Влияние буддизма на медицину. Будда медицины и его роль в тибетском буддизме

Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверия, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление. Это также подчёркивает действенность практик (садхан), связанных с Бхайшаджьягуру.

В Тибете Бхайшаджьягуру изображают либо как Будду, либо как бодхисаттву.

Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).

В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки - урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость - ушниша. Так же как и Будда Шакьямуни, Бхайшаджьягуру наделён тридцатью двумя основными и восьмьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей - удлиненные и проколоты.

Иногда Будду Медицины изображают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабхой.

Живые существа страдают от двух видов болезней: физических болезней, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственных болезней, или омрачений. Болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение. Для живых существ нежеланны как болезни ума, так и болезни тела. Наш ум сильно зависит от состояния нашего тела, и поэтому исцеление наших телесных недугов также играет важную роль. В связи с этим Будда и явил себя в форме Будды Медицины и преподал Чжуд-ши, то есть четыре медицинские тантры. В них изложены методы излечения более 400 видов физических болезней, объяснены их источники и даны симптомы этих заболеваний. Поэтому очень полезно делать практику Будды Медицины и каждый день читать его мантру — особенно это помогает в качестве профилактического средства от разнообразных заразных заболеваний.

Практика Будды Медицины очень сильна. Молитва к Будде Медицины очень эффективна в случае серьезных болезней; она проводится также и для обретения успеха в различных делах. С помощью этого метода мы можем даже обрести способность к ясновидению. Так, к примеру, накануне прихода больного вы можете увидеть его во сне и поставить ему диагноз. Тогда на следующий день, когда пациент явится к вам наяву, вы пропишете ему нужное лекарство. Это является знаком достижения ясновидения.

Мантра очищает нас также от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение принесет нам успех и исполнение всех наших желаний.

Если вы хотите защитить себя от болезней, визуализируйте перед собой Будду Медицины и читайте его мантру : ОМ БЕГАНДЗЕ БЕГАНДЗЕ МАХАБЕГАНДЗЕ РАНДЗА САМУТГАТЕ СОХА. Прочтите ее семь раз, 21 раз или 100 раз. Если же вы получите от духовного наставника передачу этой мантры, ее чтение будет гораздо эффективнее. Если вы болеете, после чтения этой мантры подуйте на лекарства, которые вы принимаете, а также на воду для питья. Если же вы не болеете, после чтения мантр подуйте на воду, которую нужно поставить рядом в стакане, и выпейте эту воду, представляя, что пьете целительный нектар. Это также может быть полезно в качестве профилактики от различных болезней.


Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V в.в. до н.э. и превратившееся в ходе развития в одну из трех мировых религий. В настоящее время в мире насчитывается 400 млн. буддистов-мирян и примерно 1 млн. монахов и монахинь. Основными источниками буддистской веры выступают – Трипитака («три корзины», свод священных книг) и Лалитивистара (жизнеописание Будды). Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть «пробужденного, просветленного».

Отношение к биоэтическим проблемам диктуется философско-этическими положениями буддизма. Стержнем учения является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности, чем достигается особое состояние – нирвана.

Нравственный идеал буддизм представляет как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства, совершенной удовлетворенности.

Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она содержит требования, близкие христианству: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное; не кради; не пьянствуй; не произноси ошибочных, пустых или лживых речей; не прелюбодействуй. Если буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, то мирянам рекомендуется следовать пяти вышеперечисленным заповедям.

По многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями (см.: Христианство, Ислам, Иудаизм). Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.

^ «ВРАЧ - ПАЦИЕНТ»

«Врач - пациент» – отношения, исторически складывающиеся с такими отношениями как «врач - врач», «врач - медсестра», «врач - родственники пациента», «врач - государство». Отношение «врач - пациент» является исторически первичным, основным и выступает ключевой проблемой биоэтики. Проработка юридических, этических, религиозных и др. прав, свобод и ценностей участников отношения «врач - пациент» создает прочную основу решения биоэтических проблем в различных областях медицины: реаниматология, трансплантология, психиатрия, генная инженерия и диагностика, репродуктивная медицина, пластическая хирургия.

Отношение «врач - пациент», включенное в систему прав, свобод и ценностей, позволяет выделить в нем ряд аспектов: медицинский, административно-организационный, правовой, этический, психологический, религиозный, экономический.

Медицинский. Стороны отношения («врач» и «пациент») выступают обобщением. Врач для пациента представляет медицину в целом, разнообразие врачебных специальностей, манипуляций, технологий диагностического, лечебного, профилактического характера. Пациент – это лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, пользующееся ею на постоянной или временной основе. Пациент, в свою очередь, выступает в многоообразии нозологических форм, профессий, социального статуса, пола, этнического происхождения, отношения к закону (законопослушный или правонарушитель).

Отношение «врач - пациент» носит не столько дихотомический, сколько триадический характер. Встреча пациента и врача – это всегда (в большинстве случаев) по поводу заболевания. Поэтому это отношение можно представить в следующем виде: «врач – болезнь - пациент». Со стороны врача пациент ожидает медицинскую услугу, помощь, вмешательство. Под медицинским вмешательством понимается воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования. В соответствии со специальностью различается и тактика врачей: терапевт – тактика вопросов, психиатр – тактика исследовательская, психотерапевт – тактика сотрудничества, хирург – «анатомический» подход.

Медицинский аспект амбивалентен относительно биоэтических ситуаций и проблем. С одной стороны, в строгом смысле слова, медицинские технологии нейтральны относительно ценностей и прав пациентов. Сами по себе такие технологии как, например, забор, хранение, переливание крови, подготовка фракций крови, кровезаменителей не ассоциируются с вопросами этики, но эпидемия СПИДа способствовала выявлению ряда проблем в этой сфере. Есть случаи, когда больные, нуждающиеся в переливании крови, получали ВИЧ-инфицированные фракции крови.

С другой стороны, реализуясь опосредованно, через медработников, медицинские технологии могут вступать в противоречие с правами и ценностями пациентов. Например, трансплантация крови – общепринятая технология. Но, если пациент является членом религиозной секты Свидетелей Иеговы, то переливание ему обычной крови – ущемление его религиозных ценностей. В этом случае возникает биоэтическая ситуация и проблема. Основное противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и ее качеством.

^ Административно-организационный аспект состоит в том, что организация медицинской помощи гражданам закрепляется административно: - имеются районные, городские, областные и др. медучреждения; - работа медицинского персонала организуется в соответствии с графиками, отпусками. К тому же необходимо добавить, что распределение финансовых, технических материальных ресурсов проводится далеко неравномерно и не всегда по потребностям медучреждений.

Административно-организационный аспект сам по себе тоже не порождает биоэтических проблем, но может создать условия для них. Например, отсутствие специалиста, задержка выезда скорой помощи по вызову, опоздание врача на прием и т.д. Основное биоэтическое противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и доступностью этой помощи.

^ Правовой аспект состоит в том, что отношения «врач – пациент» регламентируются нормами права. Выделяют личные, социальные, экономические, политические права и свободы граждан, гарантируемые Основным законом (Конституцией) государства. (См.: «Права врача», «Права человека», «Права пациента»).

Данный аспект включает в себя диалектику прав и обязанностей сторон. Если одна сторона заявляет права, то, тем самым, возлагает на противоположную сторону определенную обязанность. Так, если пациент выражает свое право на медицинскую помощь, то врач обязан оказать эту помощь. Если врачу дано право оказания помощи, то пациент обязан подчиниться предписаниям, назначениям врача.

Особенность действия правовой нормы состоит в ее принудительном и внешнем характере. Эта особенность сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре происходят серьезные изменения судебно-правовой системы от карательного правосудия в сторону охранительного правосудия. Об этом свидетельствуют изменения Уголовного кодекса Российской Федерации (1997 г.), принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.), принятии ряда законов о защите здоровья и прав пациентов при оказании психиатрической помощи, трансплантации и др. В стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов: «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», «Об эвтаназии и условиях ее применения».

Реализация прав, свобод врача и пациента тесно связана с ответственностью за нарушения норм, правил, законов (См.: «Ответственность медработников», «Врачебные ошибки», «Ответственность пациента»).

^ Этический аспект. Этика выступает ядром биоэтики. Вероятно, в название последней этика входит не случайно. Ведь с точки зрения гуманистической этики человек выступает самоценным, целостным существом. В этике человек выступает, прежде всего, как цель, а не как средство. В неэтических отношениях человек выступает преимущественно в качестве средства: в экономических – работника, в политических – электората в правовых - гражданина и т.д. Самоценность пациента закреплена в биоэтических принципах: конфиденциальность, информированное согласие, справедливость, не навреди, делай добро, уважение автономии личности. Врач, в свою очередь, реализуя вышеперечисленные принципы, сохраняет и себя на высоком этическом уровне.

Этический аспект не ограничивается только отношением «врач-пациент». Весьма важным является морально-этическое отношение пациента к своей болезни и к своему здоровью. Отечественная социология медицины использует понятие «самосохранительное поведение», выражающее наличие или отсутствие вредных привычек, информированность о болезнях, рисках, ценностях здоровья, степень активного поведения человека относительно своего здоровья. Социологические опросы свидетельствуют о том, что лишь 22% опрошенных считают здоровье самым главным в жизни, 68% уверены в том, что в некоторых обстоятельствах можно забыть о важности здоровья ради дополнительного заработка, учебы и пр., 10% ответивших предпочитают жить с риском, острыми ощущениями, ни в чем себя не ограничивая (Социологические исследования. – 1999. - № 5. – С.84,91).

Этические отношения «врач - пациент» регулируются этическими нормами и принципами. Если правовая регуляция носит внешне принудительный характер (судебные решения, законы, постановления), то моральная – предполагает свободное и добровольное выполнение нравственных норм.

В настоящее время отечественное здравоохранение регламентируется «Этическим кодексом российского врача» (1994г.), «Клятвой российского врача» (1994 г.). Наряду с национальными существуют и международные этические документы: «Международный кодекс медицинской этики», «Женевская декларация», «Хельсинско-Токийская декларация» и др. Необходимость в международных этических документах обусловлена трагическим опытом европейской истории (медицинские эксперименты нацистских врачей в концлагерях), взаимной заинтересованностью развитых государств в развитии медицинской науки и практики, совместной деятельностью по ликвидации очагов эпидемий, борьбой с опасными заболеваниями XXI века (СПИД, рак, диабет и др.).

Биоэтическими принципами являются: уважение моральной автономии личности, конфиденциальность, «не вреди», «делай добро», справедливость (См.: «Принципы биоэтики», «Медицинская этика»).

Законодательства развитых стран (в том числе и России) предусматривают в судебном порядке возмещение по иску пациента морального ущерба, наряду с возмещением за нанесенный вред здоровью. (См.: «Ответственность медработников»).

Нарушение профессиональных этических норм медицинским персоналом нередко выступает причиной появления особой группы психогенных заболеваний пациентов (См.: «Сестрогения», «Ятрогения»).

^ Религиозный аспект состоит в том, что в некоторых случаях поведение пациента, его согласие (или отказ) на медицинское вмешательство, выбор медицинских технологий и вообще отношение к здоровью, жизни, смерти зависит от его религиозных убеждений (См.: «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм», «Христианство»). Для России этот аспект важен и потому, что она представляет собой многоконфессиональную страну. По некоторым данным, в России на 2002 г. зарегистрировано организаций: православных – 11130, протестантских – 3738, исламских – 3121, католических – 273, иудейских – 189, буддийских – 189.

Религиозная мотивация поведения пациента отличается не только от светского (атеистического) поведения, но и может различаться внутри самой религиозной мотивации (православие, католицизм, буддизм и др.).

Религиозное мировоззрение в целом не противоречит медицине с ее задачами об охране здоровья человека. Для христианина, например, важно не забывать слова из Библии: «Господь создал из земли врачевства, и благлразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах, 38). В более широком контексте имеется различие между Западом и Востоком. Так, если на Западе считается, что пациенту нужен покой, то на Востоке пациент – центр внимания, больной – это «кровать внутри гостиницы»; отношение к алкоголю на Западе лояльное, на Востоке – нетерпимое, а в отношении к наркотическим веществам – обратная кртина (Человек. – 2002. - № 6, - С.27).

Биоэтические проблемы возникают как результат противоречия между проведением медицинской технологии и религиозными ценностными ориентациями. Например, если христианство считает эвтаназию убийством, то восточные религии вполне допускают ее. Поэтому терапевтическое сотрудничество и эффективность лечения в некоторых случаях зависят от внимательного отношения медперсонала к выраженной мировоззренческой позиции пациента.

^ Психологический аспект состоит в том, что врач и пациент представляют собой лиц с разными темпераментами, характерами, настроениями, привычками. Такое различие может создать острую биоэтическую ситуацию, если оно будет проигнорировано участниками отношения «врач-пациент».

Психологический аспект отношения «врач – пациент» конкретизирует известное правило «лечить не болезнь, а больного». Именно психическое состояние пациента во многом представляет особенность его личности.

Для врачебного персонала весьма важно понять, например, предоперационное состояние больного. Клиническая медицина выявила следующие типы психического состояния пациентов: - синдром ипохондрической депрессии (нарушение сна, неопределенные боли в теле,…); - синдром тревожной депрессии (боязнь наркоза и желание местной анестезии, снижение настроения); - синдром апатической депрессии (чувство обреченности, потеря интереса к окружающим,…); - паранойяльная реакция (подозрительность, злобность, убежденность, что операцию будут делать студенты) (Деонтология в медицине: В 2-х томах: Т.1. – М., 1988. – гл. 6).

Лечащему врачу, прежде всего, важно уметь распознать отношение пациента к своей болезни и на этом выстроить терапевтическое сотрудничество. В отечественной медицинской литературе представлен перечень типов отношения пациента к своей болезни: - гармоничный (трезвая оценка своего состояния); - эргопатический (уход от болезни в работу); - анозогнозический (пациент гонит от себя мысль о заболевании, отказ от обследования); - тревожный (беспокойность, мнительность); - ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных, неприятных ощущениях); - неврастенический (вспышки раздражения, особенно при болях); - меланхолический (неверие в выздоровление); - апатический (безразличие к исходу болезни); - сенситивный (озабоченность неприятным впечатлением); - эгоцентрический (болезнь напоказ); - паранойяльный (по мнению такого пациента, болезнь – результат чьего-то умысла, «сглаза»); - дисфорический настроение мрачное, озлобленное, ненависть к здоровым) (Врач. -2001. - № 12. С.37-38). Встречаются в медицинской практике утилитарное отношение к болезни (заболевание или фиктивное заболевание как способ решения жизненных проблем) и нозофильное (чаще пожилые одинокие пациенты).

Врачам, работающим в стационарах и клиниках педиатрического профиля, полезно знать и учитывать для установления терапевтического сотрудничества с родителями детей психологические «портреты» самих родителей: правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

Вышеперечисленные типы отношения пациентов к своей болезни, портреты родителей маленьких пациентов – результат длительного вдумчивого наблюдения врачей-клиницистов за поведением самих пациентов, их близких. Эмпирическое происхождение этих типов не снижает их значимости в повседневной работе медицинского персонала. Способствуя установлению терапевтического сотрудничества, знание этих типов тем самым предотвращают возникновение биоэтических ситуаций.

Психологический аспект проявляет себя неравномерно в разных областях медицины. Известная медицинская сентенция: слово лечит, слово и ранит, требует от врача чуткости, тактичности в речевом общении с пациентами. Реплики врача: «такая молодая, и такая больная», «ваше сердце старше Вас» и им подобные травмируют психику пациента и противоречат основополагающему принципу «не вреди». Особенно значим психологический аспект в психиатрии, психотерапии. Остро напоминает он о себе при лечении безнадежных больных, в медицине катастроф.

^ Экономический аспект состоит в том, что процесс лечения, препараты, техника, работа специалистов – все это имеет свою стоимость и цену независимо от того, в каких условиях осуществляется медицинская помощь – рыночных или нерыночных.

Биоэтические проблемы возникают в условиях дефицита препаратов, койко-мест, современного диагностического оборудования, времени, «совести» (факты взяточничества, коррупции). Возможность возникновения биоэтических проблем связана с удорожанием современной медицинской техники (томографы, лапароскопия, новые высокоэффективные препараты и т.д.). В этих условиях большую роль играет принцип справедливости (См.: «Принципы биоэтики»). Экономический аспект отношения «врач-пациент» является весьма актуальным, нередко «болезненным» для пациента. Это связано с тем, что отечественная медицина, как и здравоохранение в целом, вынуждено осваивать рыночные механизмы. На фоне низкого финансирования здравоохранения и невысокой платежеспособности большей части населения страны возникают серьезные проблемы со своевременной качественной медицинской помощью.

Экономическая сторона медицинской практики нередко является почвой, на которой произрастает криминал (незаконное усыновление, удочерение; продажа за рубеж человеческих органов и др.). Барьером злоупотреблению в медицине выступают не только этические принципы, но и ответственность медперсонала за их нарушение.

Вышеперечисленные аспекты отношения «врач – пациент» в медицинской практике взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Их роль в достижении эффективного лечебного результата неодинакова и зависит от многих обстоятельств. Однако пренебрегать ни одним из них нельзя, ведь за каждым из них кроются те или иные человеческие убеждения, характер, достоинство, надежда.

В отношении «врач – пациент», помимо аспектов, выделяются устойчивые формы взаимных связей, взаимных ожиданий врача и пациента. Такие формы в специальной литературе обозначаются типами, но чаще моделями. В нашем словаре мы рассмотрим ряд моделей, имеющих место в отечественной и зарубежной медицинской практике (договорная, коллегиальная, контрактная, патерналистская, информированного согласия, сакральная, техническая).


ГЛАВА 1. ОБЗОР

Тибетская медицина - уникальная система врачевания и одна из древнейших сохранившихся в мире медицинских тради­ций. Однако буддийская медицина Тибета повсеместно игнориру­ется западными учеными и ей все еще предстоит занять свое законное место в истории мировой медицины. Эта работа являет­ся попыткой представить общую картину тибетской буддийской медицины - ее философию и историю, космологию и божествен­ный пантеон, методы лечения и этические принципы, - а также рассмотреть традицию ее психиатрии, которая является самой древней из сохранившихся в мире полностью зафиксированных письменно систем психиатрии.

Лечебная традиция Тибета пришла с буддизмом из Индии приблизительно в VII в. В те времена индийская аюрведическая медицина находилась на подъеме. Ее история насчитывала тыся­чу лет, и это была высокоразвитая письменная традиция, кото­рая опиралась на еще более ранние устные источники, уходив­шие своими корнями к эпохе Вед.

В течение столетий, после переноса классической Аюрведы в Тибет, индийская медицинская традиция была нарушена и частично забыта у себя на родине. Но она сохранялась в Тибете, где обогащалась вкладами Китая и Персии. Тибетцы присо­вокупили это к своим добуддийским шаманистским традици­ям и расширяют и развивают свою медицинскую систему по сей день.

Медицина Тибета уникальна соединением духовной, «магичес­кой», и рациональной практик врачевания. Необыкновенная эффективность тибетской медицины была известна по всей Цент­ральной Азии, а Тибет назывался Страной медицины и Землей

лекарственных растений. Сегодня эта древняя система врачева­ния находится под угрозой полного исчезновения.

В наше время тибетская буддийская медицина, как и вся культура Тибета, оказалась в изгнании и ведет борьбу за суще­ствование. Такая ситуация сложилась вследствие исторических обстоятельств, потому что китайский коммунизм силой заменил собой тибетский буддизм, который был исключительным и веду­щим фактором во всех сферах жизни тибетцев. После того как китайцы захватили Тибет в 1959, сотни тысяч тибетцев оказа­лись в изгнании. Среди них много великих лам Тибета, но мало великих тибетских врачей. Они - последнее поколение, представляющее тысячелетнюю культуру буддийского Тибета, и первое поколение тибетцев, вошедшее в широкий контакт с современ­ным миром.

Для того чтобы сохранить медицинскую традицию в изгна­нии, Его Святейшеством Далай-ламой был учрежден неболь­шой центр тибетской медицины с аптекой, клиникой, больни­цей и медицинской школой в Дхарамсале, Индия. Он обслужи­вает диаспору беженцев и расширил свою деятельность до при­ема больных в тибетских поселениях всего субконтинента 1 . Кроме того, существует некоторое количество частнопракти­кующих тибетских врачей и врачей-лам, которые продолжают практиковать древнее искусство в Индии и гималайских стра­нах.

Имеются сообщения, что в современном Тибете китайцы, с большим уважением относящиеся к медицине, сохранили боль­шую часть врачебной традиции этой страны, особенно огромное количество традиционных тибетских методов лечения травами (которые ныне экспортируются во все провинции Китая). Но как бы китайцы ни сохраняли медицинскую традицию Тибета, легко догадаться, что они разделались с ее религиозной и духов­ной составляющей, которая не только неотъемлемая ее часть, но самое ее основание и источник.

Именно духовно-философское ядро делает тибетскую меди­цину такой неповторимой. Действительно, в мире не существует другой такой медицинской традиции, которая бы столь последо­вательно излагалась в терминах философии и метафизики. Связь буддизма и врачевания является изначально возникшей и неза­урядной.

Чтобы понять основу этих отношений, нужно только знать, что сам Будда, говоря об окончательной истине, употребил ме­дицинские аналогии. Все учение Будды - о том, как предотв­ратить страдание. Согласно ему, мы страдаем от присущего нам смятения обусловленного существования, и наше страдание вызвано непостоянством всех существ и бесконечного жела­ния, которое возникает от коренного заблуждения: иллюзор­ного представления о себе, как о некоем отдельном «я». Лекар­ство, которое назначал Будда для преодоления нашего страда­ния и заблуждения и есть его учение - Дхарма. Суть этого учения состоит в укрощении ума и преобразовании негатив­ных эмоций. Будда учил, что ум является основой всего прояв­ленного. Ум творит материю, и ум же творит болезнь и здоро­вье. Это и есть основная предпосылка буддийской психосома­тической медицины.

Буддизм прежде всего есть религия психологии, а не социологии. Он нацелен на понимание природы ума и разви­тия осознавания и сострадания. Практика дхармической ме­дицины Будды опирается на собственные усилия человека, признание им непостоянства, контроль за умом и уменьше­ние желаний.

С буддийской точки зрения физическая болезнь и страдание могут послужить опорой для усиления стремления к просветле­нию. Болезнь может быть использована, например, для развития сострадания. Пока мы больны, мы можем превратить наши стра­дания в путь. Практикуя Дхарму, мы можем распознать дурные привычки и модели поведения, которые приводят к страданию и болезням, и изменить их.

Психологические принципы буддизма изложены в разделе писаний, называемом Абхидхарма, где изложены философские основы буддийской психологии и содержится точнейший ана­лиз и классификация природы сознания и деятельности ума.

Согласно Будде и Абхидхарме, совершенствование человечес­кого ума затрудняется или делается невозможным из-за клеша (санскр.; тибет. - ньон моигс). По-английски они называются омрачающими эмоциями, омрачениями, умственными искаже­ниями, отрицательными эмоциями или даже беспокоящими концепциями. В «Абидармасамуччая» клеша определена как «ду­шевный фактор, который, находясь в уме, вызывает всевозможную путаницу и недостаток контроля над умом» 2 . Эти душев­ные эмоциональные омрачения являются отражениями состо­яний сознания, привычных реактивных и побудительных комп­лексов; это - психические корни болезни.

Тясячи клеша могут быть сведены к так называемым «трем ядам» - запутанности, привязанности и отвращению, каждое из которых возникает из базисного неведения, или неосознаннос­ти. Омрачения также подразделяются на две основные группы и подгруппы.

1. Эмоциональные состояния: а) большее - приобретенное в этой жизни, б) меньшее - врожденное;

2. Умственные омрачения: а) большее - неверные взгляды, б) меньшее - субъектно-объектная двойственность. Именно эта пос­ледняя группа субъектно-объектной двойственности, или при­верженности к идее о постоянном отдельном «я», является ос­новополагающим, базисным неведением, из которого возникают все остальные. Согласно буддийской философии, психологии и медицине, эта привязанность к «я» и есть источник всякого заб­луждения, страдания и болезни. Об этом очень ясно сказано в главном тибетском труде по медицине: «Существует только одна причина для всех болезней - неведение, возникающее вследствие непонимания нетождественности [отсутствие непрерывного «я»]. Так, парящая в небе птица неотделима от своей тени. Равным образом, даже когда существа живут и действуют с радостью, вслед­ствие неведения они не могут быть свободны от болезней»3.

Тибетская буддийская медицина - удивительное и сложное переплетение религии, мистики, психологии и рациональной медицины. Она включает в себя целый ряд идей и понятий, кото­рые используются для лечения вместе с лекарствами и лечеб­ными процедурами. Это продукт древней культуры, весьма отлич­ной от нашей собственной. Для современного человека, впервые сталкивающегося с тибетской системой врачевания, в особеннос­ти с ее психиатрией, она может показаться чуждой и незнако­мой, устаревшей и даже непонятной, особенно человеку, незна­комому с буддизмом, с которым она неразрывно связана. Трудно заполнить пробел между взглядом на мир священной культуры тысячелетней давности и научным материализмом современности, особенно с медицинской точки зрения. Однако это возможно и небесполезно.

Изучение тибетской буддийской медицины предоставляет возможность углубить наше понимание и почерпнуть много информации, что может принести двойную пользу. Во-первых, огромное собрание медицинской литературы, гигантская фар­макопея, необычные методы диагностики и лечения, нрав­ственные, философские и психологические принципы стоят изучения, документирования и сохранения сами по себе. Они вносят свою лепту в историю медицины, медицинскую антро­пологию и этнопсихиатрию; более того, применение тибет­ской медицины может значительно обогатить медицину совре­менную.

Во-вторых, тибетская медицина предлагает развитые и уместные теоретические модели, которые могут расширить наш взгляд на врачевание. Они включают в себя целостный подход, принципы психосоматической медицины, врачевание на уровне психики и ума, важность нравственного статуса врача и установку использования болезни для развития муд­рости.

Тибетская медицина - целостна. Она основывается на взаи­мосвязи тела и ума и человека со вселенной вообще; она нацеле­на на восстановление космического равновесия внутри и сна­ружи и использует для этого профилактические и лечебные методы. Как и большинство традиционных систем мира, она определяет здоровье как равновесие, баланс, но в тибетской ме­дицине это понятие равновесия развито чрезвычайно полно и точно.

При рассмотрении болезни с относительного уровня она по­нимается как вызванная отсутствием гармонии в организме - микрокосме - или между ним и вселенной, что является непо­средственной причиной заболевания. А на абсолютном уровне бо­лезнь понимается как следствие дисгармонии, проистекающей из главного заблуждения - двойственности и восприятия себя как отдельного «я». Таким образом, относительной целью тибет­ской медицины является предупреждение и лечение болезни. Конечной же целью является излечение основы всякого страда­ния, т.е. достижение просветления.

Поскольку тело и ум являют собой две части одного целого, в любом виде диагностики и лечения это принимается во внима­ние. На физическом, органическом уровне тело понимается каккомбинация трех доша* - ветра, желчи и слизи. " Три доша (санскр), ньес-па (тиб). Три базисных понятия, которыми оперирует тибетская медицина. Содержание их чрезвычайно обширно. Так, к системе ветра относятся все динамические динамические процессы в теле (дыхание, перистальтика, нервные импульсы, кровообращение и.т.д к системе желчи- энергетические процессы (пищеварение, поддержание теплоты тела), окраска кожи и пр., к системе слизи- придание крепости телу. соединение суставов, регуляция жид­костного баланса тела. - Прим. изд.

Три эти состав­ляющие тела возникают из трех первичных ядов, или омраченностей ума; слизь - из неведения, ветер - из желания и желчь - из ненависти. На физическом плане показателем их дисбаланса или равновесия и будут болезнь или здоровье.

На взаимоотношения этих трех влияют различные естествен­ные факторы, такие как диета и смена сезонов. Также на них влияют образ жизни, психологические факторы, астрологичес­кие и «невидимые» силы и, наконец, карма, идущая из нынеш­ней или прошлых жизней.

Карма и перевоплощения - центральные понятия в буддиз­ме и буддийской медицине. Карма может пониматься как ре­зультат действий, проявляющийся вследствие работы закона при­чины и следствия. Любое действие тела, речи и ума, сознатель­ное и неосознанное, неизбежно порождает плод в этой или буду­щих жизнях. То, что перерождается - не есть самостоятельная единица или отдельная личность. Скорее, это психическая не­прерывность, сформированная личностью в прошлых жизнях, а карма - тонкий закон бытия, проявляющийся в последователь­ных перевоплощениях с неумолимой справедливостью.

Поскольку карма прошлых жизней проявляется в настоящем, некоторые заболевания имеют исключительно духовную, или кармическую причину. Эти заболевания не реагируют на обыч­ные методы лечения, но требуют лечения на соответствующем уровне, то есть на духовном.

Идея кармы и кармической болезни - отличительная черта тибетской буддийской медицины. Даже в отношениях между па­циентом и врачом карма может играть важную роль. Считается, что если между ними нет кармической связи, даже самый лучший врач и самый исполнительный пациент не смогут достичь излечения.

Для исследовательских целей и большей ясности я разделила тибетскую медицину на три основные категории: дхармическую, или религиозную медицину; тантрическую, или йогическую ме­дицину; соматическую, или обычную медицину. На практике же эти три неотделимы друг от друга.

Кармическая медицина исцеляет духовными и психологичес­кими практиками, направленными на осознание природы ума и управление отрицательными эмоциями. Она включает в себя со­зерцание, нравственное совершенствование, молитву и другие религиозные практики.

Тантрическая медицина действует на промежуточном - меж­ду душевным и физическим - уровне. Она использует для лече­ния себя и других психофизические йогические практики, преобразующие тонкие жизненные энергии внутри тела. Она часто открывает в человеке психические, или «магические», силы.

С духовного и йогического уровня тибетской медицины бе­рут начало особые созерцательные и визуализационные прак­тики, применяемые для лечения. Их изучение может еще боль­ше углубить наши познания о тонких взаимоотношениях со­знания и врачевания, тем более что современная медицина все больше убеждается в психосоматическом происхождении бо­лезней: известно воздействие отрицательных эмоций на биохи­мию тела и роль веры и положительных эмоций при воздей­ствии плацебо.

Третья категория - это соматическая, или обычная медици­на, которая основана на системе индийской Аюрведы, но также включает в себя тибетские и другие дополнения. Лечебные ме­тоды варьируются от «мягкой» системы натуропатии - минераль­ных ванн, массажа, коррекции диеты и образа жизни и т.п. - до применения лекарств, состоящих из большого количества трав, а также иглоукалывания, банок и т.п.

Во всех школах тибетской медицины на центральной роли вра­чевателя делается особый акцент. «Заботливый уход» считается важным фактором для выздоровления больного. Нравственные качества врачевателя, его мудрость и сострадание непосредствен­но связаны с его целителькими возможностями.

Соматическая, или обычная тибетская медицина в своем клас­сическом варианте состоит из восьми ветвей, одна из которых - психиатрия. Знатоки истории психиатрии определили три основных и независимых направления в лечении душевных рас­стройств: магическо-религиозный подход, органическо-физический подход и психологическо-эмоциональный подход 4 . Интерес­но, что тибетская психиатрия является сочетанием всех трех.

В отличие от современных взглядов на психоз, когда исполь­зуется, в основном, один из подходов - т.е. биохимический или психологический, исключая остальные, - тибетская медицина представляет необычную, но целостную модель понимания при­чин душевных расстройств и их лечения.

Указывают пять первичных причин безумия: 1) карма; 2) не­уравновешенность трех доша (ветра, желчи, слизи); 3) отравление ядами; 4) эмоциональные факторы; 5) невидимые отрицательные силы, или «демоны». Не считая кармы, понятие «демоны» полно­стью выходит за рамки современной психиатрии, и то, как пони­мается этот термин, будет объяснено в одной из последующих глав. Здесь же мы просто упомянем, что точнейшая тибетская иденти­фикация симптомов, связанных с одержимостью различными демонами, представляет уникальную систему классификации пси­хопатологии и содержит примечательные параллели с современ­ной научной классификацией душевных расстройств.

Тибетские врачи разработали обширный раздел психофар­макологии, и в их распоряжении огромное количество психиат­рических лекарств, ни одно из которых до сих пор не подверга­лось научной проверке на Западе. Эти психиатрические лекар­ства получили в Азии огромное признание за клиническую эф­фективность. Лично я впервые услышала о них от одной своей знакомой. У нее, обычно спокойного человека, в период выздо­ровления после операции на голове стали возникать внезапные эмоциональные вспышки и бред. Лечивший ее тибетский врач применял травяные благовония, - популярную в Тибете форму психиатрического лекарства, которое, как она говорила, успокаи­вало ее сразу после того, как она вдыхала его дым. Также Теодор Буранг, единственный, насколько мне известно, западный уче­ный, исследовавший целый ряд тибетских психиатрических ме­тодов лечения непосредственно в Тибете (в первой половине этого столетия), написал, что «частота успешного применения тибет­ского метода при лечении душевных болезней необычайна»5.

Поскольку цель данной работы состоит, в частности, в том, что-бы задокументировать традицию тибетской психиатрии, я попы­талась идентифицировать наиболее распространенные вещества, используемые в психиатритческой медицине. Возможно, когда-нибудь современные ученые проведут детальные лабораторные и клинические исследования тибетских психиатрических лекарств. В конце концов прорыв современной психофармакологии - раз­работка первого основного успокаивающего, был сделан в результа­те научного исследования Rauwolfia serprntina- растения, столети­ями использующегося в Индии для лечения сумасшествия.

Чтобы представить достоверные письменные источники ти­бетской психиатрии, я включила в эту работу оригинальный пере­вод трех глав по этой теме из «Чжуд-ши», или «Четырех тантр», самого известного и основополагающего труда в медицинской ли­тературе Тибета. Говорят, что «Чжуд-ши» содержит в сжатом виде полный свод поучений по тибетской медицине. Этот труд, автор­ство которого приписывают самому Будде Медицины, был при­несен в Тибет из Индии в VIII веке и дополнялся в течение по­следующих столетий. Три главы из «Чжуд-ши» представляют древнейший в мире текст по психиатрии, образующий фундамент клинической практики.

Материал по тибетской психиатрии, приводимый здесь мною, представляет собой оригинальное исследование, основанное преж­де всего на совместной работе с тибетскими ламами и врачами в Индии и Непале в 1976 г. Сведения, касающиеся буддизма и ти­бетской медицины в целом, также были получены от тибетских лам и из публикаций по медицине, особенно из плодотворного труда Ренчунга Ринпоче.


ГЛАВА 2. МЕДИЦИНА ДХАРМЫ

В буддизме Махаяны и Ваджраяны - школ, упрочившихся в Тибете, понятие буддовости выходит далеко за пределы лич­ности исторического Будды Шакьямуни, жившего в Индии бо­лее двух с половиной тысяч лет назад.

С точки зрения Махаяны и Ваджраяны буддовость - неотъемле­мое качество ума, присущее всем чувствующим существам, наделен­ным осознаванием - от насекомых до самых образованных людей. Цель человеческой жизни, следовательно, - раскрыть и реализовать это качество просветленности, Будда-природу.

Согласно Махаяне и Ваджраяне Изначальный Будда был все­гда, пребывая за пределами существования и несуществования. Из изначально пребывающей природы Будды возникло бесчис­ленное количество Будд в неисчислимых формах, в неисчисли­мых эпохах, в неисчислимых мировых системах, и они никогда не перестанут появляться.

Историческая фигура Будды Гаутамы, или Будды Шакьямуни, понимается как Будда нашей эпохи и пашей вселенной. Он чет­вертый Будда в линии тысячи Будд, которые появятся в ней. Пер­вым был Будда Дипанкара, а следующий за Шакьямуни, грядущий, -Майтрейя, Будда Любви. С точки зрения Махаяны и Ваджраяны Будда уже был Просветленным, когда входил в чрево своей матери. Но для того чтобы явить пример пути к просветлению и распро­странить свое учение, он прошел через все стадии своей челове­ческой жизни до достижения буддовости.

Более того, Будде были известны многие свои прежние во­площения в качестве бодхисаттвы, которые зафиксированы в буддийской литературе под названием «Джатаки». Среди его про­шлых жизней много воплощений в виде животных, что подчер­кивает почтительное отношение в буддизме ко всем без исклю­чения формам сознательной жизни; был Будда также врачом или целителем. Проходя через последовательные воплощения, он раз­вил мудрость и сострадание до такой степени, что, когда переро­дился как принц Гаутама, он достиг Просветления, а значит, вы­шел за пределы рождения и смерти.

Будда Шакьямуни

Тот, кому уготовано было стать Буддой, Полностью Пробужден­ным, был рожден Гаутамой, царевичем рода Шакья в Северной Индии, нынешнем Непале, примерно в шестом столетии н.э. Отец намеренно оберегал его от знакомства с ужасами и трудностями жизни, и двадцать восемь лет принц Гаутама жил в королевской роскоши и спокойствии, наслаждаясь возвышенными чувства­ми. Но однажды, выйдя за ворота дворца, он встретил знаки исти­ны. Это были: больной человек, дряхлый старик, труп и аскет. Тогда он осознал, что человечество утопает в страдании. Потрясенный до глубины души, отринув удовольствия и мирское величие, он ночью бежал из дворца и отправился на поиски лекарства, избав­ляющего от страдания.

Семь лет спустя, шесть из которых были годами сурового под­вижничества, отвергнутого им в конечном итоге как крайность, он сидел, погруженный в глубочайшее сосредоточение, под деревом бодхи. В течение всей ночи его искушали силы смерти и желания, но он оставался непоколебим в своем сосредоточении. С наступле­нием рассвета, победив все негативные силы, принц стал Буддой.

Из великого сострадания - качества, ставшего его отличитель­ной чертой, - он наставлял других истине, которую сам в себе рас­крыл как путь, освобождающий от страдания. Этот путь - его уче­ние, называется Дхармой.

В своей самой первой проповеди Будда изложил учение о Че­тырех Благородных Истинах. Первая истина - истина страдания: существование горестно; вторая - истина причины страдания: ко­рыстное желание; третья - истина прекращения страдания: нир­вана, (буквально «отторжение, полное уничтожение жажды желания»); и четвертая истина - истина пути к прекращению стра­дания: восьмеричный путь, который можно свести к трем: разви­тию нравственности, сосредоточенности и мудрости.

Из пяти монахов, которые слушали эту первую проповедь Учи­теля, выросла община монахов, монахинь и мирян, которые стали последователями Будды и его Дхармы. Это сообщество называется Сангхой. Оно представляют собой живое выражение устремленное-то к Просветлению. Будда, Дхарма и Сангха вместе образуют нераз­дельную троицу буддизма, известную как Три Драгоценности. Путь Будды также называется Срединным путем, ибо он не основан ни на крайностях аскетизма, ни на потакании чувственности.

Сорок пять лет Просветленный наставлял человечество исти­не, работая на благо всех живых существ и всегда делая акцент на беззаветной любви и доброй воле, которые являются путем и выражением этой истины. На восьмидесятом году, окруженный своими любимыми учениками, он покинул тело и ушел в Пари-нирвану. В своем последнем наставлении он напомнил об ответ­ственности каждого за себя, и о непостоянстве, лежащем в осно­ве мира. Утешая и увещевая своих скорбящих учеников, он ска­зал: «Все, что сложено, должно распасться, будьте светильниками самим себе, о монахи».

Так Будда, редчайший и мягчайший человек, тот, который со­единил мудрость и сострадание неведомым до того путем, тот, кто достиг полного Просветления героическим усилием, открыл новое измерение в религии, философии, психологии, науке, искусстве и культуре для всего мира, покинул его две с половиной тысячи лет назад. В течение всего этого времени он был вдохновителем и при­мером для миллиардов людей, стремящихся понять самих себя и природу существования и пытающихся принести спокойствие и доброту в свои жизни и окружающий их мир. Вдохновение Будды остается с нами, и свет его озарения сияет и поныне.

Сердце Дхармы

Наставления Будды распространялись по всей Азии в течение столетий после его смерти, и буддизм стал мировой религией - единственным вероучением из Индии, достигшим такого по­ложения и влияния. Со временем развилось множество школ и традиций, приспособившихся к культурным особенностям стран, в которых буддизм распространился. Но вне зависимос­ти от формы буддизма - Дзен - Чистая Земля, Хинаяна или Махаяна, - и вне зависимости от происхождения - Цейлон, Китай или Тибет,-суть буддизма неизменна и обобщена в пер­вом наставлении Будды о Четырех Благородных Истинах.

Первая истина - истина страдания - непостоянство, присущее обусловленному существованию. Все, что существует, состоит из частей, недолговечно и преходяще. Существуют четыре основ­ных страдания: рождение, болезнь, старость и смерть. Вторичны­ми страданиями являются: не-получение того, чего мы хотим; не-хотение того, что мы получаем; разлученность с кем-то или чем-то, дорогим для нас, и совместное пребывание с людьми и вещами, которые нам не нравятся.

Вторая истина - истина причины страдания - желание. Жела­ние чувств, желание существования, желание несуществования. Корыстное желание приводит к перерождению, порождает сансару ипричиняет несчастье нам самим и другим.

Третья истина - истина прекращения страдания - прекраще­ние желания, непривязанность, освобождение, нирвана. Устра­нение желания позволяет выйти за пределы, достичь безмятеж­ности, пребывать в абсолютной природе неподвижности, невы­разимом блаженном покое. Это не означает прекращение осознавания, то есть это не пассивное состояние. Напротив, это полное пробуждение осознания реальности, не омраченное обманчивыми мыслями и эмоциями.

Четвертая истина - истина пути прекращения страдания - восьмеричный путь, включающий правильный взгляд, правиль­ное намерение, правильную речь, правильное действие, правиль­ный образ жизни, правильное усилие, правильное понимание, правильное созерцание. Восемь этих постулатов обобщают до трех: развития нравственности, сосредоточения и мудрости.

Есть еще два понятия, поддерживающих это основное поуче­ние. Первое -это понятие «не-я». Не существует никакой незави­симой «я»-сушности, самобытия. Не существует самобытия нас самих, нет его и в окружающем нас мире явлений. Существует только обусловленное существование. Чувство «самости», испы­тываемое нами, составлено из пяти скандх, пяти состояний ма­терин, пли психофизических ощущений. Это: форма, чувствен-

ное восприятие, ощущение, мотивация и сознание. Первые три -процессы инстинктивные; последние два - волевые. Динамич­ное взаимодействие этих пяти, а не некое неизменное «я», дает нам ощущение себя. С точки зрения буддизма, проблема челове­ка - его запутанность, то, что он хватается за это чувство «я», как за некую реальную сущность, вместо того чтобы переживать посто­янно изменяющиеся проявления существования. Пять взаимо­действующих составляющих бытия описываются как пять сти­хий: земля, огонь, вода, воздух и пространство.

Поскольку все внешние и внутренние явления лишены не­зависимого самобытия, мир и его проявления следует понимать как иллюзию, мираж.

Как звезды, наваждение, светильник,

обман или росу, или пузырь,

как сон, как вспышку молнии, как тучу -

так видеть мы должны все то, что есть.*

Другим основополагающим понятием является доктрина вза­имозависимого происхождения *."Взаимозависимое возникновение - одно из базисных положений буддизма. Речь идет о том, что ни одно явление или объект не существуют «сами по себе», а вызваны совпадением каких-либо условий, которые привели к их появлению. То, что мы считаем реальным, - иллюзии, совпадение различных условии. - Прим. ред.

В буддийских писаниях оно формулируется следующим образом:

«Обусловленные неведением кармические тенденции;

обусловленное кармическими тенденциями сознание;

обусловленные сознанием имя и форма;

обусловленные именем и формой шесть источников созна­ния;

обусловленный шестью источниками сознания контакт;

обусловленная контактом чувствительность;

обусловленное чувствительностью желание;

обусловленная желанием привязанность;

обусловленное привязанностью появление;

обусловленное появлением рождение;

обусловленные рождением старение, смерть, горе, причита­ния, боль, печаль и отчаяние. Вот как возникают все страдания» 7 .

Поворот вспять вышеперечисленных связей, или процесса взаимозависимого происхождения, и есть практика Дхармы, ве­дущая к нирване. Тройственная природа буддийской практики есть развитие нравственности, сосредоточения и мудрости, а глав­ной опорой этих практик является развитие осознанности. Ос­новой буддийской нравственности является развитие любви, доброты и сострадания. Смысл этого в том, чтобы никогда не при­чинять вреда или страдания другим существам, а пытаться по­мочь им и нести им счастье.

Основой буддийского сосредоточения и созерцания являет­ся контроль над умом. Развив сосредоточение и осознавание, мы можем управлять необузданными мыслями и эмоциями, кото­рые порождают страдания и карму. Суть всего описывается сле­дующим образом:

Беспокойство вызывается главным образом тремя причина­ми: чувствами (1), страстями, нуждами и желаниями (2) и бес­порядочным мышлением (3). Для того, чтобы одолеть этих вра­гов духовной безмятежности, необходимо, следовательно, отда­лить чувства от их объектов, подобно тому как черепаха убирает свои конечности, перестать хотеть чего бы-то ни было и пресечь беспорядочное мышление 8 .

Развитие мудрости означает инеллектуальное и созерцатель­ное понимание взаимозависимого возникновения и реальное осознавание отсутствия «самости».

Объясняются эти основные доктрины буддизма с тибетской точки зрения или точки зрения ваджраяны 9 .

Источником всякого болезненного обусловленного проявлен­ного существования, т.е. сансары, являются наши действия в со­стоянии «неведения». Оно вызвано нашим исходным неведе­нием, или неосознанностью. Основа всего по сути пуста и облада­ет ясностью, недоступной нашему пониманию и лежащей за пре­делами рождения и смерти. Будучи названной, она именуется Сутью Просветления, или Природой Будды. Сушества, не рас­познающие эту изначальную чистоту, пустое ясное безгранич­ное пространство, впадают в заблуждение вследствие неведения. Из-за кармы прошлых устремлений, привычек и деяний в пусто­те возникает движение сознания. В тумане неосознанности, хва­таясь за «я», хотя и не существующее, человек хватается за эти движения с жадностью или ненавистью и творит таким образом иллюзию того, что они наделены независимым существованием.

Из этих двух причин - тонких кармических сил и внутреннего хватания за «я» - начинают разворачиваться полномасштабные внешние деяния, осознаваемые через врата пяти чувств и вось­ми сознаний.

Не видя того, что движение сознания, чувство разделенности на «себя» и «другого» невещественно и неотделимо по своей при­роде от пустоты, человек хватается за это как за нечто реальное и тем самым создает видимость разделенности и двойственности субъекта и объекта. Таким образом, благодаря трем основным умственным загрязнениям - невежеству, желанию и ненависти, - сознание само загоняет себя в ловушку, и мы впадаем в состоя­ние неудовлетворенности.

Эти негативные эмоции - корень, из которого произрастают все физические и душевные заболевания и страдания. Источ­ником болезней и зависимости от эмоций является недостаточ­ный контроль над умом. Избавиться от страдания можно един­ственным путем - искоренить неведение и неосознанность, выз­вавшие наше заблуждение, и в конечном счете - страдания. Мы достигаем этого, практикуя Дхарму.

Для того чтобы лучше понять, как возникает это болезненное состояние, беспокойство по поводу существования, используется одна из начальных дхармических практик, в которой мы пытаем­ся обнаружить, где же все-таки находится «я». Посредством ана­лиза выясняется, что «я» нигде нельзя найти: ни в теле, ни в чувствах, ни в уме. Становится понятно, что момент, когда мыс­ли появляются и воспринимаются как независимые от самого себя, и является моментом возникновения понятия «я». Одно­временно с этим следует присвоение. Так появляется понима­ние, что именно эта возникающая от изначальной неосознаннос­ти двойственность, т.е. разделение на субъект и объект, создает карму и закрепляет наше заблуждение и страдание.

Этот опыт помогает рассеять наше судорожное хватание за самих себя и за окружающий мир как за нечто твердое, постоян­ное, наделенное собственным бытием. Освободившись от ощу­щения себя мы можем начать глубже проникать в природу ума и переживать неподвижность и пустоту.

В медитативном состоянии следует просто наблюдать за тем, как мысли и чувства возникают в сознании, не хватаясь и не реаги­руя на них. Таким образом распознаются невротические душевные модели и эмоции, и их хватка ослабляется. Начинается осво­бождение от их воздействия. Развивается подлинное сосредото­чение и контроль над сознанием; появляется осознавание непод­вижности, существующей в перерывах между мыслями.

Все деяния тела, речи и ума, которые мы совершаем в состо­янии неосознанности, имеют в соответствии с законом кармы причину и следствие. Так образуется вселенная вообще и наши личные обстоятельства в частности. Мы никогда не сталкиваем­ся с ситуациями, не являющимися следствием кармы, плохой или хорошей. Достаточно или недостаточно полное осознава­ние нынешней ситуации (вызванной прошлой кармой) порож­дает новую карму, определяющую наше будущее. Поэтому наши нынешние обстоятельства являются в высшей степени созида­тельными, а отнюдь не фатальными. Мы можем быть хозяевами своей мотивации и состояния сознания в данный момент, мы сами решаем, чему происходить. Однако чаще мы склонны дей­ствовать и реагировать неосознанно, силой кармы закрепляя не­сознательные привычки, ввергающие нас в круги бытия.

Полное устранение наших душевных недостатков и прекраще­ние кармы приходит с просветлением. Пребывая в абсолютной не­подвижности, или пустоте, открываемой в промежутках между мыс­лями, обнаруживается, что и все происходящее в уме, и осознавание этого неотделимо от пустоты. В созерцании ни мысли о про­шлом и будущем, ни мысли о настоящем не отвлекают тебя. Ты пребываешь в настоящем чистом осознавании пустоты. Через абсо­лютное и непосредственное осознавание пустоты и изначальной чистоты, подобной природе Будды, можно достичь просветления.

Аюверда - религиозное течение, зародившееся в Индии. При оказании медицинской помощи приверженцам Аюверды, врач ни при каких обстоятельствах не должен причинять страдания больному. Он должен быть терпелив, внимателен, спокоен, сострадателен, чрезвычайно корректен, особенно с женщинами. Врач не должен терять самообладания, быть высокомерным, обладать повышенным самомнением. Ни в коем случае ни больному, ни его родственникам нельзя сообщать об угрозе смерти, пусть даже реальной; во всех случаях следует вселять надежду на скорое и полное выздоровление. Во всех случаях следует бороться за жизнь пациента до конца. О болезни, пациенте, его жизни, семье, доме и т.д. должна храниться строжайшая врачебная тайна. Следует иметь в виду, что в Индии корова является священным животным. Поэтому нельзя использовать препараты, приготовленные на основе телячьей сыворотки (некоторые вакцины, сыворотки, эпителизирующие/регенерирующие препараты и др.).

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть. Однако врач должен приложить все усилия для спасения человеческой жизни. Запрещено искусственное прерывание беременности во всех случаях. Пересадка органов и переливание крови возможны только от живого донора, при условии, что это было его даром больному (т.е. донор не получил за это денег). Искусственное оплодотворение не признается буддизмом.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Иудаизм отрицает эвтаназию, даже, если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные - что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. В иудейской традиции большое уважение уделяется человеческому телу даже после его смерти, поэтому его нельзя вскрывать, нельзя брать органы на трансплантацию, если только перед смертью человек сам не разрешил этого и семья также не имеет соответствующих возражении.

    Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного. Нельзя больному сообщать о диагнозе. Смерть констатируется на основании остановки сердечной и дыхательной деятельности, а также неподвижности. После наступления смерти необходимо незамедлительно вызвать раввина для совершения религиозных обрядов по умершему.

    Забор органов и крови возможен только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента и является добровольным актом. При заборе органов и крови особое внимание нужно уделить тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освещена раввином.

    Искусственное прерывание беременности во всех случаях недопустимо. По медицинским показаниям возможна стерилизация женщины, но не мужчины. Разрешено искусственное оплодотворение спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

    В идуаизме разрешен прием вовнутрь только кошерных (одобренных конфессией) продуктов. Соответственно, все употребляемые лекарства должны быть кошерными. Только раввин имеет право признать тот или иной продукт кошерным или некошерным. Сложнее всего получить статус кошерного препарата в случае животного происхождения средства. Бычья сыворотка и яичный белок могут, используемые для приготовления вакцин, сывороток, могут быть кошерными только, если при забое животного, разбивании яйца соблюдались определенные религиозные обряды. Препараты на основе свиных сывороток не могут быть кошерными. Также не могут быть кошерными препараты на основе сырья, полученного от рыб с неполным развитием костей или от хрящевых рыб (например, акул).

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Католицизм. Всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни. Все медицинские вмешательства, преследующие эту цель (включая пересадку органов, переливание крови, применение малоизученных лекарств), допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения. Аборт возможен только при прямых медицинских показаниях (угроза жизни матери). Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна регулировать продолжение беременности.

