). Испытуемыми становились взрослые, дети, психически больные люди и т.п., психология интенсивно накапливала эмпирический материал, который, казалось, приближает наше знание о самих себе к заветному рубежу объективности, достоверности и общезначимости.

Однако желаемой всеобщности достигнуто не было, и это позволило исследователям говорить о кризисе психологии, который относят к 1910- 1930-м гг. Причина кризиса видится некоторым авторам в отсутствии общей психологической теории, на роль которой предлагается марксизм. Однако возникает вопрос: быть может, причиной следует считать ту самую специфику психологического знания , о которой речь шла выше? Что же такое психологическое знание в сравнении с философским?

Как уже говорилось, психология обязательно имеет в своей структуре эмпирический базис, над которым надстраиваются теории. Любое психологическое исследование предполагает выбор концептуальной основы, в рамках которой формируются первичные гипотезы; выбор или создание методик проведения эмпирического исследования (эксперимента, наблюдения); выбор рационально-логических принципов перехода от опыта к теории. Таким образом, целью психологического исследования можно считать создание психологической теории , способной с той или иной степенью достоверности объяснить свой предмет. Сами же психологические теории могут создаваться как более или менее общие, либо как частно- или общенаучные.

Под частнонаучными теориями понимают рационально-логические конструкции, существующие и действующие в рамках отдельной научной дисциплины. Общенаучными называют теории, выходящие за рамки отдельной науки и имеющие значение для других отраслей знания; можно сказать, что общенаучные теории по своей сущности весьма близки к философским концепциям за счет стремления к максимальному обобщению. В психологии существуют и те, и другие. Одни непосредственно вырастают из опыта и представляют собой его рациональное осмысление, действуя в рамках самой психологии. К ним можно отнести, например, «теорию поля» (К. Левин), сложившуюся в ходе экспериментального исследования динамики мотивов, и т.п.

Другие теории перерастают рамки психологии, превращаясь в философские. Наиболее ярким примером является фрейдизм: формулируя положения своей теории на основе клинической практики, Фрейд создает теорию, которая становится всеобщим мировоззренческим и методологическим основанием для других конкретных наук благодаря предельно общим положениям, объясняющим сознание, психическое, человека. Многие понятия, выработанные в концепции психоанализа, приобрели статус философских категорий: «Оно», «бессознательное», «Я» (хотя, надо отметить, что Фрейд заимствует эту категорию из немецкой классической философии). Фрейдизм признается и изучается философами как одна из ведущих философских концепций.

Таким образом, живое взаимодействие философии и психологии прослеживается не только в том, что психология вырастает из философии, базируется на философских идеях и принципах, но и в том, что философия черпает из психологии и новые способы аргументации, и новые горизонты исследований, новые объекты и новые теории. Однако при всей очевидной близости исходных позиций психологическое знание отлично от философского:

  • а) наличием обязательной эмпирической базы (современное психологическое исследование опирается на эмпирические данные, полученные самим исследователем);
  • б) уровнем абстрагирования (философия всегда абстрактна, а психология движется от конкретного к абстрактному; например, рассуждая о любви, философ может говорить о любви как таковой; психолог будет говорить о специфике любви на основании обобщения ее проявлений у разных людей);
  • в) нацеленностью на конкретный объект (факт, ситуацию и т.п.; например, философ может рассуждать о том, что такое личность, выявлять ее специфические черты и т.п., психолог тоже может рассуждать о личности, но только на основании исследования личностных черт конкретных людей);
  • г) наличием специальных методов (технологий);
  • д) непосредственным выходом в практику (тогда как философия воздействует на практику опосредованно).

Для философии и психологии характерны и общая предметная область , и даже общность категорий. Например, в философии и психологии фигурируют такие категории, как мышление, ощущение, восприятие, чувства, эмоции, деятельность, личность и пр. Однако, несмотря на то что познавательные усилия исследователей направлены на один и тот же объект, их подходы к его осмыслению различны: если философский анализ стремится к обобщенному образу предмета, то психологический его детализирует и конкретизирует. Иными словами, психологию интересует человек Иван, человек Петр, человек Сократ, и она стремится обобщить их конкретные качества в свойство или характеристику всех. Философию же интересует ЧЕЛОВЕК вообще. Философия ищет ответа на вопрос «Что есть человек?». В тот момент, когда психология ставит перед своими выводами слово «все»: все люди обладают сознанием, все люди стремятся к счастью, все люди страдают и т.п., она переходит в ранг философии.

Говоря о различии психологического и философского подходов к анализу одних и тех же явлений, можно образно представить двух художников. Один (философ) широкими мазками пишет картину, где просматриваются общий образ предмета, перспектива. Другой (психолог) берет тонкую кисть и выписывает детали, отчего написанная первым картина оживает, наполняется множеством новых смыслов и оттенков, но теряет перспективу.

Исследуя один и тот же предмет, философия и психология предлагают разные способы и контексты его понимания. Философия создает метауровень анализа изучаемого предмета. Так, философия игры , философия интеллекта , философия эмоций и т.п. будут метауровнем по отношению к психологии игры , психологии интеллекта , психологии эмоций и т.п., давая предельно общий и абстрактный гносеологический образ перечисленных феноменов. Вновь переходя на язык аллегорий, можно представить психолога в роли садовника, бережно и тщательно возделывающего свой сад, выращивающего цветок; чтобы понять, чем цветы похожи друг на друга, ему нужно высадить и вырастить по крайней мере несколько из них. Философ же, подобно бабочке или пчеле, как бы парит над садами и цветниками, выращенными разными садовниками, и с высоты своего полета видит сходства и различия цветов и других растений, на некоторые из них он садится, чтобы напитаться живительным нектаром. Образ пчелы, кстати, стал весьма традиционным для описания плодотворного индуктивного исследования, его использовал еще Ф. Бэкон.

