Принципы построения систем топливопитания и автоматики авиационных гтд. GTD — система доведения дел до завершения Гтд система планирования

GTD (Getting Things Done) - это система продуктивной работы и одноимённая книга бизнес-тренера Дэвида Аллена. Главная цель - успевать делать то, что необходимо, но тратить больше времени на то, что доставляет вам удовольствие.

Часто на русский Getting Things Done переводят как «привести дела в порядок», хотя точнее было бы «довести дела до конца». Согласитесь, важнее не распихать задачи по спискам, а завершить их. Как раз для этого нужно составлять списки, определять приоритеты и придумывать расписание.

И зачем это нужно?

Работая по принципам GTD, вам будет легче управлять своими делами. Ведь главное достоинство этой методики в том, что информация обо всех ваших задачах сосредоточена в одном месте таким образом, чтобы вы могли переходить от одного дела к другому не раздумывая.

В чём разница между GTD и списком задач?

В списке мы обычно фиксируем только самые важные дела, а менее значительные, мелкие задачи не записываем. И зря. Они прокручиваются в голове, отвлекают от работы, и ваша эффективность падает. Один из главных принципов GTD - фиксировать абсолютно всё. Так вы сможете разгрузить свой мозг и использовать все его ресурсы для работы.

А мне точно подойдёт эта система?

GTD актуальна для людей разных профессий, возраста и социального положения. Дэвид Аллен, который сформулировал принципы системы, проводил курсы и для космонавтов МКС, и для рок-музыкантов, и для руководителей крупных компаний.

Как Дэвид Аллен в интервью Лайфхакеру, система может быть одинаково эффективной или одинаково бесполезной как для тинейджера, так и для CEO крупной компании. Нужно иметь определённый склад ума, любить заниматься систематизацией и планированием.

Хорошо, и что конкретно нужно делать?

В системе GTD нет строгих правил. Зато есть базовые принципы работы:
  1. Собирайте информацию и всё фиксируйте. Записывайте задачи, идеи, повторяющиеся дела в блокнот или приложение. При этом список всегда должен быть у вас под рукой, чтобы вы не могли сказать: «Добавлю это позже». Даже самое маленькое и незначительное дело нужно записывать, если вы не делаете его прямо сейчас.
  2. Пишите пояснения. Не должно быть задач вроде «Подготовиться к отпуску». Разбивайте большие дела на конкретные выполнимые действия (подать такие-то документы в визовый центр, купить полотенце и солнцезащитные очки, скачать карты на телефон). С обычным списком задач мы тратим больше времени на расшифровку, чем на выполнение. И да, если можете делегировать, делегируйте.
  3. Определяйте приоритеты. Для каждого элемента в списке укажите конкретную дату и срок. Если необходимо, добавьте напоминания. По сути, это работа и со списком, и с календарём. На этом этапе у вас должна появиться уверенность, что вы точно ни о чём не забудете.
  4. Обновляйте списки. Списки дел быстро устаревают: что-то теряет актуальность, что-то переносится на будущее. Система должна работать на вас. Поэтому следите, чтобы у вас всегда был список конкретных действий и вы могли приступить к работе без промедления.
  5. Действуйте. Когда всё организовано, можно приступать к выполнению задуманного. Выберите дело из нужной категории, посмотрите, какие конкретные действия от вас требуются, и работайте. Так вы сможете реализовать большие проекты.

Все дела нужно записывать в один список?

Нет, лучше составлять несколько, но хранить их в одном месте. Например, ведите несколько списков по каждому рабочему проекту, списки домашних дел, списки для изучения, списки идей и возможных проектов в будущем - на что хватит фантазии.

Есть какие-то специальные инструменты?

Из приложений и веб-сервисов подойдут Wunderlist, Trello, Any.do, MyLifeOrganized, любой заметочник или обычный файл в «Google Документах». Если вы привыкли делать заметки на бумаге, можете использовать её.

Есть поклонники файловой системы. На рабочем столе создаётся одна общая папка, в ней - несколько тематических, и в каждой хранятся соответствующие списки и необходимые материалы.

В общем, выбирайте то, что удобно вам.

Главное требование: инструмент должен быть всегда у вас под рукой, чтобы вы могли перенести задачу из головы на бумагу или в приложение. Например, когда к вам подходит начальник и поручает новую задачу, а вы в это время работаете над чем-то другим.

Как получить больше пользы от GTD?

Любая система продуктивности не будет работать, если применять её слепо. Чтобы получить максимальную отдачу, настраивайте её под себя, и тогда всё получится.