    Запрещена стерилизация даже лиц с генетическими аномалиями, умственно или физически отсталых. Косметическая или другая хирургическая операция допустимы только тогда, когда преследуют своей целью сохранить целостность и здоровье индивидуума или других части тела. Эвтаназия запрещена во всех видах.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:50

    Мусульманство. В мусульманской религиозной традиции считается, что душа у зародыша появляется с первой недели четвертого месяца беременности - с этого времени прерывание беременности запрещено. До данного срока за женщиной сохраняется свобода выбора относительно сохранения или прерывания беременности.

    Врач-мужчина, особенно не мусульманин, не может осматривать женщину и принимать у нее роды в отсутствие ее ближайших родственников. Поэтому при развертывании передвижных военных госпиталей на территории мусульманских стран, необходимо укомплектовать штатный состав врачей женщинами по всем медицинским специальностям. При организации медицинской помощи убежденным мусульманам также следует разделять потоки пациентов на мужчин и женщин так, чтобы ни в одном помещении не оказывались пациент-мужчина и пациент-женщина.

    Мусульманство признает искусственное оплодотворение в случае, если для него использована сперма законного мужа и имеется согласие супругов. Трансплантация органов и переливание крови возможны только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на то согласие. Трансплантация возможна от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.

    Мусульманство запрещает использование каких-либо продуктов, полученных на основе свинины. Поэтому не допускается использование свиных вакцин, сывороток и т.д. Шариат требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:50

    Православие рассматривает аборт как один из видов убийств. Аборт может быть разрешен только в том случае, если есть прямая угроза жизни матери. Православие не возражает против пересадки кожи или переливания крови, если при этом донору не причиняется значительный вред и достигается существенная польза для реципиента. Пересадка других органов возможна только в том случае, если нет угрозы для жизни донора. Смерть наступает при необратимом разрушении тканей человека. Только после этого возможет забор органов для трансплантации. До смерти врач должен сделать всё возможное для продления жизни, в т.ч. давать наркотические анальгетики, проводить реанимационные мероприятия, хирургические вмешательства и т.д. Однако большинством неортодоксальным священников признается, что поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями.

    В восточной православной традиции разрешено обращаться с молитвой к Богу об ускорении отделения души от тела, если нет шансов на выздоровление больного, его болезнь затянулась, причиняя значительные страдания больному и его родственникам. В этой ситуации разрешена пассивная, но не активная эвтаназия.

    Православие не признает контрацепции вне брака и в ряде случаев допускает использование контрацепции в браке. Методы планирования семьи допустимы, если последующее деторождение может отрицательно сказаться на здоровье матери или же если семья не в состоянии содержать еще одного ребенка. В любом случае должны использоваться обратимые методы контрацепции.

    Православная церковь с некоторыми оговорками допускает искусственное оплодотворение. Возможно осеменение жены спермой донора при условии согласия мужа. Ряд священников запрещают, а ряд разрешают оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:51

    Протестантство практически ни как не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной.

    Таким образом, при оказании медицинской помощи необходимо стараться по возможности учитывать вероисповедание больного, его культуральные и др. личностные особенности. Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и в условиях массовых катастроф (особенно транснациональных) необходимо соблюдать максимальную осторожность при оказании медицинской помощи, объяснять больным или их родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской помощи на территории зарубежных государств желательным является присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями оказания медицинской помощи населению.

    • monocular199210
    • January 17, 2009
    • 19:02

    Таким образом, идеальным больным (не считая случаев констатации)

    является протестант...)

    • seattle4201
    • January 17, 2009
    • 19:41

    а лучше атеист:)

    • audacious
    • January 17, 2009
    • 19:58

    Со Свидетелями Иеговы сталкиваться приходилось. Все бы ничего, если бы речь не шла о летальной кровопотере....

    • reparation
    • January 21, 2009
    • 23:47

    У нас светское государство,нас эта тема не касается,если надо-доставим,дальше мутите голову врачу п.о.Препараты крови мы не используем.

    • loll197503
    • January 23, 2009
    • 09:52

    Видал таких....в черных юбках в пол и платках...жалоб море а ни живот показать ни помощь..от всего отказались в том числе и от поездки в стационар....не понимаю зачем они тогда вызывают нас! Пускай их бог им помогает в таком случае! Я против каких бы то ни было религиозных моментов в оказании помощи, я не шаман и не священник

    • blithe
    • February 05, 2009
    • 02:53

    хм у нас в Казани мусульманство. но пока не сталкивался сам.

    • salt198010
    • February 05, 2009
    • 15:04

    а полис ОМС вне политики, вне религии.

    • blithe
    • February 05, 2009
    • 17:20

    Ярослав Кузнецов что верно то верно

    • orthodoxy6619
    • June 29, 2012
    • 11:09

    с другой стороны - мы обязаны... по новому закону. следовательно.нвадо знать во избежание жалоб. большое спасибо за информацию

    • hagen
    • June 29, 2012
    • 11:43

    Нужно определиться, что для врача на первом месте - жизнь и здоровье пациента или неприятие врачом каких-то национальных осоьенностей и традиций. Мне случалось и делать ЭКГ не снимая бюстгальтера, и пальпировать живот через ткань, и просить коллег-женщин заменить меня на вызове. Не вижу в этом ничего страшного или унизительного для себя, не мое дело заниматься жкстренным перевоспитанием взрослых людей, выросших в определенной культурной традиции.

    Конечно, если уж никак не получается, надо брать развернутые мотивированные отказы.

    • tightwad
    • July 27, 2012
    • 11:09

    Вопрос сложный и неоднозначный, коллеги. В любом случае, принятие решения в ургентной ситуации должно быть коллегиальным (в случае СМП - с уведомлением выше стоящих должностных лиц) и обязательным подробным оформлением информированного добровольного согласия или отказа от вмешательства (процедуры) и ознакомлением с возможными последствиями отказа, включая смерть пациента, как того требует закон. Кроме того, оказывая помощь пациентам, исповедующим различные религии, следует уважать религиозные чувства и традиции. Сложность выбора заключается и в том, что закон с одной стороны, требует соблюдения права пациента на религиозные свободы, а с другой стороны - некоторые религиозные традиции и взгляды препятствуют оказанию помощи, в том числе по жизненным показаниям. Решать должен сам пациент (законный представитель). А обществу и государству ещё предстоит немало потрудиться, чтобы выработать приемлемые для всех морально-этические нормы и правила поведения... В любом случае актуальность проблемы, особенно в условиях ЧС мирного и военного времени, не вызывает сомнений. Любопытно было бы изучить мировой опыт и судебную практику по этому вопросу... Не думаю, что всё так просто трактуется...

    • screen6596
    • July 28, 2012
    • 20:14

    А мне интересно,зачем они вызывают скорую,если потом не дают, по религиозным соображениям,дотрагиваться до больного?Что они хотят от врачей?Зачем едут в больницу?Что бы не давать там себя лечить?

    Не трогайте,никакие манипуляции не делайте,но если больной умрёт,то мы на вас в суд подадим за неоказание помощи?Где их религиозная логика?

    • hagen
    • July 28, 2012
    • 21:28

    Татьяна Дюбанова, не надо так утрировать. Я не припомню в своей практике именно ОТКАЗОВ от медпомощи по религиозным или традиционным причинам. Были только некоторые ПРОСЬБЫ, о которых я сказал выше.

    Кстати, в полиции и других сруктурах проводить личный досмотр (обыск) имеют право только лица того же пола, и это никгого не удивляет. Конечно, может показаться, что это не совсем то, но если у какой-то нации есть запрет на обнажение перед ЛЮБЫМ мужчиной вне зависимости от его профессии, то это вполне аналогично нежеланию русской женщины раздеваться перед мужчиной-полицейским или таможенником.

    • screen6596
    • July 28, 2012
    • 21:34

    hagen, ну если всё именно так,как вы пишете,то это мелочи жизни.

    А то уж напугали меня,что совсем не подпускают к истекающему кровью и т.д.

  • Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

    Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

    Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".

    В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

    Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

    К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

    Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

    Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

    Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.