Политический процесс как совокупность видов политической деятельности. Политический процесс

40. Политический процесс.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. В содержательно смысле, политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находится к нему в оппозиции.

Можно выделить основные этапы формирования и развития политического процесса:

1. Этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

2. Этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля.

3. Этап реализации политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

Типология:

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основных разновидности политического процесса: демократический и недемократический. В демократическом политическом процессе сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Внутреннее содержание недемократического политического процесса определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти разделяются стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, спада материального производства, социальных конфликтов. Неспособность режима отреагировать на сложившуюся ситуацию адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

По значимости для общества тех или иных форм регулирования политических отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовые политические процессы характеризуют способы включения широких социальных слоев населения в отношения с государством, формы превращения интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политической элиты, подготовки и

выдвижения лидерови т.п. В этом плане базовые политические процессы можно рассматривать как процесс участия в государственном управлении (участие в принятии решений, в законодательном процессе и т.д.). Периферийные политические процессы отражают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, а также другие связи и отношения в политической системе общества, которые не влияют на доминирующие формы и способы реализации власти. Со сменой форм, методов и функций, используемых институтами государственного управления, меняются и сами базовые и периферийные политические процессы.

В связи с этим рассматриваются три режима протекания политического процесса:

1. Режим функционирования, который не выводит политическую системы за рамки взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, сложившихся на данный период времени. В этом режиме политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти постоянно повторяющихся отношений между элитой и электоратом, политическими париями, органами местного самоуправления.

2. Режим развития, означающий, что структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно реагировать на новые социальные требования населения и времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги поняли цели и нашли методы управления, соответствующие изменениям, происходящим в социальной структуре общества, а также изменениям в соотношении политических сил в стране и на международной арене.

3. Режим распада, разложения политического целого, когда центробежные силы и тенденции превалируют над интеграционными и приводят к развалу данного режима правления. В следствии этого решения, принимаемые правящей элитой, утрачивают свой управленческий потенциал, способность управлять обществом и регулировать социальные отношения, а сам политический режим теряет легитимность и стабильность.

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле - «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».

Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.

Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти - основных субъектов политического процесса;
артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;
социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
структурно-функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
функционирования - простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);
развития - адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат);
упадка - распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
первый этап - артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);
второй этап - агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;
третий этап - выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;
четвертый этап - реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;
пятый этап - контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Таким образом, политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия.

Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами в обществе, в которых участвуют в основном общественно-политические силы и государственная власть одной страны, и международными политическими процессами, в которых участвуют в основном различные государства и международные организации. В рамках первых политические решения принимаются и реализуются властью, а в рамках вторых — на основе соглашения суверенных участников, над которыми нет верховной власти.

В совокупности политических процессов выделяются две группы — Общие и Частные . Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы — это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они проявляются в принятии и реализации управленческих решений представителями власти и отражают различные пути презентации политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, митингах и т. д.). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т. д.

Рассмотрим вначале Общий политический процесс . Сразу отметим, что он не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т. д. Здесь процесс протекает в рамках сложившихся в политической системе отношений между властвующей элитой страны, с одной стороны, и электоратом, партиями, движениями, органами местного самоуправления и т. д. — с другой. В этих условиях попытки нововведений иногда отступают перед традициями и преемственностью политической жизни, но обычно политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению внутри — и внешнеполитических сил методы организации политической жизни и управления. С учетом интересов различных групп используются новые, более гибкие модели и методы управления. Эволюция позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Революционная форма развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности" (Политологический словарь, М,: Луч, 1994. С.105.). Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьей формой общего политического процесса является Политический кризис . Его показатели — потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т. д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

С развитием общества меняются тенденции и соотношение форм общего политического процесса. В частности, революция как форма общего политического процесса становится сейчас все более редким явлением. Важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. Реже используется насилие для достижения политических целей, чаще применяется согласование интересов различных групп общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. Например, на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1958 г.) единогласно было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии (1985 г.) — уже 70%.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

В отличие от общего политического процесса частные политические процессы касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего процесса своей структурой, типологией, этапами развития.

Структурными элементами Частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса — это Появление Противоречия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса — это конкретная политическая Проблема , ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т. д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса — это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса — это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т. д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

Названные четыре составляющие структуры частного политического процесса дают о нем общее представление. Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания. От Состава и количества участников процесса и их политической ориентации зависит немало. Частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран — например, движение за запрещение ядерного оружия, но могут иметь и небольшое число участников в рамках локальной местности. От Социально-политических условий, в которых протекает процесс, во многом зависит достижение поставленной цели. Формой протекания частного процесса может быть сотрудничество или борьба осуществляющих процесс сил. Совокупность частных политических процессов каждой страны представляет собой процесс её политического развития. В зависимости от преобладающих тенденций их можно разделить на два типа. Для первого характерно преобладание изменений существующей политической системы, её обновление или даже разложение и организация новой. Его можно определить как тип модификации. Для другого типа характерно преобладание стабильности политической системы и её более или менее эффективное функционирование. Его можно назвать типом стабилизации.

Этапы развития частного политического процесса.

Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап — это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа — принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

Типология частных политических процессов. Отметим основные критерии их классификации.

Масштабность частного политического процесса. Здесь различаются Процессы внутри общества и Международные процессы . Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные). В рамках первых широкие слои населения на общегосударственном уровне вступают в отношения с властью по вопросам законотворчества и принятия политических решений. Вторые отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование политических партий, блоков и т. д.

Характер взаимосвязи общества и властных структур . На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на Стабильные и нестабильные . Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

Частные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентации субъектов на соперничество или сотрудничество, явной или скрытой форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным Внутренним ритмом , т. е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами. Циклы политических процессов в ряде стран может задавать деятельность правящих партий, их съезды. Часто решающее влияние на эти ритмы оказывают важные политические события, изменяющие соотношение сил. "Рваный" ритм задают политическому процессу военные перевороты.

Все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов влиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная Задача всех участников политических процессов — включить свои требования в эти решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.

С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: Демократические , где сочетаются различные формы народовластия, и Недемократические , определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа — западные и "незападные". В своей работе "Незападный политический процесс" Л. Пай назвал 17 особенностей политического процесса в "незападных" странах. Вот основные из них: 1) политика четко не отделена от других общественных сфер; 2) оппозиционные партии и контрэлиты нередко выступают в форме революционных сил; 3) значительное влияние на политический процесс оказывают харизматические лидеры; 4) в политическом процессе доминируют клики и группировки; 5) отсутствует единство в определении стратегии развития государства; 6) невелико значение организованных групп интересов; 7) политический процесс обходится без участия профессиональных политических технологов, и т. д.

Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя в них два вида политического процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе Горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Все участники процесса "играют" по общим правилам, полагаясь на единые правовые нормы. Такой тип возможен в демократических режимах с соответствующей политической культурой. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет. Это достигается мерами приобщения масс к ценностям уважения закона и послушания. Здесь имеет место стихийное проявление интересов масс, чему противостоит государственная власть.

По мере усложнения общественной жизни изменяются механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. Все активнее проявляют себя социальные группы и общественные движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления. На политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, глобальные политические, хозяйственные, военно-стратегические связи. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация и глобализация экономической и социальной жизни.

Мир политики чрезвычайно многообразен, он отличается изменчивостью и динамичностью. Политические системы, существующие в современном мире, не изолированы друг от друга, они находятся в постоянном взаимодействии, при котором неизбежно столкновение различных противоборствующих сил. Поэтому неудивительно, что политическая жизнь начала XXI в. наполнена разного рода политическими противостояниями и конфликтами, кризисами и войнами. Важнейшей задачей становится осмысление причин и прогнозирование последствий таких столкновений, а для этого необходимо дать ответ на целый ряд вопросов. В чем отличие современных политических систем от тех, которые существовали в былые эпохи? Как осуществляется трансформация политических институтов, как изменяются политические ценности, политические идеалы и политическое поведение? Понять сущность политических изменений, происходящих в современном мире, дают возможность понятия «политический процесс», «политическое развитие», «политическая трансформация», «политическая модернизация», «демократизация» и др.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (лат. processus - продвижение) - это совокупность видов деятельности участников политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы.

В современной политической жизни любого общества можно выделить целый ряд политических процессов.

Основание для классификации Виды политических процессов и их характеристика
Среда протекания политического процесса внутриполитические(взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) внешнеполитические(отношения между государствами, связанные с достижением политических компромиссов)
Устойчивость взаимосвязей политических структур стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса как проявление изменения политической обстановки)
Природа политического процесса эволюционные (постепенные, изменения определенных видов взаимодействия" 1 субъектов политики, элементов политической системы) Революционные(резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам)
Ориентированность субъектов политики Конфронтационные(обусловленные борьбой между участниками политического процесса) Консенсуальные (обусловленные сотрудничеством между участниками политического процесса)
Время протекания политического процесса длительные (измеряющиеся определенными историческими периодами) Кратковременные (происходящие в условиях реального времени)
Уровень распространения политического процесса глобальные (происходящие в мировом сообществе, а также на уровне национального государства) региональные и локальные происходящие на уровне определенного региона)
Характер протекания политического процесса открытые (характеризующиеся открытым характером, внешними проявлениями) скрытые (латентные) (происходящие без видимых внешних проявлений)

В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития.

Режим функционирования политического процесса – простое воспроизводство сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти. Приоритет традиций над инновациями предохраняет политическую систему от качественных изменений, придавая всей системе политических отношений достаточную стабильность и устойчивость.

Режим функционирования имеет ярко выраженный циклический характер , проявляющийся в последовательной смене определенных фаз осуществления основных политических действий, реализации политической системой четко установленных функций. Циклы политического процесса, как правило, определяются проводимыми с определенной периодичностью выборами в органы государственной власти, которые, выступая «поддержкой» политической системы, легитимизируют действия политической власти. В тоталитарных государствах, где полностью отсутствует политическая конкуренция, такой режим достигает своего крайнего проявления - так называемого политического застоя, проявляющегося в практически полной «консервации» политической жизни, что, в свою очередь, существенно тормозит экономическое, социальное и культурное развитие общества. (пример: советская политическая система периода правления Л. Брежнева 70-х гг. XX в. В это время политическая жизнь в СССР отличалась наибольшим консерватизмом, расширением бюрократического и партийного аппарата, практически полным отсутствием реформ, усилением репрессий по отношению к инакомыслящим, развитием военно-промышленного комплекса, истощавшим экономику страны, что привело к началу 80-х гг. к резкому спаду темпов экономического роста и замедлению научно-технического прогресса, ввергнув страну в системный кризис).

Политическое развитие – это политический процесс, который характеризуется высокой интенсивностью тех или иных политических изменений . Политическое развитие представляет собой такое изменение (или приобретение) качеств и характеристик политической системы, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Режим развития политического процесса сопровождается существенным изменением структуры и характера политических отношений, механизмов функционирования элементов политической системы, а также характера ее взаимодействия с внешней средой.

Стремление ученых выявить источники, характер и направленность политических изменений в обществах, меняющих модели экономического и политического развития привело к формированию теории политической модернизации.

Политическая модернизация – процесс, связанный с формированием или обновлением институтов политической системы, а также характера политических отношений. Основной вклад в развитие теории политической модернизации внесли такие ученые, как Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др.

В отличие от понятия «политическое развитие», понятие «политическая модернизация» употребляется применительно к странам, осуществляющим переход от традиционного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу.

Выделяют два основных типа модернизации:

первичную (оригинальную) или органичную модернизацию (пример: Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, берет свое начало еще в середине XVII в., когда были существенно расширены полномочия парламента и правительства и тем самым заложены основы новой политической системы нового типа. В середине XVIII в. в Англии формируются первые прообразы политических партий - тори и виги, а политические реформы приводят к окончательной ликвидации абсолютизма и установлению конституционной монархии. Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образованием первых политических партий - либеральной и консервативной, а окончательное становление гражданского общества связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в);

вторичную (отраженную) или неорганичную модернизацию (пример: Россия, Бразилия, Турция и пр. – осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап).

Первоначально в политической практике (да и в политической науке) политическая модернизация воспринималась исключительно как вестернизация (англ. western, от west - запад), то есть безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако попытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества ценностями западной цивилизации на практике далеко не всегда оказывались эффективными, что привело к переосмыслению теории политической модернизации в 70-е - 90-е годы XX в., учету своеобразия исторических и национальных условий реформирования традиционных политических систем.

В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной модернизации» (допускающей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной (регрессирующей) модернизации», «рецидивирующей» и даже «тупиковой модернизации».

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Тенденция к осуществлению культурной и политической модернизации оказывает мощное воздействие на общество, стимулируя гражданское участие, легитимацию политической власти, стремление к улучшению жизненных условий и пр. Вместе с тем модернизация всегда отражается на стабильности общества, его культурной и политической систем, подрывая традиционные основы легитимности и политического порядка, меняя привычные жизненные уклады, ценности и нормы поведения .

В последние десятилетия XX в. в рамках теории политической модернизации активно изучается проблема демократизации - перехода от различных форм недемократического политического режима к демократии. Во многом интерес к данной проблематике обоснован теми политическим процессами, которые происходили в странах Восточной Европы в 90-х гг. XX в.

Демократизация в политической науке определяется как процесс изменения политической системы, характеризующийся расширением политических прав и свобод граждан, возникновением политического и идеологического плюрализма, увеличением форм участия населения в политической жизни, децентрализацией государственной власти, реализацией принципа разделения властей, а также построением гражданского общества .

Для осуществления демократизации политического режима необходимо присутствие следующих факторов:

На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т. д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Условиями функционирования и развития демократического политического процесса являются следующие: политический плюрализм; правовое государство; гражданская политическая культура; разделение властей; наличие в обществе прав и свобод граждан; гласность в действиях государственных органов, партий, общественных организаций.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий акторов, а также их логическую последовательность 1 . Другие авторы к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы 2 .

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие

1 Мелешкина Е. Ю. Политический процесс // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учебных материалов. М., 2001. С. 13.

2 Политология: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Решетникова. Минск, 2001. С. 259.

282 Глава 14. Политический процесс

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно, даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).



В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия правящей группы, осуществляющей функции управления, и других групп общества, влияющих на властвующую элиту, сотрудничающих либо конкурирующих друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

Структуру политического процесса можно описать с точки зрения основных временных этапов (фаз) и состояний его протекания, обусловленных соответствующим балансом сил или его нарушением.

14.5. Этапы политического процесса 283

Политический процесс обладает определенной цикличностью, повторяемостью. Большое разнообразие процессов свидетельствует о том, что достаточно сложно выделить общие для всех типов стадии или фазы политического процесса. Как правило, конкретные фазы выделяются при исследовании определенных типов политических процессов, например, связанных с выборами, реализацией конкретной государственной или партийной программы, функционированием политической системы или политического института.

В качестве основных этапов политического процесса следует выделить делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения; принятие решений и формулирование политической воли; реализацию политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Эндрю Хейвуд 1 разбивает политический процесс на четыре стадии, или фазы:

♦ инициирование политики;

♦ формулирование политики;

♦ реализация политики;

♦ оценка политики.

На стадии инициирования политики происходит осознание проблем и начинается поиск путей их решения. Инициирование политики может осуществляться как «сверху» - от политического лидера государства, кабинета министров, так и «снизу» - от общественного мнения, политических партий, групп интересов, средств массовой информации. Общее правило здесь заключается в следующем: чем более демократична и плюралистична политическая система, тем большее давление осуществляется «снизу».

Центральная стадия политического процесса - формулирование политики - предполагает перевод абстрактных идей в конкретные формулы, а также возможную коррекцию первоначальных предложений. Сначала происходит выбор механизмов и процедур, на основе которых будет осуществляться политика. Далее предполагается более точное определение проблемы, т. е. политика может быть переосмыслена теми, кто разрабатывает данную проблему, в отличие от тех, кто ее инициировал. Затем происходят постановка целей и выстраивание приоритетов и далее - анализ и выбор одного из предложенных вариантов политики.

1 Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 494-502.

284 Глава 14. Политический процесс

286 Глава 14. Политический процесс

пятых решений, проведения оперативных мероприятий, связанных с перераспределением ресурсов, и др. Таким образом, заключительная фаза политического процесса служит прологом для последующих политических решений.