И да, никакая система не сможет переделать все дела за вас, так что не слишком увлекайтесь составлением списков, не забывайте действовать. GTD - это инструмент, который помогает вам избавиться от стресса и ничего не забывать. Но как вы распорядитесь своим временем, зависит от вас.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "" в других словарях:

    система автоматического управления ГТД Энциклопедия «Авиация»

    система автоматического управления ГТД - система автоматического управления ГТД — совокупность устройств, автоматически обеспечивающих выполнение с требуемой точностью выбранных программ управления газотурбинным двигателем летательного аппарата на установившихся и переходных… … Энциклопедия «Авиация»

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    САУ ГТД - система автоматического управления газотурбинным двигателем

Принципы построения систем топливопитания и автоматики авиационных ГТД

Учебное пособие

УДК 62-50(075)

Приведены общие сведения о составе и работе систем топливоподачи авиационных газотурбинных двигателей. Описаны программы регулирования двухвальных ГТД.

Изложены сведения о системе автоматического управления двигателя НК-86.

    принципиальная схема гидромеханической САУ;

    электронной аналоговой САУ двигателя.

Дано описание конструктивной схемы САУ двигателя.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей

Введение

    Агрегатный состав и работа топливной системы ГТД

    Программы регулирования ГТД

    Система автоматического управления двигателя НК-86

      1. Общие сведения о САУ двигателя

        Принципиальная схема гидромеханической САУ

        Электронная аналоговая САУ двигателя

    Конструктивная схема САУ двигателя

Системы топливопитания современных газотурбинных двигателей

Введение

Управление работой газотурбинного двигателя (ГТД) осуществляется изменением расхода топлива. При этом в отличии от двигателя наземного применения управление авиационного ГТД должно осуществляться с учетом режимов полета самолета, широкого изменения параметра окружающей среды (высоты и температуры воздуха), особенностей протекания рабочих процессов в двигателе и многих других факторов.

Поэтому система топливопитания современного авиационного ГТД включает в себя целый ряд автоматических устройств, помогающих экипажу самолета обеспечить эффективное и безопасное использование возможностей двигателя на различных этапах полета.

Агрегатный состав системы топливопитания ГТД

Топливная система двигателя состоит из трех основных частей:

Система кондиционирования топлива (I);

Система подачи топлива на запуске двигателя (II);

Система дозирования топлива на основных режимах работы двигателя (III).

Система кондиционирования топлива предназначена для придания топливу заданных физико-механических параметров. К числу этих параметров относятся:

    температура;

    степень очистки от механических загрязнений;

    заданное давление и расход.

Топливо из самолетной системы поступает на вход в центробежный подкачивающий насос (1), приводимый во вращение от автоматического электродвигателя. Подкачивающий насос предназначен для преодоления топливом сопротивления агрегатов и подачи его к основному топливному насосу с избыточным давлением для безкавитационной его работы.

Подогреватели топлива (2), (3).

Несмотря на тщательную очистку топлива от присутствующей воды на пунктах ГСМ, полностью удалить воду из топлива не представляется возможным. Присутствие воды приводит к засорению (обмерзанию) топливных фильтров и выходу их из строя. Поэтому перед фильтром топливо необходимо подогревать до положительных температур. Топливо подогревают за счет отбора тепла из масляной системы двигателя (в топливо-масляном подогревателе (2)), а в случае недостаточного прогрева топлива за счет горячего воздуха из-за компрессора двигателя в топливо-воздушном подогревателе (3).

Подогретое топливо поступает к фильтру тонкой очистки топлива (4). Фильтр обеспечивает очистку топлива с тонкостью фильтрации 16 мкм. На случай засорения фильтр оснащен перепускным клапаном, который открывается при перепаде давления 0,075 +0,01 МПа. При этом в кабине экипажа появляется сигнал о засорении фильтра.

Основной топливный насос (5) обеспечивает подачу топлива с давлением до 10 МПа и расходом до 12000 кг/час. Мощность основного топливного насоса составляет несколько десятков киловатт. Поэтому топливный насос приводится во вращение от ротора ГТД через систему шестерен отбора мощности. В том случае, если в качестве насоса используется шестеренчатый насос нерегулируемой подачи, в конструкции насоса предусматривается предохранительный клапан (9).

Система дозирования подачи топлива на запуске двигателя (II) состоит из следующих агрегатов:

    дополнительного фильтра тонкой очистки топлива (6);

    дозирующего устройства системы запуска (7) с гидромеханическим приводом;

    перекрывного топливного крана (8);

    топливных форсунок системы запуска (16).

Дозирование расхода поступающего на запуске топлива осуществляется путем изменения площади проходного сечения автомата запуска (7) по команде гидромеханического привода либо по местной временной программе, а на современных двигателях по внутридвигательным параметрам (частоте вращения ротора, скорости изменения частоты dn / dt , от степени сжатия воздуха в компрессоре P k * / P H и других).

Изменение расхода топлива на рабочих режимах работы двигателя осуществляется основной топливной системой (III).

Топливо от насоса поступает к основному дозирующему устройству (11) с гидромеханическим приводом.

Поскольку основным устройством в системе топливопитания ГТД является дозирующее устройство с гидромеханическим приводом. Рассмотрим его работу более подробно.

Гидромеханический привод изменяет площадь проходного сечения топлива, являясь исполнительным механизмом агрегатов и узлов системы автоматического управления двигателем. Он связан (рис. 2) с:

    регулятором работы вращения ротора и осуществляет выполнение команд экипажа по изменению режимов работы двигателя от малого газа до взлетного режима;

    системой корректировки расхода топлива при приемистости и сброса газа с учетом высоты полета самолета;

    системой корректировки расхода топлива при изменении давления и температуры воздуха на входе в двигатель (Р Н * , Т Н * );

    электронной системой управления двигателем (ЭСУД) для ограничения предельно допустимой частоты вращения ротора двигателя и температуры газов на входе в турбину;

    ограничителем максимальной степени сжатия вентилятора.

Рис.2. Схема взаимодействия дозирующего устройства с агрегатами и узлами системы автоматического управления двигателя.

Дозирующее устройство работает за счет изменения площади проходного сечения. При этом расход топлива изменяется в соответствии со следующей зависимостью:

, (1)

где: μ- коэффициент расхода, определяемый геометрией проточной части дозирующего устройства;

F Д.у – площадь проходного сечения;

Р нас – давление, развиваемое насосом;

Р ф

ρ – плотность топлива.

Формула (1) показывает, что расход топлива, поступающего к форсункам определяется площадью проходного сечения дозирующего устройства и перепадом давления (Р нас ф ). Этот перепад зависит от переменных величин давления за насосом и перед форсунками. Для того, чтобы исключить неоднозначность расхода топлива, в системе предусмотрено специальное устройство – клапан постоянного перепада давления топлива (10) на дозирующем устройстве. Этот клапан воспринимает давление топлива за насосом Р нас и давление на выходе дозирующего устройства (давление перед форсунками). При изменении разности этих давлений клапан (10) изменяет перепуск части топлива с выхода насоса на его вход. При этом, расход топлива через дозирующее устройство пропорционален площади проходного сечения, а если эта площадь не изменяется, то обеспечивает постоянное значение расхода топлива при любых отклонениях давлений Р нас и Р ф . Тем самым обеспечивается точное дозирование расхода топлива на всех рабочих режимах работы двигателя.

Перекрывной (пожарный) кран (12) совместно с краном (8) обеспечивает выключение двигателя.

Расходомер (13) поступающего в ГТД топлива позволяет определить значение мгновенного расхода топлива, являющегося одним из важнейших диагностических параметров оценки технического состояния двигателя. Кроме того, с помощью расходомера определяется суммарное количество топлива, поступившего в двигатель за время полета и определяется остаток топлива на борту летательного аппарата. В качестве расходомеров используются турбинные датчики расхода.

Распределитель топлива по контурам рабочих форсунок (15) является двухканальным трехпозиционным распределителем. Необходимость такого агрегата в топливной системе объясняется следующим. Расход топлива при изменении режимов от малого газа до взлетного увеличивается в 10 раз и более. Такое изменение потребного расхода обеспечивается увеличением перепада давления на форсунках в соответствии с формулой:

, (2)

где: μ- коэффициент расхода, определяемый геометрией проточной части форсунок;

F Ф – площадь проходного сечения форсунок;

Р ф – давление топлива перед форсунками двигателя;

Р КС – давление в камере сгорания двигателя;

ρ – плотность топлива.

Формула (2) показывает, что для десятикратного увеличения расхода топлива увеличивать не меньше чем в сотню раз. Для снижения давления топлива на выходе из насоса современные ГТД оснащают двумя контурами форсунок. При этом на малых режимах работы топливо поступает в двигатель через форсунки 1 го контура, а затем через форсунки 1 го и 2 го контуров. Благодаря этому расход топлива в двигатель обеспечивается при значительно меньшем давлении. Графически работа распределителя топлива по контурам топливных форсунок иллюстрируется как на рис. 3.

Пунктирными линиями на рисунке представлены расходные характеристики 1 го и 2 го контуров форсунок, а сплошной линией – расход топлива, поступающий в двигатель по двум контурам одновременно.

Рис. 3 Работа распределителя топлива по контурам топливных форсунок

На малых режимах работы топливо поступает в двигатель через форсунки 1 го контура. При достижении перепада давления (ΔР откр ) топлива начинает дополнительно поступать и через форсунки 2 го контура и затем расход топлива в двигатель поступает одновременно через оба контура. При этом расход топлива равен (G T 1+2 K ) сумме расходов по контурам (G T + G T ) и обеспечивается при значительно меньшем давлении топлива.

Быстрый прогрев масла при запуске двигателя (в течение регламентированного времени до выхода на максимальный режим);

Запас масла в маслобаке, достаточный и для возвращения самолета в обратный рейс;

Отсутствие возможности перетекания масла из маслобака в двигатель при длительной стоянке;

Возможность полного слива масла из двигателя (например, в случае необходимости замены масла).

При этом агрегаты масляной системы должны иметь минимально возможную массу и должны быть компактно размещены на двигателе.

Систематизированный комплекс обязательных требований, предъявляемых к масляным системам авиационных ГТД, приведен в отраслевом стандарте на разработку таких систем . В нём содержатся следующие основные требования, относящиеся к:

Функциональному назначению, принципиальной схеме и компоновке системы,

Выбору сорта масла, обеспечивающего работоспособность двигателя,

Запасу масла в маслобаке, величине прокачки масла через узлы двигателя , ограничению допустимой величины безвозвратных потерь масла,

Тепловому состоянию масла, включающему ограничение допустимой величины теплоотдачи от двигателя в масло и осуществление его эффективного охлаждения),

Чистоте внутренних полостей двигателя, омываемых маслом,

Обеспечению надёжности системы,

Системе суфлирования масляных полостей двигателя,

Контролепригодности состояния системы (уровня заявленных её параметров и сигнализации о достижении ими критического значения, степени загрязнения масляных фильтров, состояния смазываемых узлов трения, работоспособности подвижных уплотнений масляных полостей),

Удобству технического обслуживания системы и её агрегатов.

Кроме того, в указанном стандарте оговорены требования к основным видам испытаний масляной системы, которые должны быть проведены на опытном двигателе (до предъявления его на Государственные испытания) в стендовых условиях, на летающей лаборатории и при установке двигателя на самолёт.

«Я начал применять методы из этой программы и это спасло мою жизнь,когда же я сделал их моей привычкой –это изменило мою жизнь»

из книги Д.Аллена, отзыв клиента

Первую запись я решила посвятить основному подходу к управлению делами, который использую в своей жизни уже более года. Тому, что является для меня базисом в сфере личной продуктивности, тому, чем я руководствуюсь в своей жизни при решении проблем от ведения домашнего хозяйства до исполнения обязанностей руководящего работника. Это система GTD (аббревиатура GTD - от Getting Things Done ). Основа системы изложена в книге Дэвида Аллена «Как разобраться с делами».

Что привело меня к потребности использовать систему GTD? Я, как человек интересующийся темой управления, тайм-менежмента и планирования, изучила различные методы и инструменты организации рабочих процессов. Но все это были единичные методы, работающие сами по себе, но не дающие целостный подход к решению всего многообразия задач, возникающих в нашей жизни. Системность, сопровождение по пути возникновения задачи до ее решения – это отличительные признаки GTD. Следуя методике Дэвида Аллена, я научилась собирать воедино и обрабатывать любое многообразие информации, преобразовывать нужное в измеряемые результатом задачи и, главное, действовать!

Конечно, использование системы GTD не является панацеей «всеуспевания». Жизнь показывает, что главное для каждого из нас не выполнить максимум дел и задач за единицу времени, теряя при таком темпе здоровье, и потом, оглядываясь назад, понимать, что что-то важное в своей жизни вы упустили. Главным для нас является уверенность в том, что «чтобы вы не делали в данный момент, это именно то, что стоит делать». К достижению такой уверенности ведет полный контроль над всеми делами, задачами и проблемами вашей жизни. Система GTD наилучшим образом справляется с такой задачей.

Сегодня многие стремятся повысить личную эффективность, но далеко не все имеют возможность выделить достаточно много времени для изучения новых инструментов и методик продуктивности. Поэтому я предлагаю для первоначального знакомства с методикой GTD «сжатый» вариант известного труда Дэвида Аллена. Впоследствии внедрив данное пошаговое руководство в свою практику и получив первые результаты, вас наверняка посетит огромное желание прочитать книгу Дэвида Аллена и еще глубже постичь все тонкости системы GTD.

Главная цель методики – организовать конкретные действия. Достигается обозначенная цель за счет реализации двух основных принципов:

  1. собрать все дела, которые необходимо сделать (сейчас, позже, когда-нибудь) в логичную систему, зафиксированную письменно (любым способом, но только не хранить информацию в голове);
  2. заставить себя принять решение по поводу всех обозначенных дел., т.е обозначить и зафиксировать письменно конкретные действия, выполнение которых необходимо для решения того или иного дела.

Предлагаю краткое пошаговое руководство первоначальной настройки системы GTD. Состоит оно из 7 шагов: двух подготовительных и пяти основных.

Итак, если вы решаетесь «привести свои дела в порядок», предлагаю серию статей по внедрению системы GTD в свою жизнь…