Завершая разговор о сходстве и различии психологического и философского знания, целесообразно вспомнить концепцию личностного знания , разработанную Майклом Полани (1891 - 1976), который исходил из того, что личностное знание есть не просто совокупность утверждений и переживаний индивида, а он живет в нем как в одеянии из собственной кожи . По мнению Полани, у человека есть два типа знания: явное (артикулированное, вербализованное, выраженное и т.п.) и неявное (имплицитный, не поддающийся полной вербализации и полной рефлексии слой человеческого опыта). В личностном знании проявляются и задействованы они оба, именно поэтому личность, живая, чувствующая, нацеленная на что-то, является носителем знания, в том числе и научного. Науку делают личности, и ее результаты зависят от их направленности, интеллектуальной самоотдачи и т.д. Важно сказать, что концепция личностного знания , одна из наиболее влиятельных в современной философии концептуальных схем науки, в максимальной степени адекватна описанным выше процессам развития психологии во взаимодействии с философией.

Таким образом, психологическое и философское знание формируются в тесном взаимодействии друг с другом, взаимодополняя и взаимообогащаяя друг друга. В каждом психологическом исследовании присутствует в качестве фундирующего философское основание, выражающееся в выборе исследователем методологических установок, мировоззренческих ориентиров, проблемных срезов. Философское знание обобщает и концептуализирует данные психологии, вбирая в себя новые идеи, принципы и т.д., вырабатываемые психологией. Это позволяет сделать вывод об эвристической ценности этих отраслей знания друг для друга.

  • Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. С. 73.
  • См., например: Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарныхнаук. СПб. : Академия, 2000; Библер В. С. Па гранях логики культуры. Книга избранныхочерков. М. : Изд-во РФО, 1997; и др.
  • См.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1983.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны" с изучением и созданием средств производства и орудии труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Уже в раннем детстве ребенок говорит "я хочу", "я думаю", "я чувствую". Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".

Итак, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. психология

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

Психологическое познание человека

это может вам помочь Еще Авиценна говорил о том, что нет таких болезней, которые не лечатся травами

Психологическое познание человека

Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие "человеческая психология" составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоциональные, мотивационные и волевые состояния. Психологические свойства - это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношения человека к себе, к другим людям, к событиям в жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека . Это в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека , можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. Более или менее точное представление об особенностях памяти человека подскажет, сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также, сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала, и как долго этот материал будет храниться в памяти.

Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека , оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каким образом они больше всего проявляются: в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики (словесно- логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов. Изучив мотивацию человека , также можно получить немало важных сведений о нем: каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека , знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека , его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и другие.

Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.

Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса, или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека .

Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека . Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение, и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека , строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.

Как сказал Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990г.г. пресс-секретарем М.Тэтчер: "Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время, нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней и она не может быть существенно изменена или спрятана".

Наконец, зная отношения человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужную сторону. Мы можем и должны знать о психологии человека как можно больше, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека , весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев, традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.

На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самых сложных и труднопознаваемых из всех существующих в мире явлений, так как значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом бессознательном уровне, о котором мы до сих пор конкретно почти ничего не знаем.

Но, тем не менее, кое-какие достоверные знания о психологии человека есть. Мы, например, более или менее определенно знаем о том, как человек воспринимает и перерабатывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, формируется на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступны многие знания, относящиеся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека , о его памяти, о многих других вещах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных задач. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и речи. В целом немалыми, но, конечно, далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов. Несколько хуже дело обстоит в области познания личности и индивидуальности человека , объяснения его поступков. О способностях людей, например, до сих пор известно очень мало: не до конца ясна их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Вместе с тем мы все же научились более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека при помощи различных тестов.

Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX веке добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека . Примерно то же самое можно сказать и о характере человека . Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX веке научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека . И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека , несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

Знания и объяснения мотивации человека , его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не вполне обоснованных предположений и гипотез, во - вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека , например, осознаваемых потребностей, интересов и целей.

Не менее сложно изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла относительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение к себе или другим людям.

Познание (в психологии)

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память , внимание , восприятие , действие , принятие решений и воображение . Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм , господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации , где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект » фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия , эпистемология и онтология
  • Физика , где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
  • Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
  • Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии . При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Когнитивность как компрессия

Когнитивность как социальный процесс

Когнитивность в культурном контексте

Обобщение

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Познание (в психологии)" в других словарях:

    Познание приобретение или результат приобретения знаний: Познание (философия) совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание (в психологии) (когнитивность) термин, обозначающий в… … Википедия

    - “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования” (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) одно из главных сочинений Э. Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОЧЕРКИ ПО ПСИХОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zur Psychologie der Forschung») одно из главных сочинений Эрнста Маха, посвященное проблемам теории познания, увидевшее свет в 1905 г. (рус. пер …

    - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования» (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) – одно из главных сочинений Э.Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и действительность - «ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» под таким названием издательство «Шиповник» (Спб.) в 1912 г. в серии «Библиотека современной философии» опубликовало книгу приват доцента Берлинского университета Эрнста Кассирера «Substanz und… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    познание религиозное - в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) вплоть до базовых принципов, религиозное знание в рамках любой конфессии обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа …

    познание художественное - свